Пятница, 29.03.2024, 02:50





















Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3

5 самолетов Ту-104 (8 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1958 году.

9350801 СССР-42391 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 31 января 1959 года. 6 февраля 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42391, 18 февраля 1959 года. 17 декабря 1962 года передан в авиакомпанию CSA ЧССР, в связи с чем 2 марта 1963 года исключён из Государственного реестра воздушных судов СССР. В CSA получил регистрацию OK-NDF и собственное имя "Ceske Budejovice", в честь одного из городов ЧССР. Списан в сентябре 1974 года. В 1975-1976 годах в г. Прага в а/п Рузине (Ruzyne) был перекрашен в цветовую схему а/к Alitalia для съемок в фильме. Позже установлен вблизи города Olomouc, в Чехиии, использовался как ресторан. Ресторан был закрыт в конце 90х - начале 2000х годов. В настоящее время находится около города Olomouc, в Чехии, в качестве авиапамятника.

9350802 СССР-42392 Ту-104А Эксплуатантом являлось Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Произведен 20 февраля 1959 года. 6 марта 1959 года поступил в Узбекское УзГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42392, 17 апреля 1959 года. 15 июля 1959 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА). 31 января 1963 года передан в Дальневосточное УГА (ДВУГА) 202 ЛО (а/п Хабаровск-Новый). 2 марта 1974 года попал в лётное происшествие в а/п Ташкент-Южный. При ночной посадке на обледеневшую полосу борт выкатился за боковой срез ВПП. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-85 на 85 мест. Списан 24 января 1979 году по отработке назначенного ресурса по полетам.

9350803 СССР-42393 Ту-104А Эксплуатантом являлось Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Произведен 31 марта 1959 года. 5 апреля 1959 года поступил в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42393, 17 апреля 1959 года. 15 июля 1959 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА). 31 января 1963 года передан в Дальневосточное УГА (ДВУГА) 202 ЛО (а/п Хабаровск-Новый). 20 мая 1969 передан в Украинское Территориальное УГА, 90 ЛО (а/п Одесса-Центральный). Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-100 на 100 мест. В 1978 году при заходе на посадку в аэропорту Сухуми, в самолет попала молния в результате чего от киля оторвался кончик 20-30 см. В результате расследования, из-за предпосылки к летному проишествию, действия экипажа признали правильными. Списан 28 апреля 1979 года. С 18 августа 1979 года был установлен в г. Одесса в парке Горького на углу ул. Генерала Петрова и ул. Космонавтов, где использовался в качестве кинотеатра. foto location Был сожжён, а затем утилизирован в 1988 году.

9350804 СССР-42394 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 10 мая 1959 года. 11 мая 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42394, 14 июля 1960 года. С 24 июня 1959 года по июль 1962 года находился на территории ВДНХ СССР в качестве экспоната. Документально был передан 9 января 1961 года в ГК НИИ ВВС, куда ушел после демонстрации на ВДНХ. Использовался для тренировки на невесомость. Для этих целей был переоборудован в ЛИИ им. М. М. Громова. Предназначался для испытания в невесомости приборного оборудования, агрегатов, а также модели лунного самоходного аппарата «Луноход-1». 7 марта 1975 года передан в Министерство радиопромышленности (МРП Солнцево). В дальнейшем, был возвращён в ВВС СССР, точная дата передачи неизвестна, базировался в ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковский. Дальнейшая судьба борта неизвестна.

9350805 СССР-42395 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 29 мая 1959 года. 15 июля 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42395, 23 июня 1959 года. С 5 января 1960 года базировался в а/п Шереметьево, однако точный эксплуатант неизвестен. 15 февраля 1964 года передан в ТУМВЛ (а/п Шереметьево). 25 марта 1972 года передан в Восточно-Сибирское УГА в 1-й Иркутский ОАО (а/п Иркутск). Списан 26 июня 1979 года по отработке общего срока службы.



Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
8. Крапошин П.В. - Самолет Ту-104АК для тренировки космонавтов - экспонат музея ВВС России.

Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко

При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев

Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика