Ш-2 - первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов. подробнее чертеж
1932 год - 30 самолетов.
1933 год - 200 самолетов.
1934 год - 40 самолетов.
Завод №31 в Таганроге в 1930 году принял следующие систему заводской нумерации: две буквы (ОА, ОБ, ОВ, ОГ и т.д.) и номер от 1 до 99. Например: ОА-1, ОА-2 и т.д. Самолеты Ш-2 в начале производства в 1932 году были пронумерованы в диапазоне ОЖ-32 до ОЗ-8 (вероятно первые 100 самолетов). В 1933 году система заводской нумерации вновь изменилась, на "31" номер завода 31 и номер самолета. Например: 31101, 31102 и т.д. Ш-2 были пронумерованы в диапазоне 31101 - 31302. Поскольку всего было произведено 270 Ш-2, то заводских номеров явно слишком много. На это есть несколько теорий объяснений. Одна теория состоит в том, что ранние Ш-2 из диапазона заводских номеров ОЖ-32 - ОЗ-8 были перенумерованы в диапазоне 31101-31200 в 1933 году, что очень маловероятно. Другая теория состоит в том, что в данных диапазонах заводских номеров были не только Ш-2, т.к. завод №31 в 2 Р-1, 5 АНТ-9, 56 МБР-4, 51 Р-6 в 1932-1933 году. Возможно, что некоторым из этих самолетов были присвоены заводские номера из диапазона Ш-2.
На основе сообщения Леннарта Андерссона.
31100? СССР-С230 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 5 июля 1932 года. Заводской номер указан в документах, как "100".
31101 СССР-Х112 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 28 февраля 1937 года, как СССР-Х112. В 1938 году передан в ГВФ в Санитарную авиацию. Зарегистрирован 22 марта 1938 года, как СССР-К240. Списан 7 сентября 1939 года.
31102 Исторически неизвестно, нет данных.
31103 СССР-Х104 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Имел надпись "Главрыба". Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 5 июня 1939 года.
31104 Исторически неизвестно, нет данных.
31105 Исторически неизвестно, нет данных.
31106 СССР-Х105 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 10 октября 1938 года.
31107 Исторически неизвестно, нет данных.
31108 СССР-Х43 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 17 сентября 1934 года. Списан 26 марта 1937 года..
31109 СССР-С260 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 10 сентября 1933 года.
31110 Исторически неизвестно, нет данных.
31111 Исторически неизвестно, нет данных.
31112 СССР-Х207 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД (Астрахань). Имел надпись "Главрыба". Получен в 1933 году. Первый пилот - Янишевский Н. А. Зарегистрирован 19 января 1939 года.
31113 СССР-С261 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 10 сентября 1933 года.
31114 СССР-Х217 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 15 мая 1939 года. Эксплуатировался во 2-ой эскадрилье 5-го оап ГВФ 7 ВА. 20 августа 1942 года вместе с Ш-2 СССР-К370 вылетели к партизанам, действующим на территории, занятой финскими войсками. Вызов к партизанам оказался ложным, следствие радиоигры финской разведки. После посадки в районе местечка Сапсаярви самолеты были захвачены противником. Экипажи Павел Андреев, Федор Мотуз, Петр Чайкин и Петр Шульга погибли в завязавшейся перестрелке. В дальнейшем эксплуатировался в ВВС Финляндии. Зарегистрирован как AV-186. Позже разбит. Списан 3 октября 1942 года.
31115 Исторически неизвестно, нет данных.
31116 СССР-Х35 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 4 сентября 1934 года, как СССР-Х35. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 3 ноября 1934 года, как СССР-М41. Списан. Был снят с эксплуатации.
31117 СССР-Ж12 Ш-2 Эксплуатантом являлось ГУГК Главное управление геодезии и картографии. Зарегистрирован 15 августа 1938 года.
31118 Исторически неизвестно, нет данных.
31119 СССР-С231 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 5 июля 1933 года.
31120 Исторически неизвестно, нет данных.
31121 СССР-Х126 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 8 апреля 1937 года.
31122 Исторически неизвестно, нет данных.
31123 СССР-Х155 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 25 сентября 1937 года.
31124 СССР-Т1 Ш-2 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 25 февраля 1934 года. Списан 4 мая 1937 года.
31125 СССР-А258 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 25 февраля 1934 года. Разбился. Списан в 1935 году.
31126 Исторически неизвестно, нет данных.
31127 СССР-Х106 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Имел надпись "Главрыба". Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 10 октября 1938 года.
31128 Исторически неизвестно, нет данных.
31129 СССР-С394 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 19 марта 1934 года.
31130 Исторически неизвестно, нет данных.
31131 СССР-С395 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 19 марта 1934 года.
31132 Исторически неизвестно, нет данных.
31133 СССР-С922 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 20 октября 1935 года.
31134 СССР-Х222 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 27 июня 1939 года.
31135 СССР-Х36 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 20 сентября 1934 года.
31136 Исторически неизвестно, нет данных.
31137 СССР-Х208 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 24 января 1939 года.
31138 СССР-Х50 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 9 марта 1935 года. Списан 5 июня 1939 года.
31139 Исторически неизвестно, нет данных.
31140 Исторически неизвестно, нет данных.
31141 Исторически неизвестно, нет данных.
31142 СССР-Х107 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года. Списан 31 мая 1938 года.
31143 Исторически неизвестно, нет данных.
31144 Исторически неизвестно, нет данных.
31145 СССР-Х127 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 8 апреля 1937 года.
31146 СССР-Х33 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 28 сентября 1934 года, как СССР-Х33. В 1936 году передан в управление Полярной авиации. Зарегистрирован 16 марта 1936 года, как СССР-Н134. Эксплуатировался в Енисейской авиагруппе в 1936 году. Списан 11 мая 1938 года.
31147 СССР-Л1467 Ш-2 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 14 июня 1935 года.
31148 СССР-Х108 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 19 ноября 1936 года.
31149 Исторически неизвестно, нет данных.
31150 Исторически неизвестно, нет данных.
31151 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 29 мая 1938 года, как СССР-Х180. Зарегистрирован 31 октября 1940 года, как СССР-Х181. Списан 10 марта 1941 года.
31152 СССР-Х8 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 28 августа 1933 года. В апреле 1934 года замечен в приказах ГВФ. Разбился.
31153 СССР-С302 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Горьковский Аэроклуб). Зарегистрирован 27 декабря 1933 года, как СССР-С302. В 1935 году передан в управление Полярной авиации в Николаевскую школу морских летчиков Главсевморпути (ГУСМП). 9 апреля 1935 года зарегистрирован, как СССР-Н76. В марте 1937 года передан в Беломорский авиаотряд. Списан в 16 февраля 1937 года.
31154 СССР-С303 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 27 декабря 1933 года.
31155 СССР-С492 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Николаевская школа). Зарегистрирован 17 сентября 1934 года, как СССР-С492. В 1935 году передан в управление Полярной авиации в Николаевскую школу морских летчиков Главсевморпути (ГУСМП). 9 апреля 1935 года зарегистрирован как СССР-Н81. Списан в июне 1940 года.
31156 СССР-С284 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 4 декабря 1933 года.
31157 СССР-И27 Ш-2 Эксплуатантом являлось Главное управления авационной промышленности Наркомтяжпрома. Зарегистрирован 10 ноября 1933 года.
31158 Исторически неизвестно, нет данных.
31159 СССР-Х256 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 27 сентября 1939 года.
31160 СССР-Х11 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 13 октября 1933 года. Списан 26 июня 1936 года.
31161 СССР-Х12 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 13 октября 1933 года. Разбился 26 июля 1934 года.
31162 СССР-Х51 Ш-2 foto Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. foto Зарегистрирован 9 марта 1935 года. Списан 26 марта 1937 года.
31163 СССР-С285 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 4 декабря 1933 года, как СССР-С285. В 1939 году передан в Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 14 мая 1939 года, как СССР-Х216. В ноябре 1941 года замечен в приказах ГВФ.
31164 СССР-С396 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 19 марта 1934 года, как СССР-С396. В 1934 году передан в трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 26 августа 1934 года, как СССР-А396. Списан в 1935 году.
31165 СССР-А257 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года.
31166 Исторически неизвестно, нет данных.
31167 СССР-А259 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 16 августа 1933 года.
31168 СССР-Л1465 Ш-2 Эксплуатантом являлся Аэрофлот. Зарегистрирован 14 июня 1935 года. Списан 22 октября 1935 года.
31169 СССР-Х52 Ш-2 Эксплуатантом являлся Наркомат рыбной промышленности и ГУЛАГ НКВД. Зарегистрирован 9 марта 1935 года.
31170 СССР-Н158 Ш-2 foto Эксплуатантом являлось управление Полярной авиации (МАГОН). Зарегистрирован 28 июня 1936 года. foto Имел надпись "Авиоарктика", именно с буквой "О". Списан 16 февраля 1938 года.
31171 СССР-Л804 Ш-2 Эксплуатантом являелся Аэрофлот. Зарегистрирован 2 сентября 1933 года. В январе 1935 года замечен в приказах ГВФ.
31172 СССР-С441 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 20 июля 1934 года.
31173 СССР-Л805 Ш-2 Эксплуатантом являелся Аэрофлот. Зарегистрирован 2 сентября 1933 года. Разбился 20 августа 1934 года.
31174 СССР-Н20 Ш-2 foto Эксплуатантом являлось управление Полярной авиации. foto Произведен в 1932 году. Зарегистрирован 29 июля 1933 года. Доставлен пароходом на полярную станцию в бухте Тихая на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа в летнюю навигацию 1933 года. До августа 1934 года эксплуатировался летчиком Кошелев и бортмехаником В.С. Плосконосовым. До 1935 года эксплуатировался летчиком В.Д. Волосюком и бортмехаником Н.Г. Тарновским. До 1935 года участвовал в обследовании значительной части центральных островов архипелага Земля Франца-Иосифа. На 1935 год налет составлял 101 час 23 минуты, двигатель наработал 112 часов 52 минуты. В 1936 году эксплуатировался летчиком Махоткиным, который совершал эпизодические полеты. В 1937 году возвращен на материк и передан в 3-ий линейный отряд Енисейской авиагруппы для работы на трассе Красноярск-Абакан. В 1938 году передан в Беломорский авиаотряд для участия в проведении зверобойных промыслов. В феврале 1939 года передан в Игарский авиаотряд. В 1939 году проходил капитальный ремонт на КАРЗе. Списан в марте 1941 года по причине изношенности планера приказом по ГУСМП № Р-147 от 22.5.41 года (шпангоуты, лонжероны и стрингера были поражены грибком, подкосы центроплана и стабилизатора проржавели). Исключен из реестра (списан) 7 июля 1941 года.
31175 СССР-Н21 Ш-2 Эксплуатантом являлось управление Полярной авиации. Зарегистрирован 28 июля 1933 года. В 1933 году находился на теплоходе "Челюскин" при попытки прохождения Северным морским путем (погружен на корабль был в Мурманске. Пилотом назначали М.С. Бабушкина, бортмеханика - Г.С. Валавина). Не имел нанесеного регистрационного номера. Использовался для прояснения ледовой обстановки на пути парохода. foto foto foto 23 августа 1933 года совершил 55-минутный полет поиска чистой воды. В феврале 1934 года снят с гибнущего парохода "Челюскин" на лед. При высадки на лед поврежден (разбита носовая часть лодки, сломаны подкосы и элементы шасси). Позже отремонтирован. 31 марта 1934 года совершил пробный полет после ремонта с ледового аэродрома. 2 марта 1934 года совершил перелет в Ванкарем (летчик М.С. Бабушкин, бортмеханика Г.С. Валавин). После перелета не эксплуатировался. Списан по износу 5 января 1935 года.
31176 СССР-С794 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 1 августа 1935 года.
31177 СССР-С607 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 9 января 1935 года, как СССР-С607. В 1937 году передан в ГВФ в Санитарную авиацию. Зарегистрирован 28 октября 1937 года, как СССР-К228. В ноябре 1941 года замечен в приказах ГВФ.
31178 СССР-С258 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 10 сентября 1933 года. Списан 2 июня 1938 года.
31179 СССР-Ш803 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 4 сентября 1933 года, как СССР-803. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 10 апреля 1934 года, как СССР-М29. В 1940 году передан в ГВФ в Санитарную авиацию. Зарегистрирован 11 июня 1940 года, как СССР-К357. В июле 1941 года замечен в приказах ГВФ.
31180 СССР-Ш241 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 7 июля 1935 года. Разбился 7 июля 1939 года. Списан в октябре 1939 года.
31181 СССР-С640 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 14 декабря 1935. Списан 2 июня 1938 года.
31182 СССР-Ш242 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 15 августа 1936 года. Списан 7 сентября 1939 года.
31183 СССР-Ш805 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 14 ноября 1933 года, как СССР-Ш805. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 10 апреля 1934 года, как СССР-М30. Разбился в 1935 году. Списан 22 октября 1935 года.
31184 Исторически неизвестно, нет данных.
31185 СССР-Ш804 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 4 сентября 1933 года, как СССР-Ш804. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 10 апреля 1934 года, как СССР-М31. Списан 8 сентября 1938 года.
31186 СССР-С286 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 4 декабря 1933 года, как СССР-С286. В 1935 году передан в управление Полярной авиации. Зарегистрирован 9 апреля 1935 года, как СССР-Н73. Эксплуатировался в Николаевской школе морских летчиков Главсевморпути (ГУСМП). В 1938 году передан в ГУГК Главное управление геодезии и картографии авиагруппе Бамтрасс-проекта НКПС для выполнения аэрофотосъемки. Зарегистрирован 16 ноября 1938 года, как СССР-Ж13.
31187 Исторически неизвестно, нет данных.
31188 СССР-Ш806 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 14 ноября 1933 года. Списан.
31189 СССР-Ш782 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 26 мая 1934 года. Списан 2 сентября 1935 года.
31190 СССР-С287 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 4 декабря 1933 года.
31191 СССР-А261 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 13 ноября 1934 года. Списан 4 мая 1936 года.
31192 СССР-Ш783 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 26 мая 1934 года, как СССР-Ш783. Позже передан в Аэрофлот. Зарегистрирован, как СССР-Л807. В июне 1935 года замечен в приказах ГВФ. Списан 10 июня 1937 года.
31193 СССР-С288 Ш-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим. Зарегистрирован 4 декабря 1933 года, как СССР-С288. В 1935 году передан в управление Полярной авиации. Зарегистрирован 22 августа 1935 года, как СССР-Н74. Получен в 1936 году. Эксплуатировался в Николаевской школе морских летчиков Главсевморпути (ГУСМП). В сентябре 1938 года передан в Управление Морской авиации НКВМФ. Списан 1 декабря 1938 года.
31194 СССР-Ш809 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 14 ноября 1933 года, как СССР-Ш809. В 1934 году передан в Аэрофлот в Северное управление ГВФ. Зарегистрирован 10 апреля 1934 года, как СССР-М32. foto Установлен в начале 1938 года на пароходе "Мурман" во время спасения группы Папанина с дрейфующей льдины. 15 февраля 1938 года из-за неблагоприятных метеорологических условий совершил вынужденную посадку на льдину в Гренландском море во время полета ледовой разведки (летчик Карабанов, командир летный группы "Мурман" Черевичный). 16 ферваля 1938 года установлена экипажом связь с пароходом "Мурман". 17 февраля 1938 года экипаж эвакуирован У-2 (летчик Власов). Было принято решение забрать Ш-2 СССР-М32 при возвращении. На обратном пути Ш-2 обнаружен не был. Списан 8 сентября 1938 года.
31195 СССР-А262 Ш-2 Эксплуатантом являлся трест "Сельхозавиация". Зарегистрирован 25 февраля 1934 года. Списан в 1938 году.
31196 СССР-Ш243 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 6 апреля 1934 года, как СССР-Ш243. В 1935 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 20 августа 1935 года, как СССР-Л1472. Списан 4 мая 1937 года.
31197 СССР-Ш244 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 6 апреля 1934 года, как СССР-Ш244. Позже передан в Аэрофлот. Зарегистрирован, как СССР-Л1466. В июне 1935 года замечен в приказах ГВФ. Списан 22 ноября 1940 года.
31198 СССР-Ш810 Ш-2 foto Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 22 ноября 1933 года, как СССР-Ш810. В 1934 году передан в трест "Сельхозавиация", в авиазвене треста "Апатит". Зарегистрирован 3 апреля 1934 года, как СССР-А398. В районе озеро Имандра, у рыбацкого поселка Тик-Губа (в двух километрах от Апатитов Кировской обл.) летчик П. К. Овчинников, попав в сплошной снегопад, самолет зацепился за телефонные провода и рухнул на озеро. Видимо восстановлен. Списан 15 апреля 1938 года. Позже передан в ГВФ, Серверное управление. Зарегистрирован 11 июня 1940 года, как СССР-К360. Использовался как санитарный. В ноябре 1941 года замечен в приказах ГВФ.
31199 СССР-Ш245 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 22 ноября 1933 года.
31200 СССР-Ш807 Ш-2 Эксплуатантом являлась Летная школа ГВФ. Зарегистрирован 14 ноября 1933 года, как СССР-Ш807. В 1934 году передан в Аэрофлот. Зарегистрирован 26 августа 1934 года, как СССР-М27. Разбился в 1935 году. Списан 19 апреля 1935 года.
Источники:
1. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland).
2. М. Маслов - Амфибия Ш-2 и другие самолеты Вадима Шаврова.
3. С. Радимов - Самолет Амфибия Ш-2 в небе над Иркутском (СМ номер один 2005г. №5 май).
4. справочник Soviet Transports.
5. Данные Василия Гоголева.
6. Данные Виталия Зеленкова.
7. А. Королев - Возвращение летающей лодки (Воздушный транспорт 24 апреля 1986 года).
8. Е. Коноплев - На край земли за самолетом.