Суббота, 21.10.2017, 15:00





















Т-4 (100) - ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец , предназначенный для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки. подробнее чертеж

1 полноразмерный макет Т-4 произведенный на ММЗ «Кулон» в Москве в 1966 году

??? Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Полноразмерный макет. foto foto Произведен в декабре 1966 года. С 17 января по 2 февраля 1967 года был рассмотрен макетной комиссией. Рассматривался в двух вариантах – ударном и разведывательном.

5 самолетов Т-4 произведенных на ТМЗ совместно с ММЗ «Кулон» в Москве в 1967-1972 годах foto foto foto foto foto

100С Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Планер для статических испытаний. Произведен в 1972 году. Передан в ЦАГИ для проведения статических испытаний. Испытаниям подверглись: фюзеляж и отклоняемая носовая часть, кабинные отсеки, переднее горизонтальное оперение, элевоны, передняя и главные опоры шасси, воздушные гондолы двигателей, приборные гермоотсеки и ряд других элементов планера. Отклоняемая носовая часть фюзеляжа вместе с кабинным и приборным отсеками подверглись тепловым испытаниям с кинетическим нагревом до 250° С в термостатической камере. Результаты статических исследований подтвердили достаточную прочность конструкции планера. До начала первого этапа летных испытаний был проведен достаточный объем статических испытаний, что позволило разрешить летные испытания и безопасно провести их первый этап на самолет Т-4 з/н 101.

101 “101 желтый” Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для отработки бортовых систем, определения устойчивости и управляемости на максимальных скоростях полета и определения ЛТХ. В 1969 году на ТМЗ была закончена сборка баковой части фюзеляжа с центропланом головной части фюзеляжа, а также проведена опрессовка и проверка герметичности приборных отсеков и кабин. После чего головная часть фюзеляжа была отстыкована и отправлена для производства монтажных работ на ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). foto На ММЗ "Кулон" была произведена сборка гондолы с баковой частью фюзеляжа, центропланом и передней частью крыла. Параллельно был начат монтаж гидро-, пневмо- и топливной систем и электрооборудования, произведен предварительный монтаж передней опоры шасси, получены для монтажа главные опоры шасси, а также закончено изготовление деталей и начата сборка отъемной части крыла, элевонов и вертикального оперения. В 1970 году происходила полная сборка различных систем и агрегатов. foto Окончательная сборка и монтаж систем и оборудования проходили на ММЗ «Кулон». foto Произведен в 1971 году. 30 декабря 1971 года был перевезен из сборочного цеха ММЗ «Кулон» на ЛДБ в ЛИИ им. Громова в Жуковском. В январе-марте 1972 года на самолете проводились доводочные работы, отладка и отработка систем. Были проведены попарные и общие запуски двигателей РД36-41. 20 апреля 1972 года самолет принят на летные испытания (экипаж: заслуженный летчик-испытатель СССР, ГСС B. C. Ильюшин, заслуженный штурман СССР Н. А. Алферов). Нанесен бортовой номер "101 желтый". foto foto foto foto foto foto По программе предполетной подготовки выполнил 8 рулежек, из них четыре - с доведением скорости самолета до близкой к взлетной, также было произведено два прерванных взлета. Первый полет самолета откладывался из-за летних пожаров торфяников 1972 года. 22 августа 1972 года совершил первый полет (экипаж: заслуженный летчик-испытатель СССР, ГСС B. C. Ильюшин, заслуженный штурман СССР Н. А. Алферов), продолжительностью 40 минут. foto fotoalbum С 22 августа 1972 года по 6 июля 1973 года проходил первый этап летных испытаний, состоящий из девяти полетов. foto foto fotoalbum 4 января 1973 года совершил второй полет продолжительностью 41 минута . 14 февраля 1973 года совершил третий полет продолжительностью 34 минуты. 13 апреля 1973 года совершил четвертый полет продолжительностью 53 минуты. 19 апреля 1973 года совершил пятый полет продолжительностью 1 час 24 минуты. 24 мая 1973 года совершил шестой полет продолжительностью 50 минут. 15 июня 1973 года совершил седьмой полет продолжительностью 1 час 55 минут. 26 июня 1973 года совершил восьмой полет продолжительностью 1 час 16 минут. 6 июля 1973 года совершил девятый полет продолжительностью 1 час 6 минут. 22 января 1974 года начал проходить второй этап летных испытаний, на котором предполагалось довести скорость самолета до 3000 км/ч (М=2,8) с максимальной взлетной массой 128 тонн. 22 января 1974 года совершил десятый последний полет продолжительностью 1 час 1 минута, во время которого была достигнута скорость М=1,36. К марту 1974 году все работы приостановились. Налет СНЭ 10 часов 20 минут, совершил 10 посадок. подробнее В 1982 году передан в Музей ВВС. Доставлен наземным путем. В музее на самолет нанесен новый бортовой номер “101 красный”. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto На рубеже 80х годов из нарушения центровки завалился на хвост. foto Восстановлен. В 1994 году на самолете отвалилась отклоняемая носовая часть фюзеляжа. foto foto foto foto foto Кустарным способом с помощью металлической заплаты отреставрирован. foto В настоящее время находится в основной экспозиции музея под открытым небом в удовлетворительном состоянии. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location

102 Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для отработки навигационного комплекса. С 1969 по 1972 год на ТМЗ совместно с ММЗ «Кулон» проходили работы по изготовлению агрегатов планера. foto foto foto Окончательная сборка и монтаж систем и оборудования проходили на ММЗ «Кулон». Произведен в середине 1973 года. В начале 1974 года должен был приступить ко второму этапу летных испытаний, но к марту 1974 году все работы приостановились. Фрагменты самолета переданы в качестве наглядного пособия в МАИ, где экспонировались в одном из ангаров, пока не были утилизированы и отправлены на переплавку. Отдельные части фюзеляжа находятся в МАИ в ангаре №1, корпуса №1/14 в учебной лаборатории кафедры №101 "Проектирование самолётов". foto

103 Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для реальных пусков управляемых ракет. На данном самолете размещалось дополнительное топливо в центроплане, а также уменьшены размеры подвесных топливных баков. На самолете должен был быть более легкий и технологический киль. С 1971 по 1972 год на ТМЗ совместно с ММЗ «Кулон» проходили работы по изготовлению агрегатов планера. foto foto Утилизирован.

104 Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для отработки применения бомбового вооружения, пуска управляемых ракет, а также для испытаний для оценки дальности полета. С 1971 по 1972 год на ТМЗ совместно с ММЗ «Кулон» проходили работы по изготовлению агрегатов планера. foto Задел утилизирован.

105 Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для отработки систем радиоэлектронного комплекса. К постройке не приступили.

106 Т-4 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Кулон" (ОКБ П. О. Сухого). Предназначался для отработки всего ударно-разведывательного комплекса в целом. К постройке не приступили.

Министерство обороны СССР заказало 250 самолетов Т-4, которые должны были быть поставлены в 1975-1980 годах. Из-за малых производственных мощностей ТМЗ, которых с большим трудом хватало лишь 3-5 самолетов в год, серийное производство планировалось начать на Казанском авиационном заводе. В результате активного вмешательства А. Н. Туполева и П. В. Дементьева этим планам не суждено было сбыться. В начале 1974 года П. В. Дементьев предлагал построить партию из 50 самолетов Т-4 на ТМЗ, параллельно расширяя базу завода для производства заказанной крупной партии самолетов. 27 января 1976 года вышел приказ МАП СССР под № 38, которым закрывались работы по программе изделия "100", а на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 декабря 1975 года №1040-348, этим же приказом было принято решение о создании самолета Ту-160.


Источники:
1. Ильдар Бедретдинов - Ударно-разведывательный самолет Т-4
2. В. Антонов, Н. Гордюков, В. Золотов - Явление «Сотки», журнал Мир Авиации (25) №1 за 2002 год

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES