Четверг, 25.05.2017, 04:24






















Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3

5 самолетов Ту-104 (1 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1956-1957 годах.

6350101 СССР-Л5415 Ту-104 foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО а/п Внуково. foto Произведен 24 августа 1956 года. Имел пассажирский салон на 54 места. 22 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс Москва-Тбилиси. В 1957 году использовался для правительственных перевозок. foto foto foto 9 апреля 1958 года передан в Узбекское УГА, Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). В 1959 году передан в состав ВВС с сохранением цветовой схемы Аэрофлота. Совершил аварийную посадку на фюзеляж в Кубинке, по этой причине не получил регистрацию СССР-42321. Списан 25 марта 1961 года. 4 февраля 1959 года передан в Киевский Институт Инженеров ГА (КИИГА) (с 1947 года по 1965 год Киевский институт гражданского воздушного флота (КИГВФ)) в качестве учебного пособия, где находился на сохранении до 2003 года. В 2003 году передан в Государственный музей авиации Украины (Жуляны), где и находится в настоящее время. fotoalbum foto foto location

6350102 Ту-104 Эксплуатантом являлось ОКБ Туполева. Планер для статических испытаний.

6350103 СССР-Л5416 Ту-104 Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Произведен 6 ноября 1956 года. 4 ноября 1956 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-Л5416, 16 ноября 1956 года. 17 августа 1957 года передан в Узбекское УГА, Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). 4 июля 1959 года перерегистрирован как СССР-42322, эксплуатантом по прежнему являлось Узбекское УГА, Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Списан в ГВФ (регистрация прекращена) 25 марта 1961 года. 6 октября 1961 года передан в Авиацию ВМФ СФ, с сохранением цветовой схемы Аэрофлота. Переоборудован в вариант салона для руководства Северного Флота на ВАРЗ-400. Эксплуатировался в отряде управления 5 мрад в авиации ВМФ Северного флота, в/ч 20816 (а/б Оленья), КВС - Анатолий Тимофеевич Панфилов. foto В 1962 пассажиром этого самолета был Юрий Алексеевич Гагарин. В июле 1977 года проходил кап ремонт на ВАРЗ-400. Выведен из эксплуатации в августе 1981 года и поставлен на хранение на а/б Оленья-Высокий (восточнее Оленегорска). В разные годы за штурвалом этой машины сидели Герой Социалистического Труда заслуженный пилот СССР Н. Шапкин, заслуженные пилоты СССР К. Сапелкин, Е. Барабаш. Найден усилиями МГА, для пополнения коллекции Музея истории Гражданской Авиации в г. Ульяновске. По некоторым данным был обменен на Ту-134 МГА. В октябре 1986 года был приведён в лётное состояние за 20 дней тех бригадой ГосНИИ ГА (её возглавляли В. Кривченко и Ю. Дорофеев). Пробный полёт продолжительностью 1,5 часа совершил 31 октября 1986 года (командир экипажа Н.П. Володькин). 1 ноября 1986 года своершил перелет в Москву а/п Шереметьево (экипаж командир Н.П. Володькин, штурман М. Абдулов, бортинженер-испытатель В. Цедров, бортрадист И. Ильин, второй пилот – начальник ЛИК ГосНИИ ГА Г. Демченко). foto foto 11 ноября 1986 года совершил последний полет из Шереметьево в Ульяновск - это был последний официально заявленный полет самолёта Ту-104. foto foto К концу 80х установлен в основной экспозиции музея (до этого находился на территории АТБ ШВЛП). foto foto В 2006 году отреставрирован салон и открыт для посещения. fotoalbum В августе 2008 года заново окрашен. fotoalbum В настоящее время находится в экспозиции музея истории гражданской авиации в г. Ульяновске. location

6350104 05 красный Ту-104 Эксплуатантом являлась ДА ВВС СССР. Произведен 30 декабря 1956 года. В 1957 году проходил испытания ГК НИИ ВВС. Базировался на а/д Чкаловская. Использовался, как личный самолет Министра обороны. В 1977 году на АРЗ №20 переоборудован в вариант Ту-104Ш, сохранил тактический номер "05 красный". Предназначался для практического обучения приёмам бомбометания на Ту-22М. Нагрузка составляла 12 ПБ-50-75. После переоборудования использовался 43 Центром Боевого Применения Дальней Авиации в Рязани. Время списания и дальнейшая судьба борта неизвестны. Согласно неподтвержденным данным утилизирован во второй половине 80х.

7350105 СССР-Л5417 Ту-104 foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 21-й УТО (а/п Внуково). Произведен в феврале 1957 года. 19 марта 1957 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 21-й УТО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-Л5417, 31 мая 1957 года. После апреля 1957 года (по некоторым данным в 1959 году) передан в тренировочный отряд Новосибирского ЛУТЦ (апрель 1957 года, дата его создания). В 1958 году наблюдался в Праге. 1 февраля 1959 года передан в Иркутское Авиационное Техническое Училище ГА как учебное пособие. Списан 25 марта 1961 года. Утилизирован. Никогда не получал бортовой номер СССР-42323.



Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
8. газета Воздушный транспорт.
9. Е. Коноплев - На край земли за самолетом.

Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко

При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев

Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES