Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3
5 самолетов Ту-104 (4 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1958 году.
8350401 СССР-Л5445 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 15 марта 1958 года. 20 марта 1958 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-Л5445, 26 марта 1958 года. 12 февраля 1960 года перерегистрирован как СССР-42352, эксплуатировался по прежнему в 200-м ЛО (а/п Внуково). 16 января 1961 года передан в качестве учебного пособия в Омское летно-техническое училище гражданской авиации (ОЛТУГА). Списан 25 марта 1961 года. Использовался как учебный макет. Утилизирован.
8350402 СССР-42346 Ту-104А Эксплуатантом являлось Грузинское УГА (ГУГА) 112-й ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). Произведен 29 марта 1958 года. 6 апреля 1958 года поступил в Грузинское УГА 112 ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). Зарегистрирован, как СССР-42346, 6 мая 1958 года. 16 апреля 1959 года передан в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). 7 февраля 1963 года передан в Украинское УГА 90 ЛО (а/п Одесса - Центральный). Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-100 на 100 мест. Списан 27 марта 1978 года по отработке назначенного ресурса.
8350403 СССР-42379 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Произведен 30 апреля 1958 года. 7 мая 1958 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42379, 17 мая 1958 года. По некоторым данным, поврежден в а/п Омск-Северный в августе 1960 года, в 1961 году отремонтирован. 16 марта 1966 года передан в Домодедовское ПО ГА (а/п Домодедово). 24 апреля 1972 года передан в Восточно-Сибирское УГА 1 Иркутский ОАО (а/п Иркутск). Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-85 на 85 мест. 18 мая 1973 году во время рейса Москва-Чита был захвачен угонщиком, потребовавшим посадки в Китае. После того, как сотрудник безопасности выстрелил в угонщика, он успел взорвать бомбу. Взрыв произошёл на высоте 6500 метров, борт упал в лес недалеко от Читы, все 5 членов экипажа и 76 пассажиров погибли. Списан 6 мая 1973 года.
8350404 СССР-42380 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Произведен 27 мая 1958 года. Поступил 3 июня 1958 года в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42380, 5 августа 1958 года. 2 января 1962 года передан в Украинское УГА. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-100 на 100 мест. Списан 27 сентября 1977 года по отработке назначенного ресурса.
8350405 Ту-104А без регистрации. Выпущен для статиспытаний, которые проходил в СибНИА в 1960 году. Также не исключен тот факт, что был выпущен только фюзеляж, который был передан на завод №22 в Казань для переделки в Ту-110 (информация уточняется).
Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко
При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев
Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.