Среда, 24.04.2024, 18:42






















Александр Юрьевич Архипов - Варианты и модификации Ан-2 в рисунках и фото



В августе 2016 года Александр Юрьевич Архипов, за год до 70-летия первого полета самолета Ан-2 начал рисовать ряд иллюстраций посвященный легендарному самолету Ан-2 в рамках своего нового проекта "70 лет в 2017 году Ан-2 все варианты и модификации в рисунках и фото".

Вступительное слово от Александра Юрьевича:

31 августа 1947 года в воздух впервые поднялся самолет Ан-2. В этой теме я предлагаю всем, кто любит этот удивительный аэроплан, поделиться своими воспоминаниями и фотографиями. Я планирую нарисовать в течении года абсолютно все варианты и модификации удивительной "Аннушки 2".

Ниже с комментариями приводим работы автора, которые он успел реализовать:

Вариант самолета СХ-1 (СХА) с двигателем АШ-21. В ходе разработки многоцелевого биплана, выставлялись требования вместо двигателя АШ-62ИР на сельхозварианте применить менее мощный АШ-21 (720 л. с.). Согласно приказа МАП от 28 октября 1946 года, ОКБ-153 должны были построить второй опытный образец самолета СХА с двигателем АШ-21. Однако ввиду крайне сжатых сроков предъявления обоих вариантов самолета на испытания и практической невозможности их выдержать, Антонов принимает и согласовывает с МАП решение о постройке только одного прототипа, но с возможностью установки на него обоих двигателей. В процессе заводских испытаний на нее поочередно устанавливали АШ-62ИР и АШ-21. На госиспытания самолет пошел в варианте с АШ-62ИР.


Боковая проекция самолета Ан-2 с двигателем АШ-21


СХ-1 с двигателем АШ-62ИР на рулении. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку. В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ.


Боковая проекция самолета СХ-1 с двигателем АШ-62ИР


СХ-1 с двигателем АШ-62ИР в полете. Во время проведения испытаний на самолете была изменена цветовая схема.


Серийный самолет Ан-2 СССР-А0910 производства авиазавода №473 в Киеве. Серийное производство самолёта Ан-2 велось на авиационном заводе № 473 в Киеве (1949-1963 года), на авиационном заводе WSK PZL-Mielec в Польше (1959-2002 года), на Долгопрудненском машиностроительном заводе (1966-1971 года), на авиационном заводе № 320 в г. Наньчан в Китае (1956-1968 года), на авиационном заводе в Шицзячжуан (ныне SAMC — Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае (с 1970 по настоящие года). Комментарии от автора: "Первые серийные появились не в Новосибирские, а в Киеве. Один из серийных Ан-2 над Киевом над Днепром.".


Первый показ публике нового самолета Ан-2. В строю с Як-12 и "догнавшего" строй Су-12.


Вариант самолета Ан-2 (заводской номер 10547302) на экспериментальном многоколесном шасси и хвостовой лыже. Комментарии от автора: "В 1952 году появился вариант Ан-2 на многоколесном шасси и хвостовой лыже. Он мог взлетать и садиться даже на пашню. Но управляемость на земле стала значительно хуже и в серию он не пошел."


Опытный самолет Ан-2НАК (Ф) фоторазведчик и ночной артиллерийский корректировщик. С носовой части и до задней кромки верхнего крыла это был типичный Ан-2, но далее самолет имел совершенно иную конструкцию - была установлена стрелковая турель, хвостовая часть фюзеляжа имела обширное остекление для работы наблюдателя, а хвостовое оперение стало двухкилевым. Единственный экземпляр был построен в 1948 году.


Боковая проекция самолета Ан-2НАК (Ф)


Ан-6 - высотный разведчик погоды разработки ОКБ-153 О. К. Антонова на базе самолета Ан-2. 21 марта 1948 году в Новосибирске взлетел самолёт-зондировщик атмосферы на высотах 6000—8000 м, получивший обозначение «К». Основное внешнее отличие от базовой машины, Ан-2 — наличие кабины наблюдателя-метеоролога у основания киля. В результате испытаний самолёта «К» был сделан вывод, что его силовая установка не обеспечивает необходимую высотность и требует усовершенствования. В октябре 1948 года из-за рассоединения тяги управления двигателем машина совершила грубую посадку и получила повреждения. На иллюстрации как раз первый вариант этой модификации в полете.


В 1950 году перед ОКБ-153 вновь была поставлена задача создать высотный самолёт для зондирования атмосферы. Конструкторы приняли решение доработать «К», установив на нём новую силовую установку с турбокомпрессором ТК-19 конструкции С. А. Трескина, обеспечивавшим сохранение мощности 850 л. с. до высоты 9500 м. Самолёт, получивший обозначение Ан-2ЗА (зондировщик атмосферы) или Ан-6, в декабре 1951 года удовлетворительно прошёл испытания в ГК НИИ ВВС.На трех последующих иллюстрациях второй вариант самолета Ан-6 с турбокомпрессором ТК-19.


9 июня 1954 года экипаж летчиков В.А. Калинина и В. Баклайкина установили на самолете Ан-6 мировой рекорд высоты для поршневых самолетов малого класса. Они поднялись на высоту 11248 метров. Иллюстрация данного события.


Ан-6 в полете, "коробочка", второй разворот, в командирском кресле В.А. Калинин.


Боковая проекция самолета Ан-6


Ан-2 DM-SKX построенный на КМЗ в Киеве в июне 1958 года. Измененные окна получил после переделки на заводе в городе Шкойдиц в Саксонии в 1960 году. Было переоборудовано 7 самолетов с новым салоном и прямоугольными иллюминаторами.


Ан-2В (Ан-4) - вариант самолета на поплавковом шасси. "В" - водный. В 1950-51 годах в ОКБ-153 спроектировали и построили Ан-2 на поплавковом шасси - Ан-2В. 31 июля 1951 г. его впервые поднял в воздух пилот летно-транспортного отряда завода No.153 В.А.Диденко. Пройдя успешно в августе заводские и в октябре-ноябре Госиспытания, самолет был рекомендован для серийного производства под обозначением Ан-4.


Ан-2В СССР-23749 на Онежском озере.


Ан-2В СССР-09266 в полете на Кижами.


Ан-2ЛП - лесопожарный вариант гидросамолета Ан-2В. В 1963 году по техническому заданию ЛенНИИЛХ, «Авиалесоохраны» и НИИ гражданской авиации построен лесопожарный вариант на базе гидросамолета Ан-2В. В поплавки самолета вмонтировали 2 бака по 500 л, которые заполнялись при глиссировании по водной поверхности. Ан-2ЛП дал положительные результаты при тушении низовых пожаров в насаждениях с полнотой до 0.8, в рединах и на открытых участках. Вместе с тем появилось понимание трудностей эксплуатации амфибий.


Ан-2СХ - сельскохозяйственный самолёт со спецоборудованием для авиахимработ. Самолёт имеет оборудование для сыпучих и жидких химикатов. Оборудования для сыпучих химикатов состоит из химбака и туннельного распылителя. Для размельчения химикатов в баке находилась мешалка с приводом от верхнего ветряка. Для работы опрыскивателя под фюзеляжем установлен насосный агрегат с ветряком. Загрузка бака порошкообразными веществами производится через два люка на верху фюзеляжа, а жидкими - через штуцер, смонтированный на левом борту.


Самолет Ан-2 в качестве буксировщика воздушного прицепа (ВП), изделие "Б". Задачей планёрного прицепа, закреплённого за самолётом, было увеличение грузоподъёмности. Проект планировался без особых изменений конструкции самолёта-носителя и при отсутствии экипажа в самом прицепе. Предлагались две концепции создания «ВП», по первой после сбрасывания рассматривался как обычный летательный аппарат (ЛА), который после отцепления должен обладать достаточной устойчивостью для непродолжительного полёта и посадки; по второй концепции авиаприцеп рассматривался как ЛА, не обладающий продольной устойчивостью.


Ан-2 принадлежащий МО СССР. На иллюстрации также изображен вариант самолета, который использовался для испытательных полетов с макетом фюзеляжа Ан-8.


Ан-2Э - экспериментальный экраноплан на базе Ан-2 - плод деятельности российских авиаэнтузиастов, группы конструкторов во главе с Ю.В. Макаровым. Экспериментальный экраноплан был построен в 2002 году на Московском авиаремонтном заводе МАРЗ. Интересно то, что он мог летать не только на высоте 5 метров над землей, но и взлетал до 2000 метров.


Экспериментальный экраноплан Ан-2Э в полете с правой стороны.


Первый проект самолета Ан-3 1949 года. Специализированный самолет для борьбы с автоматическими аэростатами. Высокоплан на базе самолета Ан-2. Сверху расположен прожектор для поиска аэростатов.


Самолет Ан-2 с трехлопастным воздушным винтом АВ-7Н-161, который применялся на самолете Ли-2. В конце 1960х - начале 1970х годов, ввиду окончания ресурса деревянных лопастей и нехватке металлических, разрешалось использовать трехлопастные винты от самолета Ли-2.


Самолет Ан-2 с трехлопастным воздушным винтом АВ-7Н-161, который применялся на самолете Ли-2. В конце 1960х - начале 1970х годов, ввиду окончания ресурса деревянных лопастей и нехватке металлических, разрешалось использовать трехлопастные винты от самолета Ли-2.


В середине 1950х годов по заказу ГУ ГВФ был создан пассажирский вариант самолета Ан-2 - Ан-2П ("П" - пассажирский). В салоне самолета, облицованном звукопоглощающими материалами, были установлены 10 мягких кресел. В дальнейшем польские самолетостроители довели количество мест до 12-14.


Ан-2П на лыжном шасси. Дюралюминиевые прямоугольные в плане лыжи были впервые снабжены тормозами гребенчатого типа с пневмо-управлением. Благодаря этому, управляемость Ан-2 на лыжах практически не изменились по сравнению с машиной на колесном шасси. Главной проблемой, затруднявшей применение таких самолетов, стало примерзание полозьев лыж к снежному насту на стоянке. Для борьбы с этим недостатком был изготовлен и прошел испытания образец лыжи с электрообогреваемым полозом. Однако серийно выпускались лыжи польской разработки, к полозу которых была приклеена полиэтиленовая накладка толщиной 4 мм. Эта конструкция полностью не исключала примерзание, и, к тому же, полиэтилен трескался и разрушался.


В 1971 году в Институте авиации Польши был разработан интересный проект переделки самолета Ан-2 в летающую лабораторию Lala-1, предназначенную для определения влияния реактивной тяги на эффективность сельскохозяйственной техники. Проект был разработан группой под руководством инженера Jerzego Swidzinskiego. Для переделки был выделен серийный Ан-2Р, заводской номер 1Г-12832. На самолете были установлены два двигателя: поршневой AШ-62ИР и турбореактивный АИ-25 с пусковым двигателем АИ-9. Летающая лаборатория Lala-1 совершила свой первый полет 10 февраля 1972 года, используя только поршневой двигатель. 26 апреля 1972 году Lala-1 поднялась в небо уже с обоими работающими двигателями. Результаты испытаний были использованы при проектировании и строительстве реактивного самолета PZL M-15.


Боковая проекция летающей лаборатории "Lala-1"


Проект транспортного самолета КОР-54, конструктора В.А. Корчагина, выполненного на базе Ан-2. Новшества внесенные в проект: шасси с носовой опорой; хвостовая часть со створками для крупногабаритных грузов; двухкилевое хвостовое оперение. Реализован не был.


Боковая проекция самолета КОР-54







Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика