Воскресенье, 06.10.2024, 13:13
Винтокрыл Ка-22 — комбинированный самолет-вертолет с возможностями вертолета по вертикальным взлету-посадке и качеством самолета по транспортной производительности. На концах крыльев, имеющих размах 23,8 м, размещались винтомоторные установки с турбовинтовыми двигателями. Предназначался для перевозки десанта и транспортировки крупногабаритных военных грузов и боевой техники (броневики, грузовые автомашины и т.д.). подробнее чертеж video 5 экспериментальных моделей Ка-22 построенных на заводе №82 в Тушино и на заводе №938 в Ухтомской в 1953-1955 годах 221 – механизированная модель в масштабе 1:7,25. foto foto foto foto Спроектирована и построена с января по май 1953 года на заводе №82 в Тушино. В мае 1953 года передана в ЦАГИ. Модель имела два электродвигателя по 100кВт, приводящими два несущих винта 2,76м. Крыло модели и горизонтальное оперение были дренированы. В мае 1953 года начата доводка механизированной модели. Летом 1954 года закончены наземные испытания. Осенью 1954 года начались испытания в Т-104. Испытания завершились в 1955-1956 году. 222 – продувочная модель в масштабе 1:14,5. Построена на заводе №938 в Ухтомской. Испытания завершились в 1955-1956 году. 223 – модель оперения. Построена на заводе №938 в Ухтомской. Испытания завершились в 1955-1956 году. 224 – упруго-массовая модель. Построена на заводе №938 в Ухтомской. Испытания завершились в 1955-1956 году. 225 – флаттерная модель. Построена на заводе №938 в Ухтомской. Испытания завершились в 1955-1956 году. 2 прототипа Ка-22 и 1 полноразмерный макет построенных на заводе №938 в Ухтомской в 1957-1958 годах ??????? Ка-22 Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, завод №938, ОКБ-4 (КБ Камова). Полноразмерный натурный макет. foto foto Одобрен макетной комиссией 27 июля 1956 года. ??????? Ка-22 Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, завод №938, ОКБ-4 (КБ Камова). Планер для статических испытаний. Передан для испытаний в ЦАГИ в начале 1957 года. В 1961 году проходил наземные-ресурсные испытания. ??????? Ка-22 Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, завод №938, ОКБ-4 (КБ Камова). Первый прототип. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto fotoalbum Изготовлен осенью 1958 года и передан на ЛИС завода №938 на испытания. fotoalbum С осени 1958 года проходил заводские испытания по программе №1. С 24 декабря 1958 года проходил заводские испытания по программе №2. К марту 1959 года закончил проходить частотные испытания (опробование двигателей с тянущими, затем несущими винтами). foto С 24 марта 1959 года проходил заводские испытания по программе №4. 17 июня 1959 года выполнил первые висения с привязью. 15 августа 1959 года выполнил первые висения без привязи на высоте 2-3 метра. 18 сентября 1959 года совершил первый полет (летчики-испытатели В. В. Виницкий и Ю. А. Гарнаев). foto foto 9 октября 1959 года выполнил полеты на скорости 80-90 км/ч. 11 октября 1959 года совершил показательный полет для председателя ГКАТ СМ СССР П. В. Дементьева и Главнокомандующего ВВС СССР К. А. Вершинина. До апреля 1960 года на винтокрыле проводили доработки. 20 апреля 1960 года первый полет после доработок по кругу (экипаж в составе: летчиков-испытателей Д.К. Ефремова, В. М. Евдокимова, бортмеханика Е. И. Филатова, ведущего инженера В. Б. Альперовича и экспериментатора Ю. И. Емельянова). Во время полета повредилась лопасть правого несущего винта. 13 августа 1960 года демонстрировался Л. И. Брежневу и Д. Ф. Устинову. Весной 1961 года были запланированы испытания на флаттер со смещением центровки лопастей назад, но из-за участия винтокрыла в авиапараде от испытаний отказались. 23 мая 1961 года совершил полеты на скорости 250 км/ч продолжительностью 37 минут (летчики-испытатели Д. К. Ефремов и Ю. А. Гарнаев). После этого был покрашен, тщательно осмотрен. 21 июня 1961 года перелетел в Захарково, где совершил 4 тренировочных полета. 9 июля 1961 года принимал участие в авиапараде в Тушино (экипаж во главе летчика-испытателя Д. К. Ефремова). foto foto fotoalbum video С августа 1961 года проходил испытания по программе наращивания скорости. Осенью 1961 года подготовлен для рекордных полетов. foto foto foto foto foto 4 октября 1961 года совершил первый полет, после доработок для установки рекордов, выйти на максимальную скорость не удалось, из-за сильной вибрации и расконусности правого винта. 7 октября и 24 ноября 1961 года установил 8 мировых рекордов (экипаж: командир корабля Д. К. Ефремов, летчик В. В. Громов, штурман М. Савельев, ведущий инженер В. Альперович, бортинженер Е. Филатов, бортрадист В. Батов). 7 октября 1961 года установил мировой рекорд скорости 356,3 км/ч. 10 октября 1961 года выполнял рекордные полеты на высоте 3000 м по стокилометровому замкнутому маршруту (в первом полете сошел из-за перегрева двигателя, во втором полете сошел из-за ошибки экипажа в маршруте). 12 октября 1961 года установил всесоюзный рекорд скорости 336,76 км/ч. 16 октября 1961 года выполнил короткий полет со взлетной массой 34,1 тонны. 27 октября 1961 года совершил два полета со взлетной массой 39 и 41 тонна. 14 ноября 1961 года выполнил полет со взлетным весом 44,1 тонны. 24 ноября 1961 года совершил ряд рекордных полетов на грузоподъемность. 24 ноября 1961 года установил семь мировых рекордов: высота подъема без груза 2588 м; высота подъема с коммерческим грузом 1000 кг - 2588 м; высота подъема с коммерческим грузом 2000 кг - 2588 м; высота подъема с коммерческим грузом 5000 кг - 2588 м; высота подъема с коммерческим грузом 10 000 кг - 2588 м; высота подъема с коммерческим грузом 15 000 кг - 2588 м; максимальный груз, поднятый на высоту более 2000 м - 16485 кг (груз 16485 кг был поднят на высоту 2557 метров в МСА). В 1963 году переделан в Ка-22В. С августа 1963 года совершил полеты со взлетной массой 30,5 тонны при средней центровки 26,5% САХ. С весны 1964 года проходил испытания подбора передаточных чисел автопилота и проверки поведения на малых скоростях. 14 августа 1964 года потерпел катастрофу около Ухтомской во время испытательного облета для качественной оценки экипажами ВВС и ГВФ (экипаж в составе: летчиков С. Г. Бровцева и Ю. А. Гарнаева, ведущего инженера В. С. Дордана, бортмеханика А. Бахрова, экспериментатора А. Ф. Рогова). подробнее Общее время налета Ка-22В 13 часов 3 минуты. 3 серийных Ка-22М построенных на заводе №84 в Ташкенте в 1960-1962 годах foto 1340101 Ка-22М Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, ОКБ-4 (КБ Камова). 16 сентября 1961 года совершил первый полет. foto Имел позывной 63972. С сентября 1961 года проходил испытания (летчики-испытатели В. И. Бирюлин и Ю. А. Гарнаев). foto foto foto Выполнялся облет и снятие основных летных данных. С февраля 1962 года проходил совместные испытания. В авугсте-сентябре 1962 года должен был совершить перелет по маршруту Ташкент-Москва с посадками в пунктах Туркестан, Кзыл-Орда, Джусалы, Аральск, Челкар, Актюбинск, Оренбург, Куйбышев, Пенза, Сасово (Чулково), Люберцы для дозаправки ГСМ, для передачи в ГК НИИ ВВС (экипаж: Д. К. Ефремов - летчик-испытатель, О. К. Яркин - второй пилот, В. А. Николаев - ведущий инженер, В. С. Школяренко - штурман, Б. Г. Поляничко - бортрадист, И. Л. Куслицкий - бортмеханик, Ю. И. Емельянов - инженер-экспериментатор). foto foto foto Совершал перелет в сопровождении самолета Ли-2 СССР-03498 с технической командой из 15 человек на борту (КВС Кураневич, старший команды Зейгман). Разбился 28 августа 1962 года во время перелета Ташкент (Восточный) – Люберцы, под Джусалами в результате внезапного отказа системы поперечного управления в полете по причине рассоединения тандера троса 24 управления общим шагом правого несущего винта. подробнее 1340102 Ка-22М Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, ОКБ-4 (КБ Камова). Планировался для наземных-ресурсных испытаний, но был переделан в летный экземпляр для определения летного ресурса. Возможно никогда не летал. 3-4 сентября 1962 года, после катастрофы Ка-22М (з/н 1340101), были проведены осмотры кронштейнов бустеров и тандеров проводки вертолетного управления. Несколько лет простоял на заводском аэродроме в Ташкенте. Списан и утилизирован.* 1340103 Ка-22М Эксплуатантом являлась ГКАТ СМ СССР, ОКБ-4 (КБ Камова). Совместные испытания выполнены на 73%. В авугсте-сентябре 1962 года должен был совершить перелет по маршруту Ташкент-Москва с посадками в пунктах Туркестан, Кзыл-Орда, Джусалы, Аральск, Челкар, Актюбинск, Оренбург, Куйбышев, Пенза, Сасово (Чулково), Люберцы для дозаправки ГСМ. С 28 августа 1962 года участвовал в перелете Ташкент (Восточный) – Люберцы (экипаж под командованием летчика-испытателя Ю. А. Гарнаева), вместе с Ка-22М (з/н 1340101). Совершал перелет в сопровождении самолета Ил-14 (позывной 3567) с технической командой из 16 человек на борту (КВС Гопштейн, старший на борту Бирюлин). Остался в Туркестане, из-за задымления в кабине при посадке. После катастрофы Ка-22М (з/н 1340101) оставался в Туркестане, где 3-4 сентября 1962 года были проведены осмотры кронштейнов бустеров и тандеров проводки вертолетного управления. В дальнейшем совершил перелет в Ташкент. С конца октября 1962 года по июнь 1963 года модернизирован и доработан. Несколько лет простоял на заводском аэродроме в Ташкенте. Списан и утилизирован.*
* Встречается упоминание, что во второй половине 80х годов ТАПОиЧ им. Чкалова предлагало Музею ВВС в Монино один из Ка-22. Упоминается, что он был недостроенным. Вероятнее всего это Ка-22 (з/н 1340102). Также упоминалось, что в 1996 году в Ташкенте на территории ТАПОиЧ все еще находились останки винтокрылов Ка-22. Непонятна и причина по которой упоминаемый винтокрыл Ка-22 не был установлен на музейную линейку завода ТАПОиЧ, где находятся в настоящее время Ли-2, Ил-14, Ан-8 и Ан-12. location
Источники: 1. Владимир Баршевский - Винтокрыл Ка-22, журнал "Самолеты Мира" №1-2, за 1997 год 2. Справочник "Soviet Transport" 3. Архив АвикоПресс 4. Н. В. Якубович - Вертолет-самолет, журнал "Крылья Родины" 5. Н. В. Якубович - Вертолеты особых схем 6. В. Бирюлин - Винтокрыл Ка-22 (Журнал Крылья Родины №8 1980 г.) 7. Клуб Героев города Жуковского - В. А. Николаев (1935 - 1962) |
|