Вторник, 23.04.2024, 15:28





















Ту-91 "Бычок" - советский морской бомбардировщик-торпедоносец, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. подробнее чертеж

4 самолета Ту-91 произведенные на заводе №156 в г. Москва в 1953-1955 годах

??? Ту-91 Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, завод №156, КБ Туполева. Полноразмерный макет. Произведен в 1953 году. В сентябре 1953 года представлен макетной комиссии по самолету.

??? Ту-91 Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, завод №156, КБ Туполева. foto foto foto foto foto Произведен в апреле 1954 года. Осенью 1954 года перевезен на ЖЛИиДБ, где был собран. Для заводских летных испытаний был назначен экипаж: летчик-испытатель Д. В. Зюзин и штурман-испытатель К. И. Малхасян; руководство осуществлял ведущий инженер по испытаниям Г. В. Грибакин; в состав наземной команды, обеспечивающей испытания, входили: инженеры по вооружению М. А. Баженов, Р. А. Енгулатов, бортмеханик Л. И. Борзенков, бортпроводник А. А. Кузнецов, моторист А. А. Петров, слесари-вооруженцы В. Н. Николаев, Ф. А Башнин, инженеры по оборудованию Ю. С. Большаков, В. П. Еремин; от ОКБ в испытаниях участвовали: ведущий инженер В. И. Богданов, ведущий инженер по спецоборудованию М. Г. Пинегин, ведущий инженер по силовой установке А. Д. Рево, ведущие инженеры по вооружению Д. А. Горский, И. И. Третьяков, слесарь-каркасник А. А. Липшиков, слесари-вооруженцы В. А. Степанов, Н. А, Бакатин, В. Б. Карякин. В конце сентября 1954 года проходил скоростные пробежки по взлетной полосе ЛИИ им. Громова. На третьей пробежке сделал подлет на 2-3 метра (летчик-испытатель Д. В. Зюзин). С 14 по 17 октября 1954 года проходил наземные полигонные стрельбы реактивным вооружением. 2 ноября 1954 года совершил первый полет (летчик-испытатель Д. В. Зюзин, штурман-испытатель К. И. Малхасян). foto До 21 января 1955 года проходил первый этап заводских испытаний, в ходе которого было выполнено 25 полетов общей продолжительностью 14 часов. Целью этих испытаний было: произвести: наземную и летную доводку самолета; определить основные летные характеристики; дать качественную оценку устойчивости, управляемости и маневренности самолета; дать предварительную летную, штурманскую и инженерную оценку самолета; оценить работу силовой установки; проверить возможность подвески на самолете бомбардировочного и минно-торпедного оружия. Реально в ходе испытаний были проверены: максимальные скорости по высотам; километровый расход топлива; данные по скороподъемности; практический потолок; взлетно-посадочные характеристики; поведение самолета при М = 0,76; прочность шасси при посадке самолета с макси-мально допустимой массой; поведение самолета при подвешенных бомбах и торпедах; режимы максимальных перегрузок; поведение самолета от минимальной скорости 300 км/ч до 670 км/ч (по прибору). С конца января 1955 года по 22 апреля 1955 года проходил второй этап заводских испытаний. На данном этапе к работе подключались летчики-испытатели ГК НИИ ВВС майор Сизов и подполковник Алексеев. Испытания еще раз подтвердили высокие летно-тактические качества нового самолета. Была также проверена работа самолета с грунтовых полос. До 29 июня 1955 года проходил совместные летные испытания на боевое применение, которые проходили на аэродроме морской авиации в Феодосии. В испытаниях участвовали как экипажи военных летчиков-испытателей, так и экипажи заводских летчиков-испытателей. Летом 1955 года был представлен руководству страны на одном из показов новой авиационной техники, где был сильно раскртикован Н. С. Н. С. Хрущевым, что послужило закрытием программы по самолету Ту-91. С лета 1955 года по явнварь 1956 года проходил летные испытания по дополнительной программе авиации ВМФ, в ходе которых было выполнено 90 полетов общей продолжительностью 61 час. Из-за поломки двигателя ТВ-2М, был поставлен на прикол на одной из стоянок ЖЛИиДБ. Постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1956 г. все работы по самолету Ту-91 и его модификациям были прекращены. 25 июня 1956 года был продемонстрирован на аэродроме Кубинка американской авиационной делегации, возглавляемую генералом Н. Туайнингом, посетившей СССР с официальным визитом. После закрытия программы до осени 1960 года находился на хранении в ЛИИ им. Громова на открытой стоянке ЖЛИиДБ. В ноябре 1960 года утилизирован, был раздавлен трактором.

??? Ту-91 Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, завод №156, КБ Туполева. Экземпляр фюзеляжа самолета, на котором вместо хвостовой части стоял более короткий конический обтекатель, созданный специально для летающей лаборатории для отработки силовой установки самолета Ту-91, на базе четырехмоторного бомбардировщика с поршневыми двигателями Ту-4 з/н 230501. foto foto foto Вместо одного из поршневых двигателей был установлен данный фюзеляж.

??? Ту-91 Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, завод №156, КБ Туполева. Планер предсерийного самолета с учетом специфики технологии массового производства. К лету 1955 года находился в производстве. На нем были отработаны серийные чертежи с учетом технологических особенностей завода №31, требований массового серийного производства и полученного опыта испытаний 1-го опытного экземпляра самолета. При этом вес пустого самолета удалось снизить на 475 кг. Носовая часть фюзеляжа в районе кабины экипажа была расширена на 70 мм и уменьшена строительная высота лонжерона кабины. За счет этого увеличился объем рабочего пространства мест летчика и штурмана.

Учитывая крайнюю необходимость морской авиации в Ту-91, адмирал флота Н.Г. Кузнецов и командующий авиацией ВМС СССР генерал-полковник Е. Н. Преображенский по согласованию с МАП в апреле 1955 года обратились в Совет Министров СССР с предложением запустить Ту-91 в серийное производство, не дожидаясь окончания его государственных испытаний. При постановке в серию самолет предлагалось официально именовать как Ту-18. Организация серии предполагалась на заводе №31 в Тбилиси. Согласно проекту постановления завод №31 должен был до конца 1956 года выпустить 10 самолетов этого типа. Для обеспечения производства Ту-18 по представлению министра авиапромышленности П. В. Дементьева предлагалось организовать серийный выпуск турбовинтовых двигателей ТВ-2М на заводе №478 в Запорожье. Проектами планов производства самолетов на период 1956-1960 годов предусматривался выпуск заводом №31 в общей сложности от 678 до 505 Ту-91. Однако окончательного решения по самолету не последовало. В итоговом производственном плане выпуска самолетов заводами МАП до конца 1960 года Ту-91 не значился.


Источники:
1. Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. По заказу 194
2. Крылья Родины. Владимир Ригмант. Время упущенных возможностей
3. Авиация и Космонавтика. Александр Рево. Воспоминание о "Бычке"
4. Мир Авиации. Крылья над морем. В. Ригмант, М.Саукке, С.Соловьев. Ту-91
5. Роман Астахов. Русская Сила. Пикирующий бомбардировщик-торпедоносец "91"
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. SAE Int. Paul Duffy, Andrei Kandalov. Tupolev: The man and his aircraft
8. ОАО "Туполев": От АНТ-1 до Ту-334
9. Авиация и Космонавтика. Олег Растренин. Уход "летающего танка"
10. Архив К. Г. Удалова

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика