Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3
5 самолетов Ту-104 (6 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1958 году.
8350601 СССР-42381 Ту-104А Эксплуатантом являлось Грузинское УГА (ГУГА) 112-й ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). Произведен 27 июня 1958 года. 3 июля 1958 года поступил в Грузинское УГА (ГУГА) 112-й ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). Зарегистрирован, как СССР-42381, 5 августа 1958 года. 29 апреля 1959 года передан в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). 27 февраля 1965 передан в Дальневосточное УГА (ДВУГА) 202 ЛО (а/п Хабаровск-Новый). Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 мест. Списан 27 июля 1978 года по отработке общего срока службы. По данным Дальневосточного УГА, последний полет совершил 31 декабря 1978 года. Упоминается, что снова был передан в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный), что весьма маловероятно.
8350602 СССР-42382 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ - МУТА ГВФ (с 15 сентября 1964 года Московское транспортное управление ГА - МТУГА), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Произведен 29 июня 1958 года. Поступил 2 июля 1958 года. Зарегистрирован 5 августа 1958 года, как СССР-42382. foto foto В 1963 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Коротко лето в горах". foto foto foto foto В 1960х годах имел уникальную цветовую схему красных цветов. foto 7 мая 1967 года передан в Северное УГА, Ленинградский ОАО, 67 ЛО, а/п Шоссейная. 8 декабря 1967 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 12 мая 1968 года передан в Северное УГА (с 1 января 1973 года Ленинградское УГА), Ленинградский ОАО, 67 ЛО, а/п Шоссейная (с 1 апреля 1973 года а/п Пулково). В 1973 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Абитуриентка". foto 12 апреля 1977 года передан в Западно-Сибирское УГА, Толмачевский ОАО, 204 ЛО. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 мест. Был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. 28 июня 1978 года совершил последний полет в Бердск (КВС А. А. Шишкин), где совершил посадку на грунтовую полосу Новосибирского АТСК. foto foto foto video Внутри самолета были оборудованы учебные классы планерного клуба Новосибирского АТСК и ЮПШ. Списан 23 августа 1978 года по отработке общего срока службы. В дальнейшем стал частью экспозиции музея Новосибирского АТСК. foto foto foto foto foto foto foto foto foto После уничтожения экспозиции музея был на хранении в Бердске, на территории Новосибирского АТСК. foto foto foto foto foto foto foto foto location Использовался, как склад для парашютов. foto С 2009 года восстанавливается энтузиастами под руководством Марии Кармановой. fotoalbum подробнее Обсуждается вопрос о присвоении самолету статуса памятника.
8350603 СССР-42383 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). foto Произведен 31 июля 1958 года. 5 августа 1958 года поступил в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42383, 20 августа 1958 года. 31 марта 1963 года передан в Северное УГА (СУГА) 67 ЛО (а/п Ленинград-Шоссейная). Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104Д-85 на 85 мест. Списан 28 февраля 1978 года по отработке ресурса по полетам.
8350604 СССР-42384 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Произведен 16 августа 1958 года. 21 августа 1958 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42384, 11 ноября 1958 года. 25 февраля 1970 года передан в Дальневосточное УГА (ДВУГА) 202 ЛО (а/п Хабаровск-Новый). Последний полет совершил 9 сентября 1977 года. Во время эксплуатации был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 мест. Списан 22 сентября 1978 года по отработке общего срока службы.
8350605 СССР-42385 Ту-104А foto Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Произведен 30 августа 1958 года. 6 сентября 1958 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42385, 11 ноября 1958 года. Переоборудован в вариант Ту-104В на 100 мест на АРЗ №400 (Внуково), первый полёт в этом варианте 11 августа 1962 года. 7 апреля 1967 года передан в Северное УГА (СУГА) 67 ЛО (а/п Ленинград-Шоссейная). 7 мая 1977 года передан в Восточно-Сибирское УГА (ВСУГА) 201 ЛО (а/п Иркутск). Списан 25 октября 1978 года по отработке межремонтного ресурса.
Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко
При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев
Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.