Воскресенье, 19.11.2017, 02:31





















Ту-110 - реактивный пассажирский самолёт с четырьмя ТРД АЛ-7П. Создан на базе Ту-104. Основные отличия, связанные с попарной установкой двигателей с каждого борта фюзеляжа: изменена конфигурация корневых зон лонжеронов для новых воздухозаборников; двигатели крепятся к крыльевой балке, а не к фюзеляжу. подробнее чертеж video

1 прототип Ту-110 произведенный на заводе №156 в Москве в 1957 году

5600 СССР-Л5600 Ту-110 Эксплуатантом являлось МАП (с 14 декабря 1957 года Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике), завод №156, КБ Туполева. Произведен в начале 1957 года. Имел цветовую схему "Аэрофлота", с нанесенными красными звездами и бортовым номером "5600". foto foto foto foto foto foto foto foto foto Первый полет совершил 11 марта 1957 года (экипаж Д. В. Зюзина). 1 июня 1957 года демонстрировался широкой публике во Внуково. foto Позже нанесен регистрационный номер СССР-Л5600. Выведен из эксплуатации приблизительно в 1961 году и передан в КИИГА в Киев для использования, как учебное пособие. foto Последний раз замечен в хорошем состоянии в начале 80х в КИИГА. foto foto foto foto foto foto foto В 1983 году планировался для передачи в Музей истории гражданской авиации в Ульяновск, но весной 1984 года был утилизирован, с целью освобождения места на учебной площадке КИИГА. foto Упоминалось, что отдельные части Ту-110 некторое время хранились в КИИГА (упоминалось о части центроплана).

3 предсерийных самолета Ту-110А произведенных на заводе №22 в г. Казань в 1957-1958 годах

5511 СССР-Л5511 Ту-110 Эксплуатантом являлся Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике (со 2 марта 1965 года МАП), завод №22. Произведен в 1957 году. foto Имел цветовую схему "Аэрофлота" и регистрационный номер СССР-Л5511. foto Совершил первый полет 24 октября 1957 года. Должен был перерегистрирован, как СССР-3658?.В 1959 году оснащен двигателями Д-20П, переоборудован в Ту-110Б. Позже оснащен двигателями Д-20ПО, переделан в Ту-110ЛЛ. Должен был перерегистрирован как СССР-3658?.* Передан в МРП (Министерство радиопромышленности СССР). Использовался для испытаний РЛС «Сапфир-23» для МиГ-23 в 1964-1969 году. foto

5512 СССР-Л5512 Ту-110А. Эксплуатантом являлся Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике (со 2 марта 1965 года МАП), завод №22. Произведен в 1957 году. Имел цветовую схему "Аэрофлота" и регистрационный номер СССР-Л5512. В июле 1958 года передан на летные испытания. Должен был перерегистрирован, как СССР-3658?.В 1959 году оснащен двигателями Д-20П, переоборудован в Ту-110Б. Должен был перерегистрирован как СССР-3658?.* . Передан в МРП (Министерство радиопромышленности СССР), НИЛИЦ (с 1972 года НПО "Взлет"). Трудоемкость на 1970 год на переоборудование самолета (в человеко-часах)  584 ч/ч; на 1971 год - 297 ч/ч. Использовался как летающая лаборатория по теме "Сапфир". Не был переоборудован, как Ту-110 з/н 5513. Использовался, как летающая цель, для РЛС летающих лабораторий. Эксплуатировался по теме "Сапфир" до 1973-1974 года.

5513 СССР-Л5513 Ту-110А. Эксплуатантом являлся Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике (со 2 марта 1965 года МАП), завод №22. Произведен в 1958 году. Имел цветовую схему "Аэрофлота" и регистрационный номер СССР-Л5513. Должен был перерегистрирован, как СССР-3658?.* В 1960 году оснащен двигателями Д-20П, переоборудован в Ту-110Б. Передан в МРП (Министерство радиопромышленности СССР), НИЛИЦ (с 1972 года НПО "Взлет"). Использовался как летающая лаборатория ЭМЗ по теме 35 "Сапфир", созданная согласно с приказом МАП и МРП от 7 июня 1971 года и приказом МАП от 15 декабря 1971 года. Переоборудование самолета в Ту-110ЛЛ производилось ЭМЗ совместно с ММЗ "Зенит", НИЛИЦ (с 1972 года НПО "Взлет"), НКОА и МКБ "Кулон" МРП. Работы производилсь в период с октября по декабрь 1971 года. Была доработана передняя часть фюзеляжа; доработан фюзеляж под установку ВГ-16; установлена носовая часть фюзеляжа с радиопрозрачным конусом; доработаны крылья под АПУ-25-21-110; доработана система аэронавигации; произведен монтаж проводки первичных источников питания; доработана кабина штурманов. 30 декабря 1971 года передан в НИЛИЦ (с 1972 года НПО "Взлет") для дальнейших работ для испытаний. На самолете доводилась селекция движущихся целей на фоне земли. Эксплуатировался по теме "Сапфир" до 1973-1974 года. Летал в начале 80х. Стоял законсервированным в 80е года в Ахтубинске на хранении. Во второй половине 80х годов (после 1986 года, т.к. в экспозиции музея был уже Ту-104) планировался для музея истории гражданской авиации в г. Ульяновск. Переговоры между МАП и МГА начаты не были. В дальнейшем использовался, как наземная мишень, на одном из полигонов ГЛИЦ ВВС в Ахтубинске. foto

Во время производства прототипа Ту-110 было принято решение о внедрении Ту-110 на линиях ГВФ и о развертывании его серийного производства в Казани на заводе №22 в 100-местном варианте, под обозначением Ту-110А. Первоначально на заводе № 22 планировали до 1 июля 1957 года изготовить десять самолетов Ту-110, с двигателями АЛ-7. Согласно плана на 1958 год завод №22 должен был построить 5 самолетов Ту-110А, но выпуск был ограничен тремя самолетами. Самолет Ту-110 как тип остался невостребованным.

Один из Ту-110 активно эксплуатировался в ЛИИП им.Гризодубовой (есть вероятность, что это был 5511, но не исключено, что это мог быть любой из 3 предсерийных самолетов Ту-110). 

Известно, что один из Ту-110 долгое время находился на хранение на а/д Ермолино (Калужская область), где находилась ЕЛИБ НПО "Взлет". Вероятнее всего это мог быть Ту-110 з/н 5512 СССР-Л5512. Впоследствии самолет был утилизирован.

Встречались упоминания, что один из самолетов Ту-110 предлагался Музею ВВС в Монино. Согласно этим упоминаниям, Музей ВВС дал следующий ответ: "Музей в данном типе самолёта не нуждается, т.к. распространение получил Ту-104 уже имеющийся в нашей экспозиции." Вероятнее всего это был тот же Ту-110 из Ахтубинска, что предлагался и для Музея истории Гражданской Авиации в г. Ульяновск.

* В 1958 году вводится новая система опознавательных знаков (регистрационных номеров) на гражданские летательные аппараты. Предыдущие буквено-цифровые опознавательные знаки, утвержденные еще в 1932 году, были заменены на цифровые, где каждому типу воздушных средств был выделен свой диапазон последовательно идущих друг за другом регистрационных номеров. Ранее зарегистрированные воздушные средства подверглись перерегистрации в 1958-60 годах по новому стандарту. Трем Ту-110 Казанского завода №22 планировалось присвоить следующие опознавательные знаки: СССР-36580, СССР-36581 и СССР-36582, но т.к. серийного производства самолетов Ту-110 далее не последовало, а произведенные три самолета не пошли в ГВФ, а стали использоваться в качестве летающих лабораторий в интересах авиационной и радиопромышленности, то от этих планов отказались. Указанные выше опознавательные знаки в дальнейшем были задействованы на других самолетах:

Достоверно известно, что регистрационные номера СССР-36580 - СССР-36582 были присвоены самолетам ГВФ Ил-28, использующихся в качестве зондировщиков атмосферы:
СССР-36580 Ил-28 (з/н 46605219) Эксплуатировался в Дальневосточном ТУ ГВФ с 18 июля 1960 года. Списан 19 апреля 1963 года в результате столкновения самолетов на земле (столкновение с Ил-28 СССР-36581).
СССР-36581 Ил-28 (з/н 56605517) Эксплуатировался в Дальневосточном ТУ ГВФ с 18 июля 1960 года. Списан 19 апреля 1963 года в результате столкновения самолетов на земле (столкновение с Ил-28 СССР-36580).
СССР-36582 Ил-28 (з/н 63006005) Эксплуатировался в Северо-Кавказком ТУ ГВФ с 24 ноября 1960 года. Списан 30 декабря 1964 года по износу.
Позже в 1965 году данные номера были присвоены Як-18А:
СССР-36580 Як-18А (з/н 1161303) Эксплуатировался в Кременчугском ордена Дружбы народов летном училище ГА. Зарегистрирован 23 ноября 1965 года. Списан в 1971 году.
СССР-36581 Як-18А (з/н 1161221) Эксплуатировался в Кременчугском ордена Дружбы народов летном училище ГА. Зарегистрирован 23 ноября 1965 года. Списан в 1971 году.
СССР-36582 Як-18А (з/н 1161229) Эксплуатировался в Бугурусланском летном училище ГА им. ГСС П.Ф. Еромасова. Зарегистрирован 22 ноября 1965 года. Списан в 1971 году.

В документах Государственного реестра ВС СССР, запись о присвоение данных регистрационных номеров самолетам Ту-110 отсутствует. Самолеты Ту-110 летали до самого списания с нанесенными опознавательными знаками образца 1932 года: СССР-Л5600, СССР-Л5511, СССР-Л5512 и СССР-Л5513.


Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. Воздушный транспорт - Не только искать реликвии 17.12.1983
3. П. Батуев - В тени. Некоторые аспекты применения самолета Ту-104 (Журнал Мир Авиации №1 (36) 2005)
4. К. Г. Удалов, М. А. Белощук. Хроника ЭМЗ - М.: Авико Пресс, 2010
5. Годовой отчет ЭМЗ за 1971 год.
7. E. Gordon - Tupolev Tu-104
8. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
9. В. Г. Вениаминов "Казань авиационная (Волжская крепость)"

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES