Воскресенье, 06.10.2024, 13:10




















Здесь учили летать на Ту-104

Автор © Глеб Осокин



Конец 1950-х годов в СССР был связан с достаточно массовым освоением принципиально нового типа воздушного судна - самолета Ту-104. Он летал на таких скоростях и высотах, где до этого времени "хозяйничали" только военные летчики. Москва не обеспечивала обучение всех летных специалистов, поэтому было принято решение об образовании Летного учебно-тренировочного центра (ЛУТЦ) в новосибирском аэропорту "Толмачево". Сегодня "АвиаПорт.Ру" рассказывает о его деятельности.

После начала регулярных полетов первого советского реактивного лайнера Ту-104 в 1956 году на авиазаводах в Харькове, Омске, а позже в Казани развернулось массовое строительство самолетов этого типа. С каждым годом для его приема открывались новые аэропорты. Если к лету 1957 года Ту-104 базировался только в Москве ("Внуково"), Иркутске и Новосибирске, то уже к концу 1960-го в СССР и Чехословакии лайнер эксплуатировали 10 авиапредприятий. К этому моменту выпуск Ту-104 на всех трех заводах был уже практически завершен - всего было построено 200 с небольшим машин.

Для своего времени это был совершенно новый лайнер, ведь до этого в "Аэрофлоте" летали на магистральных линиях в основном поршневые Ил-14 со скоростью, на высотах и вместимостью в три раза меньших, чем у Ту-104. Вот как писали о новом лайнере газеты того времени: "Внешний вид самолета необычен. Он имеет длинный фюзеляж сигарообразной формы и блестит на солнце своей белизной. Его тонкие, как у чайки, крылья откинуты назад…".

Внуковский учебно-тренировочный центр не справлялся с обучением летчиков со всей страны, и в апреле 1957 года новый ЛУТЦ открылся в "Толмачево". Основные его подразделения размещались на территории действующего и ныне военного аэродрома по соседству с только что сданной искусственной взлетно-посадочной полосой длиной 2500 метров. Современных зданий аэропорта и авиакомпании еще не было - велось строительство первого двухэтажного Командно-диспетчерского пункта, который до конца 1963 года выполнял функции аэровокзала и штаба Толмачевского авиаотряда. Вместо Новосибирска, ЛУТЦ вполне мог бы быть открыт в Ульяновске, но взлетно-посадочная полоса Ульяновска на тот момент не могла принимать тяжелые воздушные суда.

Из "Внуково" в "Толмачево" было передано необходимое имущество и оборудование, принадлежащее ранее внуковской Отдельной учебной эскадрилье. Первый самолет ЛУТЦа приземлился в "Толмачево" 26 января 1957 года. Это был учебный вариант стратегического бомбардировщика Ту-16 с гражданской регистрацией СССР-Л5411 - как известно, Ту-104 был создан на базе именно этого самолета. Различия в их конструкции касались в основном пассажирской кабины, а кабина экипажа, все основные элементы управления, двигатели, шасси и т.д. были идентичны. Вскоре к ЛУТЦу были приписаны еще несколько пятидесятиместных самолетов Ту-104.

Наличие "близкого" военного родственника - Ту-16, который в то время уже мог нести на борту ядерное оружие, стало причиной засекречивания в первые годы эксплуатации технической литературы по Ту-104. Поэтому специалисты изучали матчасть самолета в секретной библиотеке ЛУТЦа.

В Центре обучались летчики не только из Новосибирска, а со всей страны - из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда. Одним из слушателей ЛУТЦа был полковник, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, прошедший всю войну и летавший в дивизии Покрышкина. Однако именно его инструкторы Центра так и не смогли выпустить готовым к самостоятельным полетам на Ту-104. Видимо, сказался возраст и привычка летать на легких поршневых самолетах. Тем не менее, у большинства летчиков из самых разных городов от учебы в ЛУТЦе остались хорошие воспоминания.

Как вспоминают бывшие пилоты-инструкторы, некоторым из которых во время работы в ЛУТЦе было всего 30 лет, учебный налет был очень большой. Иногда в день один инструкторский экипаж выполнял до 10 взлетов-посадок в день. Причем, учебные экипажи менялись прямо на полосе. После того, как топливо в самолете заканчивалось, инструкторы переходили на новый, заправленный самолет и снова поднимались в воздух с новой группой будущих пилотов Ту-104.

В один из таких полетов на борт попросились авиатехники Толмачевских линейные эксплуатационно-ремонтных мастерских ГВФ, которые обслуживали и регулярные, и учебные рейсы Ту-104, но сами на нем еще не летали. Во время полета аэропорт закрылся и самолет сел на запасной в Ташкенте, где и простоял еще некоторое время. Через сутки с лишним "пропавших" техников встречали в "Толмачево" всей технической сменой.

Инженерно-авиационная служба тоже, по понятным причинам, не имела большого опыта обслуживания самолета. Так, первая смена двигателей на учебном Ту-16 длилась целых три недели. Не хватало инструмента, приспособлений, наземного оборудования, спецтранспорта. Потом это время сократилось до двух-трех дней. Обслуживать двигатели приходилось очень часто - их первый ресурс составлял всего 200 часов налета - то есть примерно через месяц на самолет приходилось ставить новые двигатели, а снятые отправлять в ремонт. Все работы по техническому обслуживанию Ту-104 и летом, и зимой проводились на открытом воздухе - ангар построили в 1964 году, когда ЛУТЦ в Новосибирске уже завершил свою работу.

Первым начальником новосибирского ЛУТЦа стал заместитель начальника ЗСУ ГА П.П.Малышкин (потом его сменил на посту М.А.Банный, который в 1961 году возглавил Ульяновскую Школу высшей летной подготовки, а потом стал начальником Управления Летной службы МГА СССР). Командиром летного отряда ЛУТЦа был назначен К.В.Белецкий, возглавлявший до этого транспортный отряд Новосибирской авиагруппы. В качестве инструктора работал в ЛУТЦе будущий Герой Социалистического труда, известный толмачевский летчик А.П.Помелов. Еще до открытия регулярных рейсов на Ту-104 из Новосибирска в Москву он уже опробовал на новой технике этот маршрут. Подчинялся Центр не Западно-Сибирскому управлению гражданской авиации, а напрямую Москве.

В самом начале 1960-х в Ульяновске была сдана в эксплуатацию новая полоса, приспособленная к приему Ту-104, и ЛУТЦ был переведен в состав Школы высшей летной подготовки ГВФ. Большинство инструкторских экипажей пополнили ряды Толмачевского авиаотряда и стали выполнять регулярные пассажирские рейсы.

Нынешний Центр подготовки авиационного персонала, расположенный в "Толмачево" (бывший УТО - Учебно-тренировочный отряд) не имеет отношения к ЛУТЦ, так как создан на базе новосибирского УТО, который существовал еще до войны в аэропорту "Северный". В современное здание в "Толмачево" он переехал в середине 1970-х годов.

Интересно, что в 1973 году в "Толмачево" снова было организовано переучивание летчиков на Ту-104. Занимался этим уже новосибирский УТО. Созданием учебно-методической эскадрильи в УТО занимался Заслуженный пилот СССР В.И.Дыдыкин, летавший на Ту-104 в "Толмачево" с 1958 года.

Толмачевскому авиаотряду было необходимо пополнить свои летные ряды - на смену Ту-104 приходил лайнер Ту-154, и наиболее опытные экипажи уже осваивали этот тип воздушного судна. Но количество Ту-104 в "Толмачево" составляло в то время около 20 самолетов и УТО, как ранее и ЛУТЦ, несколько лет готовил летные кадры для реактивной техники, хотя и в значительно меньших объемах.


Источники:
1. Глеб Осокин - Здесь учили летать на Ту-104, АвиаПорт.Ru опубликовано: 06.01.2004, 15:50

с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика