Пятница, 29.03.2024, 13:59




















Реквием ТУ-124

© проект "Наш Новомичуринск" by ElCondor


В октябре 2006 года, после порядка 16 лет пенсионной службы, как утверждают официальные лица, - в одночасье, перестал существовать раритет и городская реликвия самолет ТУ-124, в шутку называемым "стратегический цветметалло-валютный резервный фонд Новомичуринска". Но обо всем по порядку. Как помнится. Воспоминания очевидца.

"Как молоды мы были…"

Не вспомню точно, в каком классе я тогда учился, но прошедший по городу слух "самолет везут" всполошил многих. Уже затемно, вокруг толпился народ, ходил по лежащим на земле крыльям. Какие то мужики пытались отогнать - не топчите. В бедном на зрелища, в ту пору, городе это было бесполезно.

Через некоторое время я увидел самолет уже собранным. Стоял он низко, можно было даже дотянуться до фюзеляжа, и открыть множественные лючки. Люки шасси были открыты - взору представлялись сложные хромировано-блестящие механизмы шасси. Некоторым счастливчикам повезло посидеть в кабине - самолет прибыл полностью оборудованным. Сквозь нижний иллюминатор кабины можно было видеть удивительные механизмы. Этот иллюминатор, кстати, разбили первым, заменив на непрозрачную, очевидно, дюралевую вставку по форме стоящего там стекла. Потом демонтировали оборудование - самолет стал заваливаться назад - чем то его подгрузили, прикрепили - предположения, не улетит ли в ураган - не оправдались.

"…говорят, мы бяки-буки…"

Не избежал самолет вандалов. Порезанные шасси, погнутые лючки. Самолет подняли на стойках. Кто видел самолет, или фотографии, должно быть обратили внимание, что трапы гораздо ниже самолета, и для входа в люк требовалась дополнительная и весьма неудобная лестница. Это как раз результат подъема самолета. Самолет подняли, все что может быть откручено - затянуто и заклепано, лючки закручены на саморезы, двигатели закрыты крышками, створки люков шасси разобраны и привинчены в закрытом состоянии.

"…свет в окошечке горит…"

К самолету подвели электричество. Зажглись фонари самолета. В темном парке стал таким освещенным островком. На блоках и трапах стали располагаться "поклонники горячительных напитков", появилось битое стекло, мусор. Я слышал о человеке, который купил самолет. За 50 рублей. Случайно, проходил мимо, подошли несколько темных мужичков, окружили. Предложили хорошо подумать и купить самолет. Здоровье дешевле, сторговались на 50 рублях.

"…посетителей манит…"

Киоски. Помните киоски на "самолетной площади", в которых торговали в том числе и "самолетным керосином"? Если идешь поздно один, разумно было сделать небольшой крюк, но обойти этот пятачок стороной. Городская достопримечательность, но на таком грязном фоне она не интересовала свадебные кортежи, предпочитающие съездить в Пронск, сфотографироваться на ступеньках мемориала.

"…Дела шли не то, что бы плохо, можно даже сказать хорошо. Только с каждым днем все хуже и хуже..."

Так и жил самолет. Когда-то в нем был дельтапланерный клуб, говорят. Я помню, как в самолете был тир, в который я ходил изредка пострелять. Помню "компьютерный клуб", где "администратор" с электронным таймером для фотопечати дозировал виртуальный мир страждущим. Магазин в самолете как-то не запомнился, о нем осталась лишь надпись на борту "магазин". Вся жизнь самолета была отображена на нем как татуировками. Посмотреть ранние и поздние фотографии - если самолет и красили, то похоже только перед передачей в "сувенир". Относительно свежие краски к концу, особенно на пасмурно-мокром фоне наводили мысли об упадке. Шутили - "это цвет-металло-фалютный запас Новомичуринска на "черный" день".

К самолету привыкли. Он стал частью пейзажа. Прошло время. Потом появился забор. До этого ходили слухи о проектах застройки перспективной площади. Недалеко была развернута стройка торгового комплекса, явно с верой в лучшие перспективы Новомичуринска. О том, что самолет собираются убирать я не слышал, и забор перед самолетом, охватывающим площадку перед ним, и примерно посередине самолета не насторожил. Я даже обрадовался - по наивности решил, что место хотят облагородить, сделать полноценной городской достопримечательностью. Забор сначала был открыт для прохода - прорыты траншеи, вбиты столбы. Потом оградили полностью.

"…Да не уж-то? Ах, злодей…"

В газете писали, что "…Самолет вывезли из города и распилили на цветной лом… ("Рязанская семерка"). Небольшое уточнение - распилили и вывезли. Сначала - распилили, а уже затем - вывезли. И, скорее всего - одновременно - пилили и вывозили. Причем не в "…одночасье распилен…" а пилили не один день. Я проходил мимо в последние дни самолета - потерявшие остойчивость остатки фюзеляжа наклонились, и возвышались над забором даже видимые с земли как последний привет городу, приютившего его на, без малого, 20 лет.

"…А те что ты выслал на прошлой неделе…"

В газетах писали оценочную стоимость металла самолета - 15 тыс. у.е.

И цитаты из опубликованного письма Рязанской ГРЭС под номером 14714*:

"… Дело в том, что наш самолет не находился на балансе нигде…"

"… прошу Вас найти возможность предоставить городу Новомичуринску в дар один из списанных самолетов…".

Тут без комментариев.

"…Иных уж нет, а те…"


Источники:
1. Проект "Наш Новомичуринск" - Реквием ТУ-124. Автор ElCondor 16-06-2007

с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика