Среда, 09.10.2024, 04:36
Итальянские Як-40 Автор © Фиоренза Де Бернарди переведено с итальянского администрацией сайта В период с 1970 по 1990 год в нашей стране работал небольшой флот советских самолетов Як-40, трехдвигательных самолетов построенных с учетом условий эксплуатации, сложившихся в СССР. Самолет был предназначен для использования на коротких и не подготовленных взлетно-посадочных полосах на местных и средних авиалиниях, обеспечивающий эффективную перевозку 30 пассажиров. Самолет был очень универсальным, но имел слабое место – три прожорливых реактивных двигателей АИ-25. Эти самолеты были одним из немногих случаев использования на Западе, самолета из-за «железного занавеса» во время холодной войны. Большая часть моей профессиональной карьеры была «прожита» в кокпите такого самолета, что разумеется особенно сказалось на моих воспоминаниях. На этой странице мы попытались воссоздать историю этой небольшой группы самолетов, которые передавались от одной авиакомпании к другой в течении двадцати лет службы в Италии. В дополнение к моим воспоминаниям, эта небольшая работа стала возможной благодаря друзьям из аэроклуба Флоренции, Николы Педде (автора замечательной книги, альманаха по итальянским авиакомпаниям, издания GAN) и исследователя Стефана Сартини. Наконец я бы хотел поблагодарить авторов за разрешение публикации фотографий. Капитан Фиоренза Де Бернарди В 1966 году в аэропорту Флоренции начала работать авиакомпания Aertirrena. На небольших двухмоторных самолетах перевезла 16000 пассажиров на нескольких сезонных маршрутах, таких как Флоренция – Эльба и Флоренция – Генуя - Эльба, и на услуге авиатакси. В 1970-1972 годах на линии компании вышли три небольших трехдвигательных Як-40: они были поставлены как оплата в обмен на оборудование для текстильной промышленности в СССР. В 1971 году Яковлев поручил компании предоставить для презентации самолет Як-40 с регистрационным номером I-JAKA на Дальнем Востоке и Австралии. Вся презентация была организована Фиоренза Де Бернарди. Учитывая ограниченное время автономного полета, данная презентация представляла из себя сложную операцию, разбивая путешествие на несколько этапов. Другие два Яка с регистрационными номерами I-JAKE e I-JAKI некоторое время эксплуатировались в Olympic Airways. Один из них, эксплуатирующийся на греческих островах, потерпел аварию при посадке. В то время была нехватка персонала и новый КВС мел небольшой опыт посадки в Чампино. Самолет воссатновили и вернули во Флоренцию из Афин. Также были введены авиалинии авиакомпании Aertirrena между Флоренцией, Генуей, Римом, Миланом, Болонье и Албенгой. Это был один из самых сильных успехов национального регионального перевозчика в те годы, работая на рынке с сильными монополистами, имея только незрелый потенциал основанный лишь на инициативе. Финансовые трудности, равнодушие и плохие условия содержания местных аэропортов привело авиакомпанию Aertirrena к закрытию своего бизнеса в 1975 году. В том же году парк Як-40 был обнаружен авиакомпанией Air 70, которая должна продолжить дело авиакомпании Aertirrena, но это все осталось на уровне попытки. Авиакомпания оказалась не в силах поставить самолеты на авиалинии. В 1975 году финансовая группа для создания Генуэзской флота создала авиакомпанию Avioligure. Два Як-40 с регистрационными номерами I-JAKI e I-JAKE изначально поставили на рейсы из Флоренции в Рим и Милан, Турин, а в дальнейшим был открыт опытный рейс в Цюрих. После непродолжительного периода эксплуатации Як-40 с регистрацией I-JAKA был возвращен Аэрофлоту (и очевидно перерегистрирован в Советском реестре). Затем этот самолет после ремонта был приобретен авиакомпанией Belaviaservis (BAS) и зарегистрирован EW-87657 до списания. Деятельность авиакомпании Avioligure в то время шла хорошо: изначально заполнив 50%, достигнула пика в 90% на авиалинии в Милан, часто оставляя пассажиров на земле. В результате этих факторов и открытии новых маршрутов, авиакомпания наняла Fokker F.27 в Голландии с регистрационным номером I-ALML. Разрешение на использование Fokker F.27 в аэропорту Перетола, после продолжительной эксплуатации вероятно не было получено. Проблема оказалась из-за близости автодороги от взлетно-посадочной полосы. На этом промежутке автодороги был установлен специальный светофор, чтобы остановить автомобильное движение во время прохождения самолета Fokker, но он так и не вступил в действие. Из-за того, что каждые выходные в аэропорт Перетола прилетал самолет ВВС Fokker F.27 Нидерландской королевы Беатрикс, 19 октября 1979 года сотрудники авиакомпании Avioligure, измученные задержками из-за принудительной остановки самолета на земле, устроили демонстрацию перед военными с большим количеством баннеров и знаков. В результате этих событий было задержано возобновление разрешения на эксплуатацию Як-40, в результате чего деятельность авиакомпании была полностью заблокирована. Эта удивительная история добавила к самому аэропорту десять недостатков, таких как: трудности заправки, ненадежность пожарных служб, отсутствие навигационных средств, помехи для радиомаяка и т.д. Смелая инициативная компания Avioligure не смогла справится с такими неудачами, в результате чего авиакомпания обанкротилась в начале 1980 года. Один из двух Як-40 с регистрационным номером I-JAKE потерпел катастрофу при посадке в аэропорту Генуе. В начале этого же года в аэропорту Линате авиакомпания CADABO взяла себе в эксплуатацию оставшийся Як-40 с регистрацией I-JAKI, к которому позже присоединился второй самолет Як-40 с регистрацией I-JAKO. Эта авиакомпания закончила свою деятельность в 1986 году, во время преобразования в авиакомпанию Alinord с аэропортами базирования Линате и Чампино. Компания осуществляла чартерные рейсы используя также два самолета F-28 из флота CADABO. Перевозки прекратились в 1990 году. Як-40 с регистрацией I-JAKO был возвращен правительству Анголы, где он эксплуатировался до списания. Як-40 с регистрацией I-JAKI эксплуатировался до конца авиакомпании Alinord. Источники: 1. сайт Фиоренза Де Бернарди с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь. |
|