Ровно 55 лет назад, 17 октября 1958 года, выполняя рейс Москва-Пекин, произошла катастрофа самолета Ту-104А СССР-42362 под управлением Гарольда Дмитриевича Кузнецова. Самолет упал в Чувашской АССР, 27 км западнее Канаша, около платформы Апнерка. Погибло 80 человек (71 пассажир и 9 членов экипажа). Причиной катастрофы стала потеря управляемости при попадании самолета в зону возмущенной атмосферы во время разворота со снижением. Мощным восходящим турбулентным потоком самолет был подхвачен до высоты около 12 000 м, вышел на критические углы атаки и перешел в неуправляемое снижение. В момент бедственного положения последние слова Гарольда Кузнецова помогли комиссии, расследовавшей катастрофы, выяснить истинную причину катастрофы. Ниже приведем полностью переговоры экипажа РДС Казань с самолетом Ту-104А СССР-42362.
42362: Вероника (позывной РДС Казань), 42362, прием... Вероника, 42362, прием... Верноника: 42362, Вероника отвечает вам. 42362: Занимаю 10000, возвращаюсь Свердловск. Вероника: Вас понял, хорошо, занимайте, условия даю. 42362: Вас понял, занимаю 10000. ... 42362: Спасайте, Вероника, спасайте, спасайте, спасайте, бросило машину, бросило машину! Вероника, погибаем, до свидания... 42362: 42362, 42362, конец, погибаем, до свидания... Бросило машину Вероника: 42362, снижайтесь, снижайтесь 42362: 42362, погибаем, 42362, погибаем, до свидания, дорогие, до свидания, конец, конец, передайте родным, передайте родным... Вероника: 42362, 42362, 42362 Вероника: 42362, 42362, 42362 Вероника: 42362, Веронике ответьте Вероника: 42362, Веронике ответьте
Из-за так называемого "подхвата", самопроизвольного неконтролируемого экипажем увеличения угла тангажа, самолет уходил с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, терял скорость, сваливался на крыло и входил в штопор. Впоследствии было принято решение ограничить эшелоны полетов самолетов Ту-104 до 9 000 м, уменьшить допустимую предельно заднюю центровку, расширить диапазон углов отклонения руля высоты и уменьшить угол установки стабилизатора. Новых трагических жертв удалось избежать ценою жизни экипажа под управлением Гарольда Кузнецова.
Состав экипажа: Кузнецов Гарольд Дмитриевич - КВС-инструктор Артемов Антон Филимонович - КВС-стажер Рогозин Игорь Александрович - второй пилот Мумриенко Евгений Андреевич - штурман Веселов Иван Владимирович - бортмеханик Федоров Александр Сергеевич - бортрадист Смоленская Майя Филипповна - бортпроводник-переводчик Горюшина Татьяна Борисовна - бортпроводник Маклакова Альбина Ефимовна - бортпроводник |