Рижский музей авиации - Наземная техника
В экспозиции музея, кроме летательных аппаратов, представлена и наземная техника. Среди экспонатов имеются, как аэродромная техника и обычные советские автомобили, так и аэросани-глиссер конструкции А. Н. Туполева.
Trump D40-D Автомобиль для противообледенительной обработки самолетов Trump D40-D на шасси Ford C800, предназначался для удаления с поверхности воздушных судов льда, снега, инея и предупреждения обледенения с помощью специальных противообледенительных жидкостей. Произведен в 1975 году. Эксплуатировался а/к "SAS". В 1993 году доставлен в Рижский аэропорт Скулте. Использовался для обработки самолетов авиакомпаний: "SAS", "Lufthansa", "British airways", "Finnair", "Czech Airlines" и других. В 1998 году передан а/к "AirBaltic", которая взяла на себя обязанности по противообледенительной обработке самолётов в рижском аэропорту. В 2007 году выведен из эксплуатации. 4 декабря 2009 года передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. foto Установлен в основной экспозиции музея. foto foto foto
А-3 Аэросани-амфибия, разработанная в 1961 году в ОКБ Туполева, под руководством инженера Глеба Васильевича Махоткина. Предназначались для перевозки грузов и пассажиров по воде на малых мелководных реках, зимой по снегу и льду в условиях бездорожья, а также в межсезонье по плавающему или битому льду (осенний и весенний ледоход). Использовались для доставки почты, оказания медицинской помощи жителям отдалённых населённых пунктов, при проведении спасательных работ и в погранвойсках СССР. Эксплуатант неизвестен. В 2000е годы передана в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлена в основной экспозиции музея. foto
АА-60 (7310) Автомобиль пожарный аэродромный АА-60 (7310) предназначался для несения пожарно-спасательной службы на территории и в районе аэродромов, тушения пожаров на воздушных судах и проведения работ по эвакуации людей из воздушного судна, потерпевшего аварию. Разработан в Конструкторском бюро производственного объединения «Противопожарное оборудование» (г. Прилуки). Произведен в 1987 году. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. В начале 2000х годов выведен из эксплуатации. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto foto foto foto foto
АПМ-90 (130) Прожекторная установка на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Предназначена для освещения ВПП в тёмное время суток, для привода самолётов в район аэродрома или обозначения нужного пункта местности. После вывода эксплуатации передана в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлена в основной экспозиции музея. foto Прожекторная установка установлена отдельно от шасси ЗИЛ-130 в основной экспозиции музея. foto
АППА-4 Автомобиль перевозки пассажиров в аэропорту АППА-4, разработанный на экспериментальном заводе № 85 Гражданской авиации в Риге в начале 1970х годов. Представлял собой пассажирский полуприцеп с седельным тягачом ЗИЛ-130В1. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Позже пассажирский полуприцеп передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Находится в запаснике музея. foto
ГАЗ-24-02 Советский легковой автомобиль второй группы среднего класса с грузопассажирским кузовом типа универсал, разработанный на базе седана ГАЗ-24. Серийно производился с 1972 по 1987 год на Горьковском автомобильном заводе. Оснащался пятидверным несущим кузовом с семиместным трансформируемым салоном. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
ГАЗ-63А Советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4 с грузоподъёмностью две тонны. Серийно производился с 1948 по 1968 год на Горьковском автомобильном заводе. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto
ГАЗ-66 Советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4 × 4, грузоподъёмностью 2,0 тонны и кабиной над двигателем. Серийно производился с 1964 по 1995 год на Горьковском автомобильном заводе. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Был оборудован кузов-фургон К66Н. После вывода из эксплуатации передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto foto
ГЗС Газоструйный снегоочиститель на базе МАЗ-500, изготовленный силами и средствами Рижского аэропорта с использованием реактивного авиадвигателя ВК-1. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. После вывода из эксплуатации передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto
ДЭ-18 Разметочная машина ДЭ-18 на шасси автомобиля ГАЗ-53А, производства Калининградского завода "Стройдормаш". Предназначась для нанесения разметки краской на дорожное покрытие. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Позже пассажирский полуприцеп передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
ДЭ-224 Аэродромная уборочная машина, разработанная в СКБ завода "Дормаш". Серийное производился в 1975-1980 годах. Служит для очистки взлетных полос аэродромов и автомобильных дорог от снега, грязи, пыли, мусора. Машина состоит из одноосного тягача МоАЗ-546П. Спереди тягача устанавливается снегоочистительный отвал, который при помощи подвески крепится к кронштейнам рамы тягача. На раме также крепится уборочная дисковая щетка, состоящая из комплекта щеточных дисков. Сзади полуприцепа установлен авиадвигатель с воздухопроводом. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. В 2015 году передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера на ответственное хранение. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto Не является собственностью музея.
ДЭ-226 Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226, разработанный на минском заводе "Ударник" на шасси автомобиля Урал-4320. Предназначался для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов, а также для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. В 2015 году передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера на ответственное хранение. Установлен в основной экспозиции музея. Не является собственностью музея. foto
ЗАЗ-965 Советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1969 год на Запорожском автомобильном заводе. Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций. В 1990е годы передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto foto
ЗАЗ-968М Советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийся Запорожским автомобильным заводом. Серийно производился с 1979 по 1994 год на Запорожском автомобильном заводе. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея.
КП-2-48 Полевая кухня КП-2-48, предназначалась для приготовления и транспортировки пищи в полевых условиях. Обеспечивает питанием до 150 человек. Кухня имеет два котла для одновременного приготовления разного рода пищи. Позже передана в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлена в основной экспозиции музея. foto
ЛиАЗ-677 Советский и российский городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода, массово выпускавшийся с 1967 по 1994 год. Эксплуатировался в Риге. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Находился в запаснике музея. foto Судьба неизвестна, возможно утилизирован.
РСП-7Т Радиолокационная система посадки самолётов РСП-7Т, предназначалась для контроля за полётами самолётов в районе аэродрома и обеспечения посадки самолётов и вертолётов в сложных метеоусловиях днём и ночью. Размещена на базе автомобиля ЗиЛ-157 с стандартным кузовом типа КУНГ-1М и автоприцепа 2ПН-2. На прицепе 2ПН-2 установлены антенна диспетчерского радиолокатора и электроагрегаты АБ-8М. А в кузове автомобиля размещены блоки аппаратуры и рабочие места операторов посадочного и диспетчерского локаторов с индикаторами. Снаружи на кузове установлены антенны посадочного радиолокатора (курсовая и глиссадная) и антенна ответчика. После вывода из эксплуатации передана в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлена в основной экспозиции музея. foto foto
СКП-9МВ Стартовый командный пункт СКП-9МВ предназначался для управления полётами самолётов и вертолётов военной авиации на полевых (временных) аэродромах и на стационарных аэродромах в качестве резервного или основного средства управления воздушным движением. В состав СКП-9МВ входят автомобиль ЗиЛ-130Е с кузовом КУНГ-1М и прицеп 1-П-3 с бензоэлектрическим агрегатом АБ-4-Т/230М для автономного электропитания. Эксплуатантом являлось МО СССР, Прибалтийский ВО, 487 батальон радиотехнического обеспечения, Валмиера. В середине 1980х годов передан в Клуб Юных Летчиков (КЮЛ) в Ригу. Позже КЮЛ преобразован в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Был установлен в основной экспозиции. foto foto
СПТ-154 Самоходный пассажирский трап СПТ-154 разработан на Харьковском авиазаводе, предназначался для посадки пассажиров в самолёт и для их высадки из самолёта. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
СПТ-154 Самоходный пассажирский трап СПТ-154 разработан на Харьковском авиазаводе, предназначался для посадки пассажиров в самолёт и для их высадки из самолёта. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея в разукомплектованном виде. foto
СПТ-154 Самоходный пассажирский трап СПТ-154 разработан на Харьковском авиазаводе, предназначался для посадки пассажиров в самолёт и для их высадки из самолёта. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto foto
УАЗ-452А Советский полноприводный грузо-пассажирский автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе. Санитарный автомобиль. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Вероятнее всего эксплуатировался в варианте передвижного пункта руководителя полетов ППРП-67. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
УАЗ-452А Советский полноприводный грузо-пассажирский автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе. Санитарный автомобиль. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Вероятнее всего эксплуатировался в варианте передвижного пункта руководителя полетов ППРП-67. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
УАЗ-452Д Советский полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе. Грузовик с двухместной кабиной и деревянным кузовом. Эксплуатировался в Рижском аэропорту Скулте. Вероятнее всего эксплуатировался в варианте аэродромного посадочного прожектора АПП-90 ПМ-2-2. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
УАЗ-469 Советский грузо-пассажирские автомобиль повышенной проходимости (внедорожник), выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе. Позже передан в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Установлен в основной экспозиции музея. foto
Источники:
1. Справочник Soviet Transports
3. Архив Максима (АРКАН)