Воскресенье, 19.11.2017, 17:15




















Прерванный полет

Автор © Контр-адмирал в отставке Константин Амбаров, кандидат исторических наук


Прошло 20 лет... До сих пор они живут во всем, чем славен флот. Никогда не забудется их вклад в обеспечение безопасности дальневосточных рубежей страны.

Они погибли 7 февраля 1981 года. В тот день они как бы сошли с земной орбиты и навсегда вписали свои имена в Книгу вечной памяти. Вдовы, осиротевшие дети, внуки, друзья и сослуживцы скорбят и гордятся ими. Вспомним, как было...

Ленинград. С 1 по 7 февраля 1981 года в Военно-морской академии проходил очередной сбор руководящего состава флотов, флотилий, эскадр под руководством главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова. Группа руководящего состава Тихоокеанского флота прибыла в Ленинград, как всегда, на самолете Ту-104. В этот раз на борту лайнера, кроме руксостава флота, находились жена командующего ТОФ Валентина Спиридонова и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.

1 февраля началась учеба. Командно-штабная игра без участия реальных корабельных и авиационных сил продолжалась неделю. Все шло по плану. Тихоокеанский флот на этом сборе по итогам 1980 года был признан по ряду показателей лучшим в Военно-Морском Флоте.

Закончился сбор. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов разрешил руководящему составу Камчатской флотилии и объединения атомных подводных лодок лететь к месту службы самолетом Аэрофлота. Кто бы мог подумать, что он сохранил нам жизнь. Мы взяли билеты на 8 февраля 1981 года. Тепло, по-дружески проводив тех, кто улетал во Владивосток на самолете Ту-104, мы стали готовиться к завтрашнему перелету на Камчатку.

Находясь в кают-компании корабля, на котором мы жили в период сбора, контр-адмирал В. Лукьянов и я услышали по корабельной трансляции обращение: «Кто-нибудь из офицеров ТОФ подойдите в рубку дежурного по кораблю к телефону». Пошел Лукьянов. Через 2-3 минуты он вернулся. Его невозможно было узнать. Рыдая, он сказал: «Костя, все наши погибли... Флотский самолет при взлете взорвался».

Один из очевидцев трагедии В. Гамага - старший офицер оперативного управления штаба ТОФ, обучавшийся в то время в Военно-морской академии - поехал в аэропорт провожать сослуживцев. Он вспоминает об этих страшных минутах. «Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца взлетной полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло».

Ту-104 так и не вышел за границу взлетной полосы. После крена вправо он перевернулся и упал... Так утверждали очевидцы.

Из официального сообщения в газете «Красная звезда» за 10 февраля 1981 года: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей».

В этом же номере газеты было опубликовано соболезнование от Президиума Верховного Совета РСФСР семьям погибших депутатов этого Совета - Спиридонова Э.Н. и Сабанеева В.Д. Некролог на адмирала Спиридонова Э.Н., кроме руководящего состава Министерства обороны СССР, Военно-Морского Флота, флотов, сослуживцев, родных и близких, подписали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев и члены Политбюро.

О других погибших не сообщалось. Газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта» 11 февраля 1981 года перепечатала из «Красной звезды» те же некрологи.

Трудно да, наверное, и невозможно объяснить даже сейчас, почему тогда не был объявлен общенародный траур. Катастрофа унесла 50 человеческих жизней. Да каких! 16 адмиралов и генералов. Такого количества жертв высшего офицерского состава не было в Военно-Морском Флоте за все годы Великой Отечественной войны.

Безусловно, гибель руководящего состава ТОФ отразилась на боевой готовности Военно-Морского Флота и на моральном состоянии всех, кто знал и вместе служил с этими людьми.

Не имея возможности написать о всех погибших в этой катастрофе, отмечу, что они были глубоко уважаемы сослуживцами за морской профессионализм, беззаветную верность Отчизне, чистоту нравов, умение словом и делом помочь морякам и их семьям переносить тяготы нелегкой флотской жизни.

Флот хранит память о Эмиле Николаевиче Спиридонове - видном военачальнике. Невозможно переоценить его вклад в дело становления и освоения атомного флота, в строительство и благоустройство городков подводников.

Вице-адмирал Сабанеев Владимир Дмитриевич был членом военного совета - начальником политуправления Тихоокеанского флота. Никогда не исчезнет из нашей памяти его чуткость, душевность, доброжелательность.

Решением Совета Министров СССР в 1981 году всем вдовам и детям погибших в авиакатастрофе моряков были назначены пенсии. Всех обеспечили жильем в разных городах страны.

Жизнь продолжается... К мемориалу на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге в буквальном смысле не зарастает народная тропа. Живые цветы здесь лежат круглый год.


Источники:
1. Константин Амбаров - Прерванный полет, газета Красная Звезда от 7 февраля 2001 года

с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES