Вторник, 23.04.2024, 21:53






















Рижский музей авиации - Потерянные экспонаты




За непродолжительную историю Рижского музея авиации имени Ф. А. Цандера из его экспозиции погибло несколько летательных аппаратов. Это были не ошибочные действия руководства музея и набеги вандалов, а алчные действия бывших собственников самолетов. В результате музей лишился следующих экспонатов: МиГ-19, Ту-154Б-2, Ан-10, Ан-30 и Let L-410




Ан-10 CCCP-11171 (9401503) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО, 86 ЛО, а/п Жуляны. Отличался изменённой конструкцией крыла, увеличенным на 1м размахом центроплана, что привело к снижению шума в салоне. Имел салон на 65 пассажирских мест. Поступил 3 сентября 1959 года. Зарегистрирован 3 октября 1959 года, как СССР-11171. foto foto Эксплуатировался в варианте с повышенной комфортностью. В полете устраивались киносеансы. 12 июля 1960 года передан в Украинское территориальное управление ГВФ, Бориспольский ОАО, 208 ЛО. 14 апреля 1962 года передан в Белорусское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Белорусское УГА), Минский ОАО, 104 ЛО, а/п Минск. В 1966 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Саша-Сашенька". foto Во время эксплуатации переоборудован в вариант на 112 пассажирских мест. Списан 27 августа 1973 года по неудовлетворительному техсостоянию. После списания передан в Рижское Летно-Техническое Училище Гражданской Авиации (РЛТУГА), как учебное пособие. Находился на учебном аэродроме РЛТУГА и РКИИГА Спилве. foto foto foto foto foto Пассажирская кабина использовалась как учебный класс. В 1980е года планировался к передаче в Клуб Юных Летчиков (КЮЛ) в Риге, но из-за планов музея истории гражданской авиации передан не был. В конце 1980х был должен был быть передан в музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск. Должен был быть доставлен в Ульяновск на барже. С распадом СССР этим планом сбыться не удалось. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Утилизирован осенью 1994 года.


Ан-30 RA-30006 (1407) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Мячковский ОАО, 229 ЛО. Произведен 12 апреля 1978 года. Поступил 12 мая 1978 года. Зарегистрирован 25 мая 1978 года, как СССР-30006. Данный регистрационный номер использовался на Ка-32Т (з/н 8609). В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-30006. foto 23 августа 1994 года передан а/к "Мячковские Авиационные Услуги". foto 27 мая 2005 года прошел четвертый капитальный ремонт на АРЗ-410. С 30 августа 2005 года эксплуатируется в Центре прикладной геодинамики. foto foto С 22 мая 2010 года на хранении в Быково. В 2011 году продан в Рижский музей авиации. Перелет в Ригу был запланирован на июнь 2012 года. В начале июня 2012 года разграблен вандалами. До лета 2012 года находился на хранении в Москве в а/п Быково. foto foto foto Налет СНЭ на 1 января 2010 года 9495 часов, совершил 2928 посадок. Налет ППР 707 часов, совершил 170 посадок. В августе 2012 года утилизирован.

МиГ-19 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После вывода из эксплуатации был передан, как учебное пособие, в Рижское ВВАИУ. Находился на учебном аэродроме РВВАИУ на берегу Кишозера. В 1970е года передан в Клуб Юных Летчиков (КЮЛ) в Ригу. Утилизирован в конце 1970х годов, в связи со снятием МиГ-19 с вооружения.


Ту-154Б-2 YL-LAB (81А515) Эксплуатантом являлось Латвийское УГА, Рижский ОАО, 280 ЛО, а/п Скулте. Произведен 27 октября 1981 года. Поступил в ноябре 1981 года (Перегон Куйбышев - Рига экипаж под командованием КВС П. Лейниекс). Зарегистрирован 7 декабря 1981 года, как СССР-85515. Первый Ту-154 в Риге. В октябре 1991 года передан в а/к "Latvian airlines" (с 1992 года "Latavio"). Зарегистрирован 19 октября 1992 года, как YL-LAB. foto В середине 1990х годов была попытка продажи а/к "Челябинское авиапредприятие". Была присвоена регистрация RA-85515, но сделка так и не состоялась. В 1996 году передан в а/к "Latpass". foto Зарегистрирован 27 марта 1998 года, YL-LAB. foto foto foto foto Выведен из эксплуатации в 2003 году из-за выработки межремонтного ресурса. В 2003-2005 годах находился на хранении в а/п Скулте в Риге. foto В 2004 году во время урагана на левую плоскость крыла упала стремянка. Осенью 2005 году участвовал в съемках фильма, для чего был выкрашен в новую розово-серую цветовую схему. foto 21 декабря 2005 года передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Приобрести самолет помог президент авиакомпании "Latpass" Ефим Ратнер, самолет остался в собственности у Ефим Ратнер, находясь на хранении в экспозиции Рижского музея авиации имени Ф. А. Цандера. Получил собственное имя - "Яков Ратнер", в честь основателя авиакомпании "Latpass". Установлен в экспозиции Рижского музея авиации имени Ф. А. Цандера за территорией музея на стоянке аэропорта Скулте. foto foto foto В 2010 году самолет был продан хозяином, Ефимом Ратнером на металлолом. С 26 февраля 2010 года по 27 марта 2010 года утилизирован. foto foto foto foto foto Стойки шасси установлены в основной экспозиции. foto


Let L-410UVP YL-KAE (790209) Эксплуатантом являлось Приволжское УГА, 2-й Казанский ОАО, 168 ЛО, а/п Казань-2. Произведен 22 ноября 1979 года. Поступил 31 мая 1980 года. Зарегистрирован 19 ноября 1980 года, как СССР-67173. foto В 1992/93 году зарегистрирован, как RA-67173. В 1994 году передан в а/к "Казанское (2-е) авиапредприятие". 4 ноября 1996 года продан в Латвию. Поступил в а/к "Concors". Зарегистрирован 23 апреля 1997 года, как YL-KAE. 1 февраля 1999 года выведен из эксплуатации, был на хранении в Риге в а/п Скулте. foto foto Налет СНЭ 6512 часов. Был в собственности "Banka Paritate". В 2002 году выставлен на продажу. В конце 2000х годов был временно установлен, как авиапамятник, на территории а/п Скулте в Риге у ангара а/к "Concors". foto foto В 2015 году был передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера, где был установлен в основной экспозиции. foto foto В декабре 2016 года возвращен через суд продавцу, вывезен из музея другому покупателю, фирме торгующей авиазапчастями. foto







Источники:
1. Справочник Soviet Transports
3. Архив Максима (АРКАН)

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика