Пятница, 29.03.2024, 02:29





















М-15 - реактивный сельскохозяйственный самолёт, разработанный и производившийся в Польше в 1970-е годы по заказу СССР. Он остаётся единственным реактивным сельскохозяйственным самолётом и единственным реактивным бипланом. За свой очень странный вид получил прозвище «Бельфегор». подробнее чертеж

ПАМЯТНИКИ

РОССИЯ

Московская область, Монино, Музей ВВС. М-15 СССР-15105 (1С013-01) Эксплуатантом являлось Северокавказcкое УГА, Пятигорский ОАО, 85 ЛО. Поступил 26 июня 1980 года. Зарегистрирован 28 июля 1980 года, как СССР-15105. В августе 1983 года передан в музей ВВС в Монино. Списан 27 декабря 1983 года по отработке общего срока службы. В настоящее время находится в основной экспозиции музея под открытым небом. location foto foto foto foto foto foto foto

Ульяновск, Музей истории гражданской авиации. М-15 СССР-15154 (1С014-17) Эксплуатантом являлось Северокавказcкое УГА, Майкопский ОАО, 317 ЛО. Поступил 9 сентября 1979 года. Зарегистрирован 24 сентября 1979 года, как СССР-15154. 21 апреля 1980 года был зацеплен М-15 СССР-15130 при неудачном рулении с небольшим повреждением левого элерона. Эксплуатировался до июня 1983 года. Последний летный М-15. 23-24 августа 1983 года совершил перелет в Ульяновск, по спецразрешению МГА (пилот В. И. Заезжий, техники В. А. Арустамян, В. И. Скварек), после чего был передан музею истории гражданской авиации. Являлся первым экспонатом музея. Списан 23 ноября 1983 года по отработке общего срока службы. Был на хранении на территории АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. В 1989 году установлен в основной экспозиции музея под открытым небом. location foto foto

ВЕНГРИЯ

Будакеси, Музей Министерства сельского хозяйства. М-15 СССР-15187 (1С019-10) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Львовский ОАО, 88 ЛО, а/п Скнилов. Поступил 1 ноября 1980 года. Зарегистрирован 20 ноября 1980 года, как СССР-15187. Осенью 1983 года был передан Венгрии. Налет на момент передачи 13 часов. Был передан в Музей Министерства сельского хозяйства Венгрии в Будакеси вблизи Будапешта, где был установлен в экспощиции под открытым небом между населенными пунктами Будакеси и Будаёрш. location foto foto foto Списан 18 марта 1985 года по отработке общего срока службы. В связи с переносом музея в 1990е года был перевезен в Будапешт на остров Чепель, где находился некоторое время на хранении. Оттуда перевезен в г. Сольнок в Музей авиации Венгрии, где в 2001 году был установлен в основной экспозиции под открытым небом. В 2003 году установлен, как авиапамятник на трехметровых столбах, на трассе вблизи авиабазы на въезде в г. Сольнок. foto 14 марта 2014 года демонтирован и увезен в Польшу в Мелец на авиазавод PZL, благодаря инициативе отставных работников и любителей авиации из Мелеца, при поддержке Совета польского авиационного завода (PZL). 28 августа 2015 года после восстановления и реставрации установлен в экспозиции музея авиазавода PZL. foto foto

Сольнок. М-15 (1С019-10) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Львовский ОАО, 88 ЛО, а/п Скнилов. Поступил 1 ноября 1980 года. Зарегистрирован 20 ноября 1980 года, как СССР-15187. Осенью 1983 года был передан Венгрии. Налет на момент передачи 13 часов. Был передан в Музей Министерства сельского хозяйства Венгрии в Будакеси вблизи Будапешта, где был установлен в экспощиции под открытым небом между населенными пунктами Будакеси и Будаёрш. Списан 18 марта 1985 года по отработке общего срока службы. В связи с переносом музея в 1990е года был перевезен в Будапешт на остров Чепель, где находился некоторое время на хранении. Оттуда перевезен в г. Сольнок в Музей авиации Венгрии, где в 2001 году был установлен в основной экспозиции под открытым небом. В 2003 году установлен, как авиапамятник на трехметровых столбах, на трассе вблизи авиабазы на въезде в г. Сольнок. 14 марта 2014 года демонтирован и увезен в Польшу в Мелец на авиазавод PZL, благодаря инициативе отставных работников и любителей авиации из Мелеца, при поддержке Совета польского авиационного завода (PZL). 28 августа 2015 года после восстановления и реставрации установлен в экспозиции музея авиазавода PZL.

ПОЛЬША

Мелец, авиазавод PZL. М-15 (1С019-10) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Львовский ОАО, 88 ЛО, а/п Скнилов. Поступил 1 ноября 1980 года. Зарегистрирован 20 ноября 1980 года, как СССР-15187. Осенью 1983 года был передан Венгрии. Налет на момент передачи 13 часов. Был передан в Музей Министерства сельского хозяйства Венгрии в Будакеси вблизи Будапешта, где был установлен в экспощиции под открытым небом между населенными пунктами Будакеси и Будаёрш. Списан 18 марта 1985 года по отработке общего срока службы. В связи с переносом музея в 1990е года был перевезен в Будапешт на остров Чепель, где находился некоторое время на хранении. Оттуда перевезен в г. Сольнок в Музей авиации Венгрии, где в 2001 году был установлен в основной экспозиции под открытым небом. В 2003 году установлен, как авиапамятник на трехметровых столбах, на трассе вблизи авиабазы на въезде в г. Сольнок. 14 марта 2014 года демонтирован и увезен в Польшу в Мелец на авиазавод PZL, благодаря инициативе отставных работников и любителей авиации из Мелеца, при поддержке Совета польского авиационного завода (PZL). 28 августа 2015 года после восстановления и реставрации установлен в экспозиции музея авиазавода PZL.

Краков, Музей авиации Польши. М-15 "1007" (1С006-03) Эксплуатантом являлся авиазавод PZL. 9 октября 1976 года совершил первый полет. Один из серийных самолетов, который был произведен PZL для проведения испытаний оборудования и конструкции. 14 июля 1981 года передан в Музей авиации Польши в Кракове. При транспортировке в музей поврежден, восстановлен при использовании хвоста M-15 (з/н 1С006-01). В настоящее время находится в основной экспозиции под открытым небом музея авиации Польши в Кракове.

Рогово, Музей авиации и военной техники. М-15 (1С006-02) Эксплуатантом являлся авиазавод PZL. 23 августа 1976 года совершил первый полет. Один из серийных самолетов, который был произведен PZL для проведения испытаний оборудования и конструкции. После вывода из эксплуатации был передан в Музей авиации и военной техники в Рогово, в запасниках которого наблюдался в первой половине 2000х годов в неудовлетворительном состоянии. В дальнейшем останки самолета были выкуплены в частную коллекцию в Волине. fotoalbum В 2012 году приобретен Национальным музеем сельского хозяйства в Шреняве. foto В 2014 году восстановлен и отреставрирован. На самолет нанесен регистрационный номер SP-DFA. В настоящее время находится в основной экспозиции под открытым небом Национального музея сельского хозяйства в Шреняве.

Шренява, Национальный музей сельского хозяйства. М-15 SP-DFA (1С006-02) Эксплуатантом являлся авиазавод PZL. 23 августа 1976 года совершил первый полет. Один из серийных самолетов, который был произведен PZL для проведения испытаний оборудования и конструкции. После вывода из эксплуатации был передан в Музей авиации и военной техники в Рогово, в запасниках которого наблюдался в первой половине 2000х годов в неудовлетворительном состоянии. В дальнейшем останки самолета были выкуплены в частную коллекцию в Волине. В 2012 году приобретен Национальным музеем сельского хозяйства в Шреняве. В 2014 году восстановлен и отреставрирован. На самолет нанесен регистрационный номер SP-DFA. В настоящее время находится в основной экспозиции под открытым небом Национального музея сельского хозяйства в Шреняве.

УКРАИНА

Запорожская область, г. Васильевка. М-15 СССР-15??? (1С0??-??) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Запорожский ОАО, 391 ЛО, а/п Мокрая. После вывода из эксплуатации установлен в качестве авиапамятника в г. Васильевка у горисполкома (администрации). После 1998 года был демонтирован и сдан на лом.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

РОССИЯ

Самара, СГАУ им. С. П. Королёва. М-15 СССР-15183 (1С019-06) Эксплуатантом являлось Северокавказcкое УГА, Пятигорский ОАО, 85 ЛО. Поступил 26 июня 1980 года. Зарегистрирован 28 июля 1980 года, как СССР-15183. Выведен из эксплуатации в августе 1983 года. Списан 21 февраля 1984 года по отработке назначенного ресурса. Позже был передан в Куйбышевский авиационный институт (КуАИ) в качестве учебного пособия. В 1990е был разграблен и разбит. Долгое время находился в неудовлетворительном состоянии на территории Самарского Государственного Авиационного института (СГАУ) около 10 корпуса в неудовлетворительном состоянии. foto foto foto foto В августе 2009 года утилизирован.

ЛАТВИЯ

Рига, а/п Спилве, учебная стоянка РКИИГА. М-15 СССР-15230 (1С005-01) Эксплуатантом являлось УГАЦиА Воронежский ОАО, 307 ЛО, а/п Чертовицкое. В феврале 1978 года передан на ресурсные испытания. 16 июня 1982 года передан в РКИИГА, как учебное пособие. foto Списан 18 октября 1984 года по износу. К концу 1980х был разграблен и разбит. В 1991 году был утилизирован.

ПОЛЬША

Мелец, Политехнический университет. M-15 Эксплуатант неизвестен. После вывода из эксплуатации кабина самолета была переделана в авиационный тренажер в Политехническом университете в Мелеце. На 2009 год использовалась, как авиасимулятор.


Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Мартианов, И. Сейдов - Первый и последний. Реактивный сельхозяйственный самолет М-15

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика