Пятница, 05.03.2021, 08:11




















Экспонаты зала посвящены ведущим конструкторским бюро. Модели и фотографии самолетов, находящихся в витринах и на стендах, наглядно показывают развитие и совершенствование военных, пассажирских, транспортных самолетов и вертолетов, строившихся в нашей стране.

Опытно-конструкторское бюро имени А.Н.Туполева. С 1923 г. по настоящее время создало много образцов самолетов различного назначения, в том числе первый цельнометаллический самолет АНТ-2. В этом бюро проектировались военные самолеты-разведчики Р-3 и Р-6, истребитель И-4 и тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 (Пе-8) и скоростной бомбардировщик СБ. Из гражданских самолетов следует назвать АНТ-9 и АНТ-14. В ходе Великой Отечественной войны был выпущен в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-2.

В послевоенные годы в бюро был создан тяжелый стратегический четырехмоторный бомбардировщик Ту-4. Проектировались и строились реактивные бомбардировщики и реактивные пассажирские самолеты. Первым дальним реактивным бомбардировщиком, принятым на вооружение советской авиации, был самолет Ту-16, а первым реактивным пассажирским самолетом Аэрофлота был Ту-104.

В настоящее время на международных и внутренних авиатрассах летают известные всему миру воздушные лайнеры Ту-134, Ту-154, создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, имеющий скорость на высоте до 2500 км/ч.

В конструкторском бюро А.Н.Туполева работали многие талантливые инженеры, которые впоследствии стали крупными авиационными конструкторами. Среди них А.А.Архангельский, В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов и др.

Опытно-конструкторское бюро Н.Н.Поликарпова. Развернуло свою творческую деятельность в 20-е годы созданием самолетов различного назначения: истребителя Ил-400, разведчика Р-1, учебно-тренировочного самолета П-1, опытного образца пассажирского самолета ПМ-1 и др.

Созданный этим ОКБ в 1927 г. учебный самолет У-2 (впоследствии названный По-2) десятки лет применялся для обучения полетам курсантов военных школ и аэроклубов. Модификация этой машины строилась в вариантах санитарного и штабного самолета связи. В годы Великой Отечественной войны самолеты По-2 широко использовались как новые легкие бомбардировщики.

В предвоенные годы были сконструированы этим КБ и приняты на вооружение Советских ВВС истребители И-15, И-16, И-153.

Опытно-конструкторское бюро имени С.В.Ильюшина. Проектировало главным образом бомбардировщики с большим радиусом действия и штурмовики. Во время Великой Отечественной войны заслуженную славу завоевали дальний бомбардировщик Ил-4 и штурмовики Ил-2 и Ил-10.

После войны конструкторским бюро были созданы первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14. Широкую известность во всем мире получил замечательный пассажирский воздушный корабль Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями, турбореактивный самолет Ил-62, четыре двигателя которого развивают тягу 10500 кгс каждый, максимальная скорость его 900 км/ч, дальность полета свыше 10000 км, он может брать 186 пассажиров.

Опытно-конструкторское бюро имени А.И.Микояна. В 1940 г. спроектировало высотный скоростной истребитель МиГ-1 с моторами АМ-35А, а в 1941 г.- его модификацию МиГ-3.

В годы войны конструкторский коллектив спроектировал несколько опытных самолетов. После Великой Отечественной войны в 1946 г. этим ОКБ был создан реактивный истребитель МиГ-9, который находился длительное время на вооружении ВВС. Он имел два воздушно-реактивных двигателя РД-20.

В 1949 г. был построен реактивный истребитель МиГ-15, а затем МиГ-17. Из последующих серийных самолетов нужно назвать сверхзвуковые истребители МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и др.

В ОКБ А.И.Микояна были созданы экспериментальные самолеты Е-166, Е-266 и Е-133, на которых советскими летчиками были установлены мировые рекорды скорости и высоты полета.

В 1967 г. на воздушном параде в Домодедово наряду с замечательными машинами других конструкторских бюро демонстрировались самолеты ОКБ А.И.Микояна с изменяющейся стреловидностью крыла, самолеты с коротким разбегом для взлета.

Опытно-конструкторское бюро А.С.Яковлева. Начало свой творческий путь в 1927 г. с постройки первых легких спортивных и тренировочных самолетов.

В 1936-1937 гг. легкие самолеты конструкции А. С. Яковлева УТ-1 и УТ-2 были приняты на вооружение военной авиации как учебно-тренировочные.

Боевые самолеты конструкции А.С.Яковлева в большом количестве выпускались в годы Великой Отечественной войны, когда вслед за истребителем Як-1, построенным и принятым на вооружение ВВС в 1940 г., последовали крупные серии самолетов Як-7, Як-9, Як-3.

Вскоре после войны, в 1946 г., был создан реактивный истребитель Як-15 с двигателем РД-10. На этом самолете летчики успешно переучивались с поршневых самолетов на самолеты с реактивными двигателями. Позже были сконструированы более совершенные образцы самолетов со скоростями полета, превышающими скорость звука.

Помимо боевых самолетов конструкторский коллектив бюро после войны создал ряд новых учебных и спортивных самолетов, а в 1967 г.- скоростной реактивный комфортабельный пассажирский самолет для местных воздушных линий Як-40. В этом самолете впервые решена очень трудная техническая проблема - сочетание короткого разбега и пробега с высокой крейсерской скоростью. Салон самолета рассчитан на полет 32 пассажиров.

Вскоре после самолета Як-40 был разработан пассажирский самолет Як-42 для авиалиний средней дальности, который брал на борт 120 человек.

В этом ОКБ создан самолет вертикального взлета и посадки Як-36. Он находится в экспозиции музея.

Кроме самолетов в ОКБ А. С. Яковлева в 1952 г. был разработан большой транспортный вертолет Як-24 ("летающий вагон") с двумя моторами АШ-82. Он состоял на вооружении военно-транспортной авиации. Вертолет Як-24 находится в экспозиции музея.

Опытно-конструкторское бюро имени С. А. Лавочкина. В 1940 г. создало и запустило в серийное производство скоростной истребитель ЛаГГ-3 (конструкторы С.А.Лавочкин, В.П.Горбунов, М.И.Гудков). Во время Великой Отечественной войны на смену ему пришли более совершенные истребители Ла-5 и Ла-7 конструкции С.А.Лавочкина со звездообразными моторами воздушного охлаждения АШ-82. Эти истребители по всем основным боевым параметрам превосходили вражеские самолеты.

В 1946 г. были построены самолеты Ла-9, а затем истребитель дальнего сопровождения Ла-11 с поршневым мотором. В 1948 г. был запущен в серию истребитель Ла-15 с реактивным двигателем РД-500. Это был первый советский самолет со стреловидным крылом и высоким горизонтальным хвостовым оперением. В дальнейшем конструкторским бюро был разработан и построен опытный образец истребителя-перехватчика Ла-250 со скоростью полета около 2000 км/ч и высотой полета 20000 м.

Опытно-конструкторское бюро В.М.Мясищева. В годы войны создало опытный образец фронтового бомбардировщика с герметической кабиной.

После войны в ОКБ проектировались крупнейшие бомбардировщики с реактивными двигателями. Одним из самых замечательных самолетов этого ОКБ является сверхзвуковой ракетоносец дальнего действия М-50. Некоторые самолеты ОКБ В.М.Мясищева, в том числе М-50, экспонируются в музее.

Опытно-конструкторское бюро имени О.К.Антонова. Является основным коллективом по разработке самолетов транспортной авиации. Этим ОКБ было создано множество типов самолетов - от небольшого одномоторного самолета Ан-2, широко применявшегося в народном хозяйстве, до гигантских транспортных самолетов Ан-22 ("Антей") и АН-124 ("Руслан"). Самолет Ан-22 экспонировался на Парижской авиационной выставке в 1965г. и поразил посетителей и специалистов огромными размерами грузовых кабин и большой грузоподъемностью.

Опытно-конструкторское бюро имени П. О. Сухого. Проектирует самолеты различного назначения. Под руководством П.О.Сухого в ОКБ А.Н.Туполева был построен самолет АНТ-25.

В сентябре 1938 г. советские летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета. Этот перелет был осуществлен на самолете "Родина" (АНТ-37), созданном под руководством П.О.Сухого.

В 1939 г. был построен разведчик-бомбардировщик Су-2, который применялся в первый период Великой Отечественной войны. В ходе войны были созданы опытные образцы бронированного штурмовика Су-6 и корректировщика Су-12.

В послевоенный период ОКБ П.О.Сухого создало мощные реактивные сверхзвуковые боевые самолеты.

Опытно-конструкторское бюро имени Г.М.Бериева. Проектировало самолеты для морской авиации различного назначения. В 30-е годы на вооружение авиации ВМФ были приняты самолеты МБР-2 (морской ближний разведчик) с мотором М-34 и Бе-2 с мотором М-25А.

Во время Великой Отечественной войны был спроектирован и построен корабельный гидросамолет Бе-4 со складывающимся крылом.

После войны были созданы самолет-амфибия Бе-8 с мотором АШ-21, патрульная летающая лодка Бе-6, первый в мире реактивный гидросамолет М-10 и др. Самолет-амфибия имеется в музее.

В зале экспонируются модели и фотографии различных типов самолетов, в их числе летающие лодки М-5 и М-9 старейшего авиационного конструктора Д.П.Григоровича. Эти самолеты применялись еще в первой мировой и гражданской войнах. Их конструктор является создателем одного из первых советских истребителей И-2.

Конструкторский коллектив во главе с В.Ф.Болховитиновым в 1942 г. создал первый в СССР реактивный самолет БИ-1 (А.Я.Березняка, А.М.Исаева) с жидкостным ракетным двигателем. Макет БИ-1 экспонируется в музее. До войны им был сконструирован и построен опытный образец дальнего бомбардировщика с четырьмя моторами.

В нашей стране все большее значение приобретают вертолеты. Основная заслуга в этом принадлежит конструкторским коллективам М.Л.Миля и Н.И.Камова. Модели вертолетов этих коллективов экспонируются в музее. В 1948 г. поднялся в воздух первый советский вертолет Ми-1, созданный в ОКБ имени М.Л.Миля. Там же были созданы вертолеты: двухдвигательный пассажирский Ми-2, многоцелевые Ми-4 и Ми-24, тяжелый с турбовинтовыми двигателями Ми-6, крупнейший транспортный Ми-10 и самый тяжелый вертолет в мире В-12.

Коллектив ОКБ имени Н.И.Камова сконструировал и построил ряд легких машин, с успехом работающих в различных областях народного хозяйства и в Военно-Морском Флоте. Широкое применение нашли вертолеты Ка-8, Ка-10, Ка-15, Ка-18. Создан новый легкий вертолет Ка-26. Эта машина отличается экономичностью, универсальностью и высокой маневренностью. Вертолет Ка-25 успешно используется в ВМФ.

В зале № 4 экспонируются фотопортреты видных советских авиационных деятелей, вложивших большой труд в дело создания и развития отечественной авиации, в том числе портреты летчиков-испытателей, давших путевку в воздух многим опытным самолетам.

В витринах зала имеется много фотографий экспериментальных самолетов оригинальных конструкций, созданных авиационными конструкторами до Великой Отечественной войны.



Источники
1. справочник Soviet Transports
2. Казашвили В.Г. Музей ВВС

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика