Суббота, 20.04.2024, 13:45




















85-летию Восточно-Сибирского УВД на транспорте посвящается (часть 2)
Дело 1973 года: При попытке угона самолета в Китай

Автор © Борис Слепнев


Продолжение. Начало в предыдущем номере

"Сейчас зайдут и скажут, куда лететь"

Инцидент на борту воздушного судна, судя по времени, развивался стремительно. Стопроцентную картину случившегося установить вряд ли удастся. Даже количество жертв оказалось под грифом "секретно". Известно лишь, что погибло шестнадцать детей. Дословно приведем версию корреспондента "Комсомольской правды" Леонида Репина.

"...Километрах в двухстах от Читы самолет начал постепенно снижаться, хотя табло, призывавшее пассажиров пристегнуться, еще не зажглось. Молодой черноволосый человек, сидевший в середине второго салона — у прохода, на крайнем месте, — остановил проходившую мимо стюардессу и приказал ей передать командиру корабля его требование: снижение прекратить, изменить курс и лететь в сторону Китая. Куда именно, он скажет позже. Иначе взорвет самолет. И кивнул на небольшого размера сверток, лежавший у него на коленях.

Расстегивая пиджак на ходу, Ежиков неспешно пошел навстречу Рзаеву. Бортпроводница сказала точно, где он сидит и как выглядит. Рзаев встретил Ежикова внимательным взглядом. Большой палец левой руки Рзаева до побеления в суставе сжимал кнопку какого-то компактного устройства. Это был взрыватель обратного действия: он срабатывал, когда кнопку отпускали.

Не доходя нескольких шагов до Рзаева, Ежиков остановился и начал говорить. О чем они говорили — навсегда осталось тайной, но краткий разговор меж ними состоялся, это несомненно.

Того, что происходило в самолете дальше, тоже никогда уже не узнать, но, видимо, что-то подтолкнуло младшего сержанта Ежикова к самым решительным действиям. Ему бы потянуть время, продлить разговор еще на какое-то время, но уж, конечно, ни в коем случае не делать того, что он сделал. Но у него был приказ, и он понятия не имел о том, как действует взрывное устройство Рзаева. Он был очень молод, Ежиков.

Каким-то образом он оказался за спиной угонщика и, когда тот поднялся, намереваясь, возможно, пойти к кабине пилотов, выхватил пистолет и выстрелил. Пуля ударила Рзаева под лопатку в отбросила на переднее сиденье. Пальцы его левой руки разжались, и в ясном майском небе раздался гром..."

Конечно, про кнопку обратного действия, которую сжимал побелевший палец террориста, коллега додумал сам. Возможно, подсказали особисты. Подсказали, потому что так было удобно всем (если это определение применимо вообще в подобной ситуации).

Остался задокументирован короткий диалог летчиков судна и авиадиспетчеров:

"Борт Ту-104:

— Из кабины поступило требование прекратить снижение и изменить курс. (Пауза). Словом, сейчас зайдут и скажут, куда лететь.

Диспетчер:

— Ваша высота? Ваша высота?

Голос командира корабля, с раздражением:

— Шесть тысяч шестьсот!"

Спустя несколько мгновений борт пропал с экранов радаров.


Ту-104 Справка "Копейки"

Первый полет реактивный пассажирский самолет Ту-104, созданный на базе серийного бомбардировщика Ту-16, совершил в июне 1955 года.

15 сентября 1956 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва — Иркутск (экипаж Е.П. Барабаша).

Самолет имел крейсерскую скорость полета, 800—850 км/ч. Это произвело подлинную революцию на линиях гражданского воздушного флота. Например, Ил-14 перелет из Москвы в Иркутск совершал за 18—20 часов, а Ту-104 требовалось на это всего 7 часов.

В течение нескольких лет самолет Ту-104 и его варианты стали основными пассажирскими машинами на авиамагистралях страны.

Первые Ту-104 были рассчитаны на 50 пассажиров, с середины 1957 года стал выпускаться самолет Ту-104А, на 70 пассажиров, а в 1959 года на линии ГВФ начал поступать самолет Ту-104Б, вмещавший 100 пассажиров.

"Вращая мертвыми крыльями"

Не исключено, что тридцать лет назад журналисту позволили найти и поговорить с очевидцами. Возможно, следователи пересказали корреспонденту показания свидетелей. Вот что написала тогда "Комсомолка":

"Один из рабочих, валивших деревья на лесосеке, выключил мотопилу и прислонил ее к стволу, чтобы отереть пот. В звонкой тишине он вдруг услышал странный, сильный и гулкий хлопок. Не понимая, что это и откуда доносится, рабочий оглянулся, посмотрел по сторонам, а потом поднял голову. И онемел, застыл от ужаса.

С неба, сиявшего ослепительно голубизной, нелепо кувыркаясь и вращая мертвыми крыльями, падал большой самолет. Вернее, часть самолета, хвост по неописуемой траектории падал отдельно. И самое страшное: из обломков самолета сыпались люди. Двое или трое — против света различить трудно, — раскинув руки и ноги, очумело пытались планировать. Рабочий пошатнулся и закрыл руками лицо".

Расследование обстоятельств захвата воздушного судна и причин катастрофы было поручено Валерию Васильевичу Зиканову, следователю по особо важным делам при прокуроре Российской Федерации. Район падения в читинской тайге разбили на квадраты, и специальные группы, в которые входили следователи, судмедэксперты, криминалисты, фотографы и солдаты с носилками, прочесали площадь в 240 квадратных километров. Предстояло быстро собрать тела, которые могли начать разлагаться, кроме этого, найти важные вещдоки, хоть как-то проливающие свет.

"Сначала нашли кабину с летчиками. Все четверо — в своих креслах. Картина жуткая, но Зиканову неоднократно приходилось видеть нечто подобное. А дальше пооткрывались такие находки, что и ему сделалось не по себе. Военный, пронзенный насквозь вершиной высокой ели. Женщина, в мертвой хватке прижавшая ребенка к груди. Пассажиров воздушный поток бросил компактно, на одну сторону сопки. На многих во время падения воздухом сорвало одежду". ("Комсомольская правда")

Труп захватчика Тенгиза Рзаева обнаружили быстро, в области сердца виднелось пулевое ранение. Мог ли в таком состоянии террорист привести в действие взрывчатку — останется загадкой. Возможно, поэтому возникла версия с кнопкой обратного действия. Позднее в Москве специалисты проведут еще и посмертную экспертизу и определят, что угонщик был невменяем.

Пистолет, перевесивший тысячу улик

Вероятнее всего, взрыв в воздухе все-таки был. Рабочие лесосеки говорят, что самолет падал уже частями. Мог ли террорист, страдавший расстройством психики, изготовить взрывчатку? Теоретически мог.

Важные улики говорят в пользу основной версии.

На экспертизу в Москву было отправлено, как писала "Комсомолка", пять тонн различных фрагментов самолета.

"Сделали обыск дома у Рзаева, нашли вычерченную его рукой схему взрывного устройства и одно собранное натурально. Пытались проследить, где он достал взрывчатку, но не получилось. Предполагали, что, быть может, у геологов, у буровиков; потом едва проклюнувшиеся следы привели в один закрытый НИИ, но тут же и потерялись: предположение доказать не удалось". ("Комсомольская правда")

Солдаты, работавшие на месте катастрофы сделали, казалось бы, невозможное. Они нашли пистолет Владимира Ежикова. В обойме не хватало одного патрона. Таким образом, сопоставляя отдельные фрагменты, члены комиссии попытались сложить картину трагедии. Террорист пронес взрывчатку, во время полета предъявил ультиматум, угрожал. Будучи невменяемым, нажал кнопку. Сотрудник милиции, пытаясь обезвредить террориста, выстрелил из табельного "макарова". Раздался взрыв. Но...

Некоторые факты тридцатилетней истории не стыкуются. Например, взрывное устройство разорвало на две части самолет, а тело террориста, который держал в руках свою мину, нашли с небольшими повреждениями.

"Один из членов госкомиссии, расследовавшей причину катастрофы, сообщил отцу, что на теле Володи было обнаружено ножевое ранение, — говорит Светлана Бояршинова. — Не исключено, что угонщик ударил брата ножом и тот выстрелил в ответ. Тело кремировали, поэтому доказать что-то слишком сложно, а сейчас, по прошествии лет, — тем более.

— Эксперты общались с вами?

— Из Москвы приезжала большая комиссия. Мой отец, Ежиков Михаил Иванович, как коммунист, депутат Верховного Совета, разговаривал с ними. Перед своей смертью папа пересказал слова председателя комиссии о том, что самолет... сбили наши истребители.

— Откуда возникла такая версия?

— Примерно так же и я спросила отца. А он: "А мне председатель комиссии сказал, предварительно взяв слово, что никому не скажу".

— Когда это случилось, я училась в девятом классе, мечтала быть учителем. Но меня после школы уговорили работать в милиции. Через год аттестовали. Вот так без малого двадцать пять лет и отработала.

Так семейное горе развернуло судьбинушку Светланы, тогда еще Ежиковой.

До сих пор Светлана Михайловна хранит страшную телеграмму, словно пытаясь расшифровать текст, написанный с жесточайшей лаконичностью: "Володя трагически погиб похороны в Иркутске в среду 23 мая".

Борис Слепнев. Фото автора и из архива семьи Бояршиновых


Источники:
1. Борис Слепнев - 85-летию Восточно-Сибирского УВД на транспорте посвящается (часть 2), газета Копейка от 20 февраля 2004 года

с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика