Ш-2 - первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов. подробнее чертеж
1932 год - 30 самолетов.
1933 год - 200 самолетов.
1934 год - 40 самолетов.
Завод №31 в Таганроге в 1930 году принял следующие систему заводской нумерации: две буквы (ОА, ОБ, ОВ, ОГ и т.д.) и номер от 1 до 99. Например: ОА-1, ОА-2 и т.д. Самолеты Ш-2 в начале производства в 1932 году были пронумерованы в диапазоне ОЖ-32 до ОЗ-8 (вероятно первые 100 самолетов). В 1933 году система заводской нумерации вновь изменилась, на "31" номер завода 31 и номер самолета. Например: 31101, 31102 и т.д. Ш-2 были пронумерованы в диапазоне 31101 - 31302. Поскольку всего было произведено 270 Ш-2, то заводских номеров явно слишком много. На это есть несколько теорий объяснений. Одна теория состоит в том, что ранние Ш-2 из диапазона заводских номеров ОЖ-32 - ОЗ-8 были перенумерованы в диапазоне 31101-31200 в 1933 году, что очень маловероятно. Другая теория состоит в том, что в данных диапазонах заводских номеров были не только Ш-2, т.к. завод №31 в 2 Р-1, 5 АНТ-9, 56 МБР-4, 51 Р-6 в 1932-1933 году. Возможно, что некоторым из этих самолетов были присвоены заводские номера из диапазона Ш-2.
На основе сообщения Леннарта Андерссона.
ОЖ-?? Ш-2 foto Произведен 1 апреля 1932 года. Позже прошел заводские испытания (летчик В. М. Ремезюк). 1 мая 1932 года участвовал на праздничной демонстрации г. Таганрога (с самолета сбрасывали листовки). 9 мая 1932 года закончил проходить государственные испытания. В мае 1932 года передан в Свердловск, где в первый летный сезон было выполнено около сотни полетов.
ОЖ-?? Ш-2 foto Произведен в апреле 1932 года. 1 мая 1932 года участвовал на праздничной демонстрации г. Таганрога (с самолета сбрасывали листовки).
ОЖ-32 СССР-Л763 Ш-2 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 11 сентября 1932 года. Демонтирован (?).
ОЖ-33 СССР-Л764 Ш-2 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 9 сентября 1932 года. Разбился 24 августа 1934 года.
ОЖ-34 СССР-Ш801 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 20 августа 1933 года.
ОЖ-35 СССР-Ш802 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 20 августа 1933 года. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 10 апреля 1934 года, как СССР-М28. Разбился. Списан 22 октября 1935 года.
ОЖ-36 СССР-А248 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 20 февраля 1933 года. Разбился в июле 1933 года.
ОЖ-37 СССР-А249 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 20 февраля 1933 года. Списан 4 мая 1936 года.
ОЖ-38 СССР-А250 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 20 февраля 1933 года. Разбился 26 ноября 1933 года. В 1933 году выставлен на Арктической выставке в Ленинграде. Списан 3 мая 1934 года. Вероятнее всего является экспонатом музея Арктики и Антарктики в Санкт Петербурге.
ОЖ-39 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-40 СССР-С2570 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 8 октября 1940 года.
ОЖ-41 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-42 СССР-А255 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года. Замечен в городе Сыктывкар (КОМИ АССР). foto Разбился. Списан в 1935 году.
ОЖ-43 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-44 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-45 СССР-Ш336 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 7 июня 1933 года. Разбился. Списан 19 июля 1933 года.
ОЖ-46 СССР-А254 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года. Передан в Ленинградский учебный комбинат (ЛУК).
ОЖ-47 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-48 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-49 СССР-А251 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 20 февраля 1933 года. Списан 17 марта 1939 года.
ОЖ-50 СССР-Х100 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 5 июня 1939 года.
ОЖ-51 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-52 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-53 СССР-Ж8 Ш-2 Эксплуатантом являлось ГУГК Главное управление геодезии и картографии. Зарегистрирован 26 июля 1938 года.
ОЖ-54 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-55 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-56 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-57 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-58 СССР-Х255 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 27 сентября 1939 года.
ОЖ-59 СССР-Х171 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 29 мая 1938 года.
ОЖ-60 СССР-А252 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года. Разбился 29 сентября 1934 года. Был восстановлен. 2 янврая 1935 года передавался внутри треста "Сельхозавиация".
ОЖ-61 СССР-А253 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года. Разбился. Списан 26 июня 193? (год неизвестен).
ОЖ-62 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-63 СССР-Х114 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 20 марта 1937 года. Списан 17 января 1939 года.
ОЖ-64 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-65 СССР-Х101 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 31 мая 1938 года.
ОЖ-66 СССР-Н135 Ш-2 Эксплуатантом являлось управление Полярной авиации. Зарегистрирован 16 марта 1936 года. Эксплуатировался в Чукотской авиагруппе в 1936 году. Списан 16 февраля 1938 года.
ОЖ-67 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-68 СССР-Х102 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 31 мая 1938 года.
ОЖ-69 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-70 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-71 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-72 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-73 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-74 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-75 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-76 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-77 СССР-Л71 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 14 июня 1935 года. Списан 20 сентября 1936 года.
ОЖ-78 СССР-N358 Ш-2 Эксплуатантом являлась Особая сводная авиаэскадрилья им. Максим Горького. Зарегистрирован 25 октября 1933 года. В 1935 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 8 сентября 1935 года, как СССР-Л358. В 1940 году предан в Санитарную авиацию. 11 июня 1940 года зарегистрирован как СССР-К359. В июле 1941 года замечен в приказах ГВФ.
ОЖ-79 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-80 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-81 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-82 СССР-А256 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года.
ОЖ-83 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-84 СССР-С830 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 23 августа 1935 года. Списан 21 января 1939 года.
ОЖ-85 СССР-И41 Ш-2 Эксплуатантом являлось Главное управления авационной промышленности Наркомтяжпрома. Зарегистрирован 1 марта 1935 года. В сентябре 1935 года замечен в приказах ГВФ.
ОЖ-86 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-87 СССР-Х59 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 7 апреля 1935 года. Списан 31 мая 1938 года.
ОЖ-88 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-89 СССР-Х1 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 8 декабря 1937 года. Списан 5 июня 1939 года.
ОЖ-90 СССР-Х287 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 15 ноября 1940 года.
ОЖ-91 СССР-Х288 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 15 ноября 1940 года.
ОЖ-92 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-93 СССР-Х294 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 16 декабря 1940 года.
ОЖ-94 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-95 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-96 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЖ-97 СССР-Х103 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 1 февраля 1939 года.
ОЖ-98 СССР-С259 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 10 сентября 1933 года. Позже в 1935 году передан в Управление Полярной авиации. Зарегистрирован 22 августа 1935 года, как СССР-Н72. Эксплуатировался в Николаевской школе морских летчиков. Списан 1 декабря 1938 года.
ОЖ-99 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-1 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-2 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-3 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-4 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-5 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-6 Исторически неизвестно, нет данных.
ОЗ-7 СССР-С411 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 19 марта 1934 года.
ОЗ-8 СССР-С412 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 19 марта 1934 года.
Источники:
1. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland).
2. М. Маслов - Амфибия Ш-2 и другие самолеты Вадима Шаврова.
3. С. Радимов - Самолет Амфибия Ш-2 в небе над Иркутском (СМ номер один 2005г. №5 май).
4. справочник Soviet Transports.
5. Данные Василия Гоголева.
6. Данные Виталия Зеленкова.
7. А. Королев - Возвращение летающей лодки (Воздушный транспорт 24 апреля 1986 года).
8. Е. Коноплев - На край земли за самолетом.