Понедельник, 21.08.2017, 22:50





















Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3

3 самолета Ту-104 (0 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1955-1956 годах.

5350001 СССР-Л5412 Ту-104 foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. foto foto foto Предположительно производство частей планера было начато на заводе №156 в Москве, сборка завершена 30 октября 1955 года на заводе №135 в Харькове. Лидерная машина, салон на 50 пассажиров, повышенный комфорт (столики, каюты), улучшенный дизайн. foto Первый полет совершил 5 ноября 1955 года по маршруту Харьков-Полтава (пилоты В.Ф. Ковалев и Г.Я. Коробко). 28 марта 1956 года завершил прохождение государственных испытаний. 21 мая 1956 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. Зарегистрирован, как СССР-Л5412, 9 мая 1956 года (согласно другим источникам - 31 мая 1956, что кажется более правдоподобным, поскольку 9 мая - официальный праздник и обычно официальные документы в этот день не издаются). foto Имел добавочный номер "29" нанесённый сразу за кабиной пилотов. В апреле 1956 года, во время визита Н.С. Хрущева в Англию, прилетал с советской делегацией в Лондон в а/п Heathrow, вместе с двумя другими первыми Ту-104 СССР-Л5400 (з/н 5400) и СССР-Л5413 (з/н 5350002). foto 15 сентября 1956 года совершил первый пассажирский рейс по маршруту Внуково-Омск-Иркутск. В марте 1957 года совершил технический рейс в Якутск. foto 27 августа 1959 года зарегистрирован, как СССР-42318. Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. В мае 1963 года, где проходил ускоренные испытания как по конструкции, так и по двигателям. 25 марта 1954 года передан в ГосНИИ ГВФ. Снят с эксплуатации в декабре 1967 года, после 8000 полетов. Списан 2 января 1969 года и передан в СибНИИА. В 1970х годах использовался для усталостных испытаний на разрушение в бассейне СибНИИА. Внимание!!!: никогда не был авиапамятником в а/п Внуково (см. Ту-104 з/н 921102 и з/н 021905).

5350002 СССР-Л5413 Ту-104 foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. Первый полет совершил 30 декабря 1955 года (пилоты В.Ф. Ковалев и Ф.Ф. Доценко). Имел добавочный номер "27" нанесённый сразу за кабиной пилотов. В апреле 1956 года, во время визита Н.С. Хрущева в Англию, прилетал с советской делегацией в Лондон в а/п Heathrow, вместе с двумя другими первыми Ту-104 СССР-Л5400 (з/н 5400) и СССР-Л5412 (з/н 5350001). foto 17 мая 1956 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. Зарегистрирован, как СССР-Л5413, 21 мая 1956 года (согласно другим источникам 24 апреля 1956 года). 1 марта 1958 года передан в Новосибирский ЛУТЦ. 2 апреля 1958 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. 19 декабря 1959 года зарегистрирован, как СССР-42319. foto foto В 1973 году подвергнут усталостным испытаниям. 5 января 1977 года передан в МАП. Эксплуатировался ЛИИ им.Громова ГКАТ. Имел цветовую схему Аэрофлота. Списан 14 января 1977 года по отработке срока службы. 21 мая 1979 года передан в Криворожское Авиационное Техническое Училище ГА (КРАТУГА) в качестве учебного пособия. foto С 1992-1993 года постепенно разбирался. К маю 1998 года наблюдались лишь небольшие части самолета.

6350003 СССР-Л5414 Ту-104 foto Эксплуатантом являлось Новосибирский ЛУТЦ. foto Первый полет совершил 11 мая 1956 года. Зарегистрирован, как СССР-Л5414, 26 июня 1956 года. 12 октября 1956 года совершил первый регулярный пассажирский рейс Москва-Прага. foto Позже передан в тренировочный отряд Новосибирского ЛУТЦ. После достижения максимального числа посадок и часов налёта, борт первым из Ту-104 должен был пройти капремонт на АРЗ 400 ГВФ во Внуково. 19 февраля 1958 года, во время перелёта в Москву, совершил аварийную посадку на а/д Саваслейка. (В качестве пилотов в кабине находились инструктор и один из обучаемых, платных пассажиров на борту не было. Существует две версии произошедшего: первая, наиболее вероятная - Внуково было закрыто из-за плохой погоды и нужно было лететь на запасной аэродром: вторая - лётчики просто заблудились. Находившийся на борту в качестве пассажира руководитель ЛУТЦ И.П. Малышкин о сложной ситуации был проинформирован и перехватил командование кораблём. Ближайший открытый и пригодный для посадки Ту-104 был военный аэродром Саваслейка. На снижении топливо закончилось, двигатели остановились. Малышкин посадил самолёт на лес в 1,5 км от порога полосы а/д Саваслейка. Никто не пострадал). Самолет был восстановлен, причём совершил перелёт с а/д Саваслейка на АРЗ 400, но к пассажирским перевозкам допущен не был. 4 февраля 1959 года был передан в Егорьевское АТУ ГА в качестве учебного пособия. Перед транспортировкой в Егорьевск, демонстрировался на ВДНХ. В дальнейшем был перевезен в Егорьевское АТУ ГА, где являлся учебным пособием, предположительно, до середины 70-х. Списан 23 мая 1961 года. Внимание!!! Бортовые номера CCCP-42320 и СССР-42314 никогда не получал.



Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.

Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко

При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев

Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES