АК-1 - первый отечественный пассажирский четырехместный самолет В. Л. Александрова и В. В. Калинина, однодвигательный подкосный высокоплан с трапециевидным крылом толстого профиля. подробнее чертеж video
1 самолет АК-1 произведенный на заводе ГАЗ №5 в Москве в 1923 году
??? R-RDAX АК-1 Эксплуатантом являлось ЦАГИ. Произведен с апреля по ноябрь 1923 года на средства, внесенные латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота. 1 февраля 1924 года совершил первый полет (летчик А. И. Томашевский). С 8 февраля по июнь 1924 года проходил заводские испытания. foto 15 июня 1924 года получил имя собственное "Латышский стрелок" и был передан обществу "Добролет". Зарегистрирован 18 августа 1924 года, как R-RDAX. foto foto foto Эксплуатировался до 15 сентября 1924 года на авиалинии Москва - Нижний Новгород. Совершил несколько перелетов Москва - Казань. К зиме 1924 года налетал 11000 км и перевез 172 пассажира. Зимой 1924-1925 года произведен ремонт. Весной 1925 года был включен в состав экспедиции, для "Дальневосточного перелета" (Перелет Москва - Пекин) по маршруту: Москва - Нижний Новгород - Казань - Сарапуль - Красноуфимск - Свердловск - Курган - Петропавловск - Омск - Каинск - Новониколаевск - Мариинск - Красноярск - Канск - Нижнеудинск - Иркутск - Верхнеудинск - Кяхта - Урга - Уда - Пекин. 10 июня 1925 года в 8 часов утра стартовал в перелет Москва - Пекин с Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве (экипаж летчик А. И. Томашевский и бортинженер Н. А. Камышев). foto foto foto foto 27 июня 1925 года приземлился с другими самолетами-участниками перелета в Иркутске. 1 июля 1925 года совершил вынужденную посадку из-за поломки бензиновой помпы, после чего А.И. Томашевский на лошади добрался до ближайшего телеграфа и сообщил о поломке на самолете. После ремонта помпы и подвоза бензина на машине, 5 июля 1925 года приземлился в Монгольской столице, в Урге. 8 июля 1925 года стартовал из Урге для перелета Урга - Удэ. 8 июля 1925 года совершил вынужденную посадку с поломкой шасси в 180 км к северу от Удэ. После починки самолета вылетел в Пекин, преодолев маршрут общей протяженностью 6566 км. 17 июля 1925 года прибыл в Пекин (остальные самолеты-участники перелета достигли Пекина 13 июля 1925 года). После перелета совершал демонстрационные полеты по Китаю. 20 августа 1925 года был разбит в Кайфыне. После аварии оставлен в Китае.
1 реплика АК-1 произведенная в Троицком АТУ в Троицке в 1986 году
??? R-RDAX АК-1 Произведен в апреле 1986 года специально для головного отраслевого музея истории гражданской авиации в г. Ульяновск. В 1984 году начаты работы по воссозданию. Реплику изготавливали авиатехники: В. Соколов, В. Булгаков; курсанты: И. Гурков, А. Джантлесов, Е. Курбатов, С. Василенко, А. Солнцев, В. Борисов, Р. Мустафин. foto foto Силами Троицкого АТУ были выполнены чертежи и расчеты на прочность, разработана технология сборки. В 1986 году доставлен в Ульяновск и передан музею истории гражданской авиации. foto Позже был отдан на съемки фильма "Верными останемся", где был поврежден. Восстановлен с ошибочными изменениями конструкции самолета. Долгое время хранился в запаснике музея истории гражданской авиации в г. Ульяновск в ангаре на территории АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. Весной 2011 года доставлен на территорию музея. foto 26 августа 2011 года собран сотрудниками музея и выставлен в основной экспозиции в крытом ангаре вместе с По-2 и Як-12. foto foto foto foto
Источники
1. Сайт авиационная энциклопедия «Уголок Неба» АК-1
2. В. Б. Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
3. С. Рязанов - Второе рождение первенца (Воздушный транспорт 19 апреля 1986 года)
4. Е. А. Коноплев - На край земли за самолетом
5. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland)
6. Lennart Andersson - Soviet Airgarft and aviation 1917-1941 (Putnam, UK, 1994)
7. М. М. Громов. «На земле и в небе» Перелёт Москва - Пекин - Токио
8. М. Маслов - Москва - Пекин - Токио первый великий перелет советской авиации
9. Архив Головного отраслевого музея истории Гражданской авиации