Пятница, 29.03.2024, 14:49




















РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
1930-е годы
 
Автор © Р. Г. Вениаминов
 
В 1930-х годах схема «рамы» вновь широко овладела умами конструкторов, и, одна за другой, крылатые «рамы» взлетали в небо с земли и воды. В СССР не отставали от модных тенденций. Более десятка «рам» было создано в наших КБ, но все они остались опытными экземплярами


В 1931 году начались испытания сразу двух «рам». Это был самолёт А. Туполева АНТ-23/И-12 – экспериментальный истребитель (2-балочный, 2-мотора с тандемным расположением в фюзеляже), и опытный планёр Б. Шереметова Ш-3, тоже 2 балки и 2 киля.


Через два года от земли оторвался потрясающий воображение гигант К. Калинина К-7. Уникальный 2-балочный, 7-моторный бомбардировщик (как вариант – пассажирский) весом в 38 тонн разбился в 11-м испытательном полете. Затем были заложены два дублёра, но не сложилась их судьба, как и самого конструктора. Его, как и двух других создателей советских «рам» – А. Туполева и П. Гроховского, ожидали арест и тюрьма. Только А. Туполев избежал гибели. Его гигант (43 тонны) – гидросамолёт АНТ-22/Морской Крейсер-1 (2-фюзеляжный, 6-моторный), летал в 1934 году и тоже остался в одном экземпляре. В 1934 году конструктор И. Четвериков построил два опытных мини-гидросамолёта для подводных лодок: первый – ОСГА-101 (нескладной, 1-моторный, 1-фюзеляжный, с рамным хвостовым оперением) и СПЛ (складной). В 1935 году группа конструкторов создала ещё один оригинальный самолёт под названием АСК – «Амфибия Северного Края» – 1-моторный, 2-фюзеляжный, напоминающий популярные «рамы» «Савойя-Маркетти».


Конструктор П. Гроховский вошел в историю сразу с двумя своими «рамами». Это Г-37 – 2-моторный, 2-балочный транспортно-десантный самолёт (1934 г., 1 экз.) и Г-38 «Лёгкий крейсер» – боевой, многоцелевой, 2-балочный, 2-моторный (1936 г., 1 экз.). Если первая машина осталась на фотографиях, то от второй, быть может, в силу секретности, осталась лишь схема проекта… Через год (1937 г.) начались испытания ЛЕМ-2 (ОКА-33) – 2-балочного планеролёта О. Антонова, и тоже опытного.


Сразу же после освоения в СССР французских моторов Рено «Бенгали» (названных у нас МВ-6), конструктор А. Москалёв в 1939 году приступил к созданию САМ-13, 2-балочного, 2-моторного тандемом, истребителя. Испытания этого самолёта проходили перед войной. Но от него осталась только одна фотография и схема, весьма напоминающая «раму» Фоккера D.23. И неофициальный рекорд скорости в 603 км/ч.


Кроме СССР, только Франция в тот период смогла создать несколько подобных «рамных» конструкций. Мировой кризис до второй половины 1930-х годов не позволял рассчитывать на большие заказы на новые самолёты, тем более – необычных конструкций. И все же в 1930 году вышеупомянутый инженер Луи де Монж (Louis De Monge) сконструировал на фирме EXINO 2-моторный 2-балочный разведчик 120 RN3. В том же году фирма Bordelaise построила 3-моторный 2-балочный пассажирский самолёт DB-70, в 1931 году фирма SPCA подняла в воздух 2-моторный многоцелевой type 30 (2 экз.), а в 1932 году полетел огромный 4-моторный 2-балочный бомбардировщик с несколькими названиями Dyle et Bakalan/SASO-20/AB 20/BN 5, аналог советского ТБ-3. Через год французы испытали «раму» фирмы «Блерио» Bleriot-125 – необычный 2-фюзеляжный 2-моторный транспортный самолёт. Примерно схожую схему имел 1-моторный 2-лодочный гидросамолёт Levasseur PL-201 середины 1930-х годов. В 1933 году начались испытания прототипа 2-балочного истребителя «Анрио» (Hanriot) H.110 (один мотор с тянущим винтом). Через год взлетел модернизированный Hanriot Н.115. Но все эти машины остались в одном экземпляре. Был у французов ещё один оригинальный пассажирский самолёт Weymann 66 (3-моторный, 2-балочный, 1933 г.) на 8 пассажиров, весьма напоминавший гидросамолёты И. Сикорского, но в сухопутном варианте.


Только американцы в те времена попытались составить конкуренцию создателям советских и французских «рам». В США инженер В. Бурнелли (V. Burnelli) с 1928 по 1945 гг. создал целую серию опытных грузовых монопланов с несущим фюзеляжем 2-балочной конструкции. Самолеты СВ-16, GX-3, UB-20, , UB-14, OA-1 и CBY-3 не пошли в серию, но вошли в историю. Cхему Бурнел-ли попыталась использовать американская фирма WACO. Опытные планёры 2-балочной конструкции MC-1 и XCG-16 испытывались в 1943 году, но развития не имели. В 1930 (по другим данным – в 1932 г.) году изобретатель К. Вэнс (C. Vance) построил на фирме Emsco опытный самолёт B-8 Flying Wing – 1-моторную 2-балочную «раму» с толкающим винтом и крылом большого удлинения. Ещё одна опытная 1-моторная машина «рамным» хвостовым оперением Д. Нортропа (Northrop) Avio 1 в 1930 году также проходила испытания. Она стала предтечей всех знаменитых самолётов Нортропа. В 1934 году другой американец Д. Хаммонд (D. Hammond) разработал лёгкую 1-моторную 2-балочную «раму» Model Y и даже запустил её на фирме Stearman-Hammond в серийное производство. Всего было изготовлено порядка 20 экз. самолётов Y-1. Аналогичный, но 2 моторный аэроплан AG-4 Crusader был построен фирмой American Giro в 1935 году (1 экз.). Х. Кэмпбелл (H. Campbell) в этом же году сконструировал аналог Y-1 под обозначением model F. Еще один американец Т. Абрамс (Т. Abrams) в 1937 году построил «рамный» 1-моторный моноплан Р-1 Explorer, предназначенный для воздушного наблюдения. Забавная 2-балочная «рама», которую построил конструктор H. Booth в виде крошечной летающей лодки, летала в 1931 году.


Тем временем неумолимо надвигалась новая мировая война. В мирной Голландии подняли в воздух целых два образца «рамной» схемы. Многоцелевой 2-балочный 2-моторный Fokker G.1 произвёл в 1937 году на авиационную общественность большое впечатление и даже пошел в серию – аж в 36 экземпляров. И даже приял участие в боевых действиях. Следующий самолёт Fоккер D.23 (1939 г.) – 2-моторный тандем, 2-балочный – остался экспериментальным. Эта машина была очень похожа на советский САМ-13 (1939 г.). В Великобритании в 1939 году испытывали опытный лёгкий самолет-разведчик Arpin A-1 (1-моторный, 2-балочный, 1 экз.)


Ещё одна «рама» оказалась экспериментальной в Чехословакии. Незадолго до оккупации, в 1938 году там стали испытывать многоцелевой самолёт Praga E-51 – он был похож и на голландский G.1, и на самую известную на советском фронте «раму» – Focke-Wulf FW 189. Немцы даже испытывали «Прагу», но не увидели в ней никаких перспектив. Зато «рама» Курта Танка строилась в Чехословакии (в той же Праге) общим «тиражом» в 337 экз. Всего же за годы войны было выпущено 828 (по другим данным 846) самолётов FW 189 в вариантах разведчика-корректировщика, штурмовика, перехватчика и учебно-тренировочной машины. Причём в Германии – 198 экз., а во Франции – 293 экз. Удачное сочетание боевых и конструктивных особенностей «Фокке-Вульфа» позволяют назвать этот самолёт лучшим фронтовым разведчиком Второй мировой войны. Подтверждением этому служит то, что после войны, по настоятельным требованиям руководства Советской армии в ОКБ П. Сухого был создан и успешно испытан самолёт-аналог «Фоккера» (так называли у нас для краткости самолёты фирмы «Фокке-Вульф») разведчик-корректировщик артиллерийского огня Су-12 (1947 г.). Однако руководству страны и авиационной промышленности не захотелось связываться с «устаревшей» конструкцией, и даже настойчивые предложения разместить заказ на Су-12 в той же Чехословакии, не возымели положительной реакции. А вот американцы, спустя 20 лет после войны пришли к закономерному выводу, и во Вьетнаме использовали целых две «рамы» в качестве самолётов поля боя.


Ещё одна германская «рама» – «Блом унд Фосс» (Blohm und Voss) BV 138 (276 экз.) была поднята в воздух в 1937 году. Эта 3-моторная 2-балочная летающая лодка успешно эксплуатировалась в течение всей Второй мировой войны и стала основным немецким гидросамолётом в своем классе (весом до 15 тонн).


Кстати, ещё одна оригинальная 2-балочная летающая лодка довоенного времени стала очень популярной в конце 20 века. Это знаменитый 2-моторный транспортный «Нырок» (Conwing L-16 Sea Duck) из мультсериала «Чудеса на виражах» (TaleSpin), напоминающий одновременно гидросамолёт BV 138 и сухопутный С-82.



 

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика