Пятница, 05.03.2021, 08:04





















Ту-104 - турбореактивный пассажирский самолет. Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. подробнее А Б Е чертеж 1 2 3

5 самолетов Ту-104 (7 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1958 году.

8350701 СССР-42386 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 30 сентября 1958 года. Зарегистрирован, как СССР-42386, 31 июля 1959 года. Был в варианте "Салон" на 64 места. 4 марта 1959 года на этом борту был совершён официальный визит Н.С.Хрущёва в ГДР. 1 августа 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). 1 октября 1959 года передан в 235 ОАО (а/п Внуково-2). 21 июля 1960 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200-й ЛО (а/п Внуково). 2 декабря 1960 года передан безвозмездно в ЛИИ ГКАТ (п/я 12), эксплуатантом являлся ЛИИ им. Громова, базировался на а/д Раменское. Списан 12 мая 1981 года.

8350702 СССР-42387 Ту-104А Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведён 31 октября 1958 года. Базировался на а/д Ахтубинск. Ошибочно упоминается, что являлся личным бортом Г.К. Жукова. В СМИ неоднакратно были заметки, что на этом самолете Г.К. Жуков возвращался 27 октября 1957 года в СССР, после визита в Югославию и Албанию. Однако 26 октября 1957 года Георгий Жуков был cнят с поста министра обороны, а самолет был выпущен в 1958 году. Вероятнее всего самолет был перепутан с Ту-104 (з/н 6350104) 05 красный, на котором действительно неоднакратно летал Г.К. Жуков на посту министра обороны. Не значился в Государственном реестре воздушных судов СССР. Упоминается, что свой последний полет совершил в 1983 году, после запрета эксплуатации Ту-104 в 1981 году, с целью установки в качестве памятника в г. Житомир. Последний полет совершил на а/д Озерное (КВС полковник В. Тушканов). Вероятнее всего перелет был в 1981 году, т.к. в январе 1983 года самолет замечен на фотографии в г. Житомир. В Житомир доставлен наземным путем. Позже был установлен в Парке им. Ю. Гагарина в г. Житомир foto, где и находится в настоящее время. foto foto foto foto foto foto foto fotoalbum location Использовался как детский кинотеатр, позже как комната смеха. В 2007 году планировался к демонтажу, но был спасен городской общественностью. info info info

8350703 СССР-42388 Ту-104А Эксплуатантом являлось Узбекское УзГА (УУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Произведен 30 ноября 1958 года. 31 декабря 1958 года поступил в Узбекское УзГА (УУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42388, 4 февраля 1959 года. 17 сентября 1961 года был серьёзно повреждён в результате грубой посадки в а/п Ташкент-Южный, после которой восстановлению не подлежал. 1 апреля 1963 года передан в качестве наземного учебного пособия в Рижский Краснознамённый институт инженеров Гражданской Авиации (РКИИГА). Списан 11 мая 1966 года. Использовался как макет. Позже установлен как памятник около г. Бауска, Латвийская ССР. В 1980-х годах был на сохранении около г. Бауска, Латвийская ССР. Утилизирован в начале 90х.

8350704 СССР-42389 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен 24 января 1959 года. 27 января 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42389, 5 февраля 1959 года. 1 октября 1959 года передан в 235 ОАО (а/п Внуково-2). 23 апреля 1960 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). 28 апреля 1961 года на этом самолете совершил визит в Прагу Ю. А. Гагарин. foto fotoalbum 14 сентября 1966 года передан в ВВС СССР (в/ч 21215), где получил бортовой номер 47 красный. Был переоборудован в вариант Ту-104АК, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях невесомости. foto foto Поступил в ВВС СССР 27 июня 1967 года. Базировался на а/д Чкаловская. Последний полет совершил в Харьков в феврале 1979 года. Тогда же передан в заводской музей завода №135, на а/д Харьков-Сокольники, где и находится в настоящее время. fotoalbum location Не был списан из Государственного реестра воздушных судов СССР.

8350705 СССР-42390 Ту-104А Эксплуатантом являлось Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Произведен в декабре 1958 года. 28 декабря 1958 года совершил первый полет (летчик-испытатель Коробко). 28 января 1959 года поступил в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 200 ЛО (а/п Внуково). Зарегистрирован, как СССР-42390, 5 февраля 1959 года. Предположительно, выпущен в варианте "Салон". 1 октября 1959 года передан в 235 ОАО (а/п Внуково-2). 9 июня 1960 года передан в Московское Транспортное УГА (МТУГА) 207 ЛО (а/п Внуково). 25 июня 1962 года передан в 200 ЛО (а/п Внуково). 14 сентября 1966 года передан в ВВС СССР (в/ч 21215), где получил бортовой номер 46 красный. Был переоборудован в вариант Ту-104АК, предназначенный для тренировок космонавтов в условиях невесомости. foto foto Базировался на а/д Чкаловская. В 1967 году поступил в лётный комплекс ЦПК (Центр подготовки косманавтов). С начала эксплуатации налетал 9861 час 14 минут, совершив 5051 полетов. Совершил 2313 полётов с имитацией невесомости. После последнего ремонта налетал 171 час, совершив 130 посадок и 378 режимов на невесомость. Списан по отработке срока службы в 1979 году. Последний полёт совершил 16 января 1979 года в Монинский музей ВВС, где хранится до настоящего времени. foto foto fotoalbum fotoalbum_salon location



Источники:
1. справочник Soviet Transports
2. Ульрих Унгер Ту-104: лидер реактивного века Журнал Мир авиации
3. Yefim Gordon Tupolev Tu-104: Aeroflot's First Jetliner - Red Star Vol. 35
4. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965
5. Крылья Родины. Николай Якубович. Первый реактивный пассажирский: Самолет Ту-104
6. Владимир Ригмант. Под знаками "АНТ" и "ТУ"
7. Олег Черников - Ту-104. История серии.
8. Владимир Казашвили - Авиация. Сила, мощь и слава России, Монино, 2007
9. Крапошин П.В. - Самолет Ту-104АК для тренировки космонавтов - экспонат музея ВВС России.
10. Газета «Житомирський вісник» №50 (13 грудня), №51 (19 грудня)

Авторы:
Ю. Литвинцев, Ю. Дорошенко

При создании реестра авторам оказали посильную помощь:
Н. Мординов, О. Черников, Ю. Каберник, П. Аджигильдяев

Публикация без письменного разрешения авторов запрешена.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика