Воскресенье, 19.11.2017, 17:19




















Катастрофа Ил-18: никто не выжил
Скорее всего виной трагедии была ошибка диспетчера

Авторы © Сергей Сокут, Нодар Броладзе


ВЧЕРА весь день вблизи Батуми продолжалась поисковая операция на месте катастрофы российского грузо-пассажирского самолета Ил-18. Он разбился в районе горы Мтирала - Плачущая гора (25 км восточнее столицы Аджарии) в среду в 17.22 по московскому времени при заходе на посадку. По оценке специалистов, шансов обнаружить кого-либо живым нет.

На борту Ил-18 находилось 84 человека - 73 пассажира и 11 членов экипажа. Большинство из них - возвращавшиеся к месту службы военнослужащие 12-й военной базы Группы российских войск в Закавказье, а также члены их семей. Подобные рейсы выполняются два раза в месяц и для большинства военных они являются единственным способом попасть из Батуми в Россию и обратно.

Среди погибших - бывший начальник центрального командного пункта ВВС генерал-лейтенант в отставке Николай Григорук, 15 старших и 13 младших офицеров, 19 прапорщиков, 5 сержантов и 2 рядовых. Катастрофа унесла жизни 9 детей, в том числе девятимесячного младенца, который не вошел в первоначальный список погибших, насчитывавший 72 пассажира.

Разбившийся Ил-18 принадлежал 8-й отдельной дивизии особого назначения, входящей в состав военно-транспортной авиации ВВС РФ. Самолеты этого соединения ежедневно совершают рейсы с подмосковного аэродрома "Чкаловский" в самые разные (в том числе горячие) точки России, СНГ и мира. Специфика решаемых задач отражается на характере работы, для экипажей 8-й дивизии рискованные полеты - будничное явление.

В отличие от российской боевой авиации пилоты из Чкаловского летают довольно много, и их квалификация считается высокой. Не был исключением и погибший экипаж, который возглавлял майор Александр Котов. Кроме того, на борту в качестве проверяющего находился заместитель командира эскадрильи подполковник Николай Староверов, которого командование характеризует как опытнейшего инструктора (суммарный налет - около 3,5 тыс. часов, налет в 1999 г. - свыше 500 часов, в 2000-м - 350 часов). В состав экипажа также входил штурман полка. Это дает основание считать ошибку экипажа маловероятной. Исключается и перегруз машины - на борту, помимо пассажиров, находилось 1700 кг почты.

Ил-18 считается надежным самолетом. Этот турбовинтовой самолет впервые взлетел в 1957 г., в "Аэрофлоте" начал эксплуатироваться в 1959-м, на вооружение ВВС поступил в середине 60-х. Всего было выпущено около 700 машин этого типа. Некоторые из них до сих пор работают на воздушных линиях в России и за рубежом. Ил-18 имеет два военных варианта - противолодочный Ил-38 и самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20.

С 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях. Например, в 1970 г. Ил-18 разбился в районе Самарканда, столкнувшись из-за ошибки службы управления движением с горой.

Один из экспертов по авиационной безопасности заявил корреспонденту "НГ", что подобное могло произойти и под Батуми. Специалисты ВВС пока не могут понять, что заставило экипаж выполнять заход на полосу со стороны гор. Не исключается, что такое решение было принято не только по причине необходимости обойти грозу, но и из-за ошибочной команды диспетчера. Управление движением в районе Батуми осуществляет местный гражданский персонал, российские военные имеют на аэродроме лишь небольшую комендатуру.

В настоящее время причины катастрофы выясняет совместная комиссия Минобороны РФ и Межгосударственного авиационного комитета, возглавляемая начальником службы безопасности полетов ВС РФ генерал-полковником Анатолием Тарасенко. Однако он, по всей видимости, передаст часть своих полномочий секретарю Совбеза РФ Сергею Иванову, который по поручению Владимира Путина возглавил правительственную комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы.

Поисковые операции в районе катастрофы продолжаются. В них участвуют специалисты МЧС России и Грузии, а также российские военнослужащие. Посетивший район катастрофы президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что он "берет ситуацию под личный контроль". Вчера в середине дня на месте падения Ил-18 были обнаружены оба бортовых регистратора ("черных ящика").

Москва

* * *

Местные жители рассказывают об оглушительном взрыве, вслед за которым вскоре последовал второй, а затем и третий, после чего, несмотря на дождливую погоду, на месте падения начался лесной пожар.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе получил информацию о катастрофе примерно к 19.45 и срочно вернулся в рабочий кабинет из концертного зала, где присутствовал на юбилейном выступлении Государственного симфонического оркестра. По его распоряжению к месту трагедии были направлены части внутренних войск и полицейские подразделения, которые участвовали в спасательно-поисковых работах вместе с дислоцированными в Батуми российскими военными подразделениями.

Эдуард Шеварднадзе вылетел в Батуми около 7 утра в четверг. Из Батуми он связался по телефону с президентом России Владимиром Путиным. В ходе беседы было принято решение тщательно расследовать все обстоятельства катастрофы.

Указом президента Грузии в связи с гибелью самолета 27 октября объявлен днем траура.

Тбилиси


Источники:
1. Сергей Сокут, Нодар Броладзе - Катастрофа Ил-18: никто не выжил. Независимая газета от 27 октября 2000

с оригиналом статьи, можно ознакомиться здесь.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES