МХР - советский дирижабль мягкого типа. Проект дирижабля разрабатывался в КБ Туполев. Дирижабль строился на средства, собранные рабочими резиновой и химической промышленности Москвы и Московской губернии. МХР расшифровывалось как "Московский химик-резинщик"
1 дирижабль МХР произведенный на заводе "Красный каучук" в Москве в 1923-1924 годах.
МХР Дирижабль.
foto foto Эксплуатантом являлась Ленинградская высшая воздухоплавательная школа. Имел имя собственное - "Московский химик-резинщик". Оболочка дирижабля был окрашена в камуфляжную раскраску. Строительство начато 4 ноября 1923 года. Сборка и испытание проводились в Ленинградской Высшей воздухоплавательной школе. Первый полет продолжительностью 2 часа 5 минут совершил 16 июня 1925 года (командир экипажа - В.Л. Нижевский). Во время второго полета обнаружена сильная утечкя газа. Предназначался агитационных полётов, обучения экипажей, а также для воздушой разведки. В 1928 году во время перелета из Ленинграда в Москву был обстрелян караулом военного завода в окрестностях Твери, и совершил вынужденную посадку в районе города Тверь. В 1928 году передан для восстановления в Школу воздухоплавания Мосавиахима в разобранном состоянии, наземным транспортом. До осени 1928 года несколько раз перестраивался. 31 августа 1928 года потерпел аварию, оболочка дирижабля получила сильные повреждения, и была признана не подлежащей восстановлению. Позже оканчательно разобран. В 1928 году чертежи и гондолу МХР передали для восстановления в Школу воздухоплавания Мосавиахима. В 1930 году гондола МХР была модернизирована, и использовалась для строительства дирижабля СССР В-4 (Комсомольская правда). Всего совершил 21 полет общей продолжительностью 43 часа 29 минут.
Источники:
1. Обухович В. А., Кульбака С. П. "Дирижабли на войне"