Среда, 09.10.2024, 03:00
Музей Новосибирского АТСК (г. Бердск) В 1930 году по инициативе партийных советских комсомольских органов в г. Новосибирске создается 1-я Сибирская школа пилотов ОСОАВИАХИМА. В конце 1934 года школа реорганизуется в Новосибирский аэроклуб, для которого строится здание по ул. Крылова. Первым начальником аэроклуба был П. О. Дюмин, помощником начальника был Андреев А. И. При аэроклубе работала летно-планерная станция, начальником которой был А. И. Иванов, а инструктором-планеристом Г. П. Выходцев. В 1942 году аэроклуб был реорганизован в парашютно-планерный клуб, задачей которого становится подготовка бойцов-десантников для советской Армии. В конце 1948 года парашютно-планерный клуб был реорганизован в аэроклуб. Наряду с подготовкой планеристов, парашютистов и авиамеханников аэроклуб приступает к подготовке пилотов, сначала на самолетах УТ-2, а затем на Як-18 и Як-18У. В 1964 году Новосибирский аэроклуб реорганизован в Новосибирский авиационный учебный центр ДОСААФ, главной задачей которого становится подготовка летчиков, вертолетчиков и десантников для Вооруженных сил страны. В дальнейшем в НУАЦ ДОСААФ в интересах ВВС велась подготовка пилотов на вертолетах Ми-1 (в дальнейшем на Ми-2). На базе НАУЦ, действовал планерный клуб, который прекратил временно свое действие, из-за происшествия с самолетом Як-12 (самолет сгорел на земле). Новосибирский планерный клуб восстановил свою деятельность в 1974-1976 годах под сильным влиянием рядового старшего инженера ИТПМ Валерия Михайловича Рыцарева. Он добился разрешения у МО СССР на использование аэродрома Бердск для базирования планерного клуба и использования воздушного пространства в окрестностях аэродрома. Нашел деньги на зарплату постоянному составу: 4 летчикам, инженеру и 2 техникам. Нашел безналичные деньги на оплату ГСМ, обмундирования для летчиков и т.п. Нашел профессиональных пилотов-планеристов, авиационного-инженера и техников. Получил в ЦК ДОСААФ разрешение на открытие планерного клуба в Бердске, в то время, когда по всей стране они закрывались. Обеспечил клуб автотранспортом (топливозаправщик ТЗМ-150), авиатехникой (два самолета Як-12М) и планерами (четыре планера L-13 "Бланик"). 6 сентября 1976 года был открыт Новосибирский планерный клуб при первичной организации ДОСААФ ИТПМ СОАН СССР. В планерном клубе при Новосибирском АТСК была создана Юношеская планерная школа (ЮПШ) для массового привлечения подростков в клуб, обучение велось на планерах первоначального обучения БРО-11М. После смерти В. М. Рыцарева в 1980 году, Новосибирский планерный клуб в 1981 году был передан областному комитету ДОСААФ и стал самостоятельной организацией. Для планерного клуба В. М. Рыцарев добился самолета Ту-104 из числа подлежащих списанию, который смог сам прилететь 27 июня 1978 года из Толмачево и сесть на грунтовый аэродром Бердска. В самолете разместились учебный классы планерного клуба. В дальнейшем, вокруг Ту-104 стали появляться другая авиатехника выводимая из эксплуатации в ДОСААФ СССР, которые стали основой экспозиции музея при Новосибирском АТСК. В музее появились самолеты Як-12М, Zlin-326, вертолеты Ми-1 и Ми-4. Самым ценным экспонатом стал редкий штурмовой вариант самолета Ил-28Ш, прилетевшей на аэродром Бердска своим ходом. К сожалению, после распада СССР, аэроклуб стал на грани своего существования. В конце января 1992 года Новосибирский учебный авиационный центр реорганизуется в аэроклуб, который несколько месяцев спустя, был закрыт. В 1994 году по инициативе ветеранской спортивной общественности Новосибирской области, комитета по делам молодежи Мэрии города Новосибирска, при поддержке Областного совета РОСТО и Администрации Новосибирской области, аэроклуб был возрожден и получил название «Сиблёт». К великому сожалению музей стал не нужен вновь созданому аэроклубу. Самолеты Як-12М, Zlin-326 и вертолеты Ми-1 и Ми-4 исчезли в неизвестном направлении. Какое-то время на задворках ютился уникальный самолет Ил-28Ш. Его не спасла и статья в популярном авиационном журнале "Авиация и Время", где был призыв сохранить уникальный самолет для какого-либо авиационного музея. Ил-28Ш был утилизирован в конце 1990х годов. Из всего музея уцелел лишь легендарный первенец отечественной реактивной гражданской авиации - Ту-104. Легендарный авиалайнер спасло, лишь то, что после ЮПШ в нем базировались парашютисты, используя его, как склад для материального имущества. В 2009 году у самолета побывала на закрытой экскурсии научный сотрудник ИТПМ СО РАН Мария Карманова. После чего под ее руководством начато восстановление легендарного самолета. Новосибирские энтузиасты-авиаторы восстанавливают кабину и пассажирский салон Ту-104. Благодаря новому поколению любителей авиации легендарный авиалайнер обретает новую жизнь. Список экспонатов: Zlin-326 Эксплуатантом являлось ДОСААФ, Барнаульский АСК, а/д Старый. После вывода из эксплуатации установлен в музее Новосибирского АТСК в Бердске. foto Демонтирован в 1990е годы. Судьба неизвестна. Возможно был продан в частные руки. Ил-28Ш "03 красный" Эксплуатантом являлось МО СССР. Имел бортовой номер "03 красный". Возле кабины знак "отличный экипаж". Вероятнее всего эксплуатировался в ВВС, Забайкальский ВО, 12 ВА, 733 ОБАП, а/д Домна. После вывода из эксплуатации в 1980 году был передан в ДОСААФ. В 1980 году совершил последний полет в Бердск, совершив посадку на грунтовую ВПП Новосибирского УАЦ. Установлен в музее Новосибирского АТСК в Бердске. foto foto foto foto foto Утилизирован в конце 1990х годов. Ми-1 "08 белый" Эксплуатантом являлось ДОСААФ, Новосибирский АУЦ, Бердск. Имел бортовой номер "08 белый". После вывода из эксплуатации установлен в музее Новосибирского АТСК в Бердске. foto foto Демонтирован и утилизирован в 1990е годы. Ми-4 Эксплуатантом являлось ДОСААФ. После вывода из эксплуатации установлен в музее Новосибирского АТСК в Бердске. foto Демонтирован и утилизирован в 1990е годы. Ту-104А СССР-42382 (8350602) Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ - МУТА ГВФ (с 15 сентября 1964 года Московское транспортное управление ГА - МТУГА), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Произведен 29 июня 1958 года. Поступил 2 июля 1958 года. Зарегистрирован 5 августа 1958 года, как СССР-42382. foto foto В 1963 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Коротко лето в горах". foto foto foto foto В 1960х годах имел уникальную цветовую схему красных цветов. foto 7 мая 1967 года передан в Северное УГА, Ленинградский ОАО, 67 ЛО, а/п Шоссейная. 8 декабря 1967 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 12 мая 1968 года передан в Северное УГА (с 1 января 1973 года Ленинградское УГА), Ленинградский ОАО, 67 ЛО, а/п Шоссейная (с 1 апреля 1973 года а/п Пулково). В 1973 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Абитуриентка". foto 12 апреля 1977 года передан в Западно-Сибирское УГА, Толмачевский ОАО, 204 ЛО. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 мест. Был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. 28 июня 1978 года совершил последний полет в Бердск (КВС А. А. Шишкин), где совершил посадку на грунтовую полосу Новосибирского АТСК. foto foto foto video Внутри самолета были оборудованы учебные классы планерного клуба Новосибирского АТСК и ЮПШ. Списан 23 августа 1978 года по отработке общего срока службы. В дальнейшем стал частью экспозиции музея Новосибирского АТСК. foto foto foto foto foto foto foto foto foto После уничтожения экспозиции музея был на хранении в Бердске, на территории Новосибирского АТСК. foto foto foto foto foto foto foto foto location Использовался, как склад для парашютов. foto С 2009 года восстанавливается энтузиастами под руководством Марии Кармановой. fotoalbum подробнее Обсуждается вопрос о присвоении самолету статуса памятника. Як-12М "03 желтый" Эксплуатантом являлось ДОСААФ, Новосибирский АТСК, а/д Бердск. Эксплуатировался в Новосибирском АТСК с 6 сентября 1976 года. Имел бортовой номер "03 желтый". После вывода из эксплуатации установлен в музее Новосибирского АТСК в Бердске. foto foto Демонтирован в 1990е годы. Судьба неизвестна. Возможно был продан в частные руки. Источники:
1. Архив Марии Кармановой
2. Архив Глеба Осокина |
|