Понедельник, 21.08.2017, 22:31





















Як-30 - советский реактивный учебно-тренировочный самолёт, классический низкоплан реданной схемы. подробнее чертеж

4 самолета Як-30 произведенных на заводе №115 Москве в 1960-1961 годах

1 "30 желтый" Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР (с 2 марта 1965 года МАП), авиазавод №115 (ОКБ Яковлева). Агрегаты планера построены на заводе №272 в Ленинграде, которые затем поступили для сборки на завод 3115 в Москве. Произведен 15 мая 1960 года. Имел бортовой номер "30 желтый". foto foto С 20 мая 1960 года проходил заводские испытания (летчики авиазавода №115 В. П. Смирнов, В. Г. Мухин и В. М. Волков; летчики ЛИИ С. Н. Анохин, В. М. Пронякин, А. П. Богородский). 13 августа 1960 года демонстрировался высшему руководству СССР в Тушино, среди которых были маршал А. А. Гречко, Д. Ф. Устинов и Л. И. Брежнев. foto foto С 30 августа 1960 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. 9 июля 1961 года участвовал в воздушном параде в Тушино (летчик-испытатель О. В. Гудков). foto foto Во втором квартале 1962 года переоборудовали в летающий командный пункт Як-30М (Як-30КП) для проведения второго этапа Госиспытаний (беспилотный взлет и посадка) самолета-мишени Як-25РВ-II (ведущий инженер В. Г. Цвелев). В передней кабине оборудовали рабочее место оператора, разместив в ней УКВ радиостанцию с передатчиком ПРД-3с. АФУ установили на передней кромке стабилизатора. Радиостанцию "Коллинз" заменили на РСИУ-5, штыревую антенну которой установили впереди кабины. До августа 1963 года проходил Государственные испытания Як-25РВ-II. После чего использовался при выполнении боевых работ с самолетами-мишенями Як-25РВ-II, Ил-28 и Ту-16. После вывода из эксплуатации был передан, как учебное пособие, в филиал МАИ "Взлет" в Ахтубинске, где находится в настоящее время разукомплектованном состоянии.

2 "50 желтый" Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР (с 2 марта 1965 года МАП), авиазавод №115 (ОКБ Яковлева). Произведен 21 июля 1960 года. Имел бортовой номер "50 желтый". foto foto foto С июля 1960 года проходил заводские испытания (летчики авиазавода №115 В. П. Смирнов, В. Г. Мухин и В. М. Волков; летчики ЛИИ С. Н. Анохин, В. М. Пронякин, А. П. Богородский). С сентября 1960 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. 9 июля 1961 года участвовал в воздушном параде в Тушино (летчик-испытатель Я. И. Верников). foto foto 22 сентября 1961 года установил мировой рекорд скорости для легких реактивных самолетов категории C-1-d, достигнув скорости на базе 15-25 км - 767,308 км/ч (летчики В. П. Смирнов и Н. И. Самородкин). 25 сентября 1961 года установил мировой рекорд высоты для легких реактивных самолетов категории C-1-d, достигнув высоты 16128 м. (летчики В. П. Смирнов и Н. И. Самородкин). 8 сентября 1965 года потерпел кастастрофу (летчики: чемпионка мира по высшему пилотажу Р. М. Шихина и В. М. Волков). При слишком энергичном выполнении элеронной бочки произошло разрушение консолей крыла.

3 "80 желтый" Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР (с 2 марта 1965 года МАП), авиазавод №115 (ОКБ Яковлева). Произведен в июне 1961 года. Имел бортовой номер "80 желтый". foto foto foto С лета 1961 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. 9 июля 1961 года участвовал в воздушном параде в Тушино (летчик-испытатель Ю. В. Петров). foto foto К ноябрю 1961 года доработан под руководством ведущего конструктора К. В. Синельщикова: на самолете установили прицел АСП-3Н, фотокинопулемет ФКП-2-2 и два блока НАР; на ручке управления появились кнопки управления стрельбой и сбросом бомб; улучшили обзор из задней кабины, перекомпоновав приборную доску и защитную перегородку между кабинами; заменили загрузочную пружину; под центропланом установили тормозной щиток. foto foto Доработанный самолет облетали летчики: С. Н. Анохин, А. П. Богородский, В. Г. Мухин, И. С. Григорьев, Ю. В. Петров и Г. М. Куркай. После вывода из эксплуатации был на хранении на базе ОКБ Яковлева в подмосковной Кубинке. В 2006 году выкуплен компанией "Современные авиационные технологии". Восстановлен силами компании «Профмоторс» за 14 месяцев до летного состояния. foto foto fotoalbum 19 декабря 2007 года в ЛИИ им. Громова совершил первый полет после восстановления (Заслуженный летчик-испытатель России Ильдус Кирамов). foto До конца 2007 года было выполнено 7 испытательных полётов, в ходе которых была отработана программа простого и сложного пилотажа, с созданием перегрузок до 5g. Зарегистрирован, как RA-0841G. Весной 2008 года окрашен в новую цветовую схему. foto Нанесен бортовой номер "80 красный". 18-23 августа 2009 года экспонировался на IX Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009. foto foto Базируется на аэродроме Волжанка Тверской области, где выполняет периодические полеты. foto foto foto foto

4 "90 желтый" Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР (с 2 марта 1965 года МАП), авиазавод №115 (ОКБ Яковлева). Произведен в июне 1961 года. Имел бортовой номер "90 желтый". foto foto С лета 1961 года по 14 августа 1961 года проходил Государственные испытания. На самолете были успешны проверены катапультные установки, обеспечивающие безопасное покидание самолета через остекление (парашютист-испытатель В. С. Кочетков). С август по сентября 1961 года проходил сравнительные испытания с Aero L-29 "Delfin" и PZL TS-11 "Iskra" на аэродроме Монино. foto В 1975 году передан в музей ВВС в Монино. Установлен в экспозиции ангара №7 "Учебные и спортивные самолеты". В 1997 году был незначительно запечатлен в одной из сцен кинофильма "Страна глухих". foto В 2006-2008 годах отдан в Мячково для реставрации. 29 ноября 2008 года возвращен в музей после реставрации. foto foto foto foto Помещен на хранение в закрытом ангаре №7 "Учебные и спортивные самолеты". foto foto foto В 2012-2013 годах на летний период временно выставлялся в основной экспозиции музея. foto foto В настоящее время находится на хранении в закрытом ангаре №7 "Учебные и спортивные самолеты". foto

В конце 1960 года на базе Як-30 Л. М. Шехтер и В. Г. Цвелев разработали эскизный проект СВВП Як-30В с двумя дополнительными подъемными ТРД на базе РУ19-300, установленных в вертикальном положении на месте задней кабины.
В 1961 году, согласно письму А. С. Яковлева и С. К. Туманского заместителю председателя Совмина СССР Д. Ф. Устинову от 3 января 1961 года, планировали параллельно с проведением Государственных испытаний самолета на авиазаводе №116 в Арсеньеве построить малую серию Як-30 в количестве 25-30 машин.
28 ноября 1961 года заместитель председателя Совета Министиров ПНР С. Ярошевич обратился в Совмин СССР с предложением о передачи лицензии на производство в ПНР самолета Як-30 как для нужд Польши, так и для Советского Союза, а также о поставке двигателей РУ-19-300 и некторых авиационных приборов для использования их на Як-30 польского производства. Правительство СССР в лице Первого заместитела председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина вежливо отказало Польше.
Согласно приказа №14 ГКАТ П. В. Дементьева в 1962 году на заводе №116 в Арсеньеве планировалось серийное производство пяти первых самолетов Як-30, который был отменен приказом №74 от 2 марта 1962 года.
По результатам сравнительных испытаний было рекомендовано принять на снабжение авиационных училищ ВВС самолет Як-30. Этому не суждено было сбыться, предпочтение отдали Aero L-29 "Delfin". Это было политическое решение, согласованное между Н. С. Хрущевым и президентом ЧССР А. Новотным, посетившим СССР в самый разгар сравнительных испытаний реактивных УТС.


Источники:
1. Юрий Засыпкин, Лев Берне - Политика против самолета, журнал "Авиация и Время" №2 за 2012 год
2. Юрий Засыпкин, Лев Берне - Остался невостребованным (Спортивный и тренировочный самолет Як-32), журнал "Авиация и Время" №3 за 2012 год
3. Н. В. Якубович - Боевые самолеты Яковлева

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES