Воскресенье, 25.06.2017, 04:51




















Искали одно, а нашли...
 
Авторы © Мазурук И.П., Лебедев А.А.

 

На одном из Ту-134 при заходе на посадку отказали генераторы, питающие машину электроэнергией, а у аккумуляторов не хватило "сил" обеспечить работу курсовой системы. Экипаж в условиях плохой видимости вынужден был произвести посадку вне аэродрома. Авария.

Чтобы этого не повторилось, в конструкции самолета были проведены необходимые доработки, а проверить их в воздухе поручили летчикам-испытателям ГосНИИ ГА.

...Оборудование работало, как хорошие часы. В зоне испытательных полетов были проведены все включения и выключения, остался невыполненным всего один пункт программы - проверка работы потребителей электроэнергии, подключенных к аккумуляторам с минимальным напряжением, при заходе на посадку по приборам. Штурман Анатолий Карцев, откинувшись в кресле, облегченно сказал:

- Все, командир, в зоне работу закончили. Можно идти в Шереметьево, на круг.

- Понял, - ведущий летчик-испытатель Вячеслав Кузьменко энергично развернул Ту-134 и скомандовал бортрадисту Геннадию Кожанову:

- Проси подход и снижение.

- Подход и работа на кругу разрешена, - прозвучал почти тут же в ответ голос радиста.

- Экипаж, снижаемся.

Первый заход на посадку при отключенных генераторах на одних аккумуляторах был выполнен без замечаний. При повторном заходе в районе второго разворота диспетчер аэропорта дал команду сменить схему захода и садиться с "обратным" курсом. Район второго разворота стал теперь районом третьего, да еще диспетчер попросил сделать пару виражей, пока не сядет иностранный самолет.

В ожидании посадки иностранного самолета огромная машина выписывала в голубом небе вираж за виражом, время шло, запас энергии аккумуляторов таял. Высота круга сравнительно невелика, экипаж отчетливо видел отдыхающих на Икшинском водохранилище, проплывающую под крылом дачу А. Голованова, которому легким покачиванием с крыла на крыло многие давали знать, что помнят о нем, хотя он уже и на пенсии. На водной глади сновали яхты, белыми громадинами высились среди них четыре палубные красавцы-теплоходы... В душе каждый член экипажа в такие жаркие солнечные дни завидовал отдыхающим счастливчикам - ведь у испытателей отпуска зимой.

- Кожанов, как там с энергией? - прервал общие размышления об отдыхе Кузьменко.

- Все хуже. Пока здесь крутимся, напряжение аварийной шины упало ниже допустимого. Генераторы-то выключены.

- Но курсовая система работает без сбоев, - опередил вопрос командира штурман. - Заходим нормально.

- Хорошо...

- Командир! Оба двигателя отказали! - торопливо доложип бортмеханик Анатолий Платунов, но и без его доклада все вдруг услышали тишину.

- Вижу, - Кузьменко среагировал быстро. - Пробуем запустить;

Николай, ищи место, где в случае чего сможем сесть!

Но Николай Алексеевич Малинин, летевший на этот раз ВТОрым летчиком, уже пилотировал многотонный корабль без оглядки на то, как дела у командира и бортмеханика. Впереди берег, Сплошной лес. Ни одного ровного поля или лужайки. Линии электропередачи. Высота падает с катастрофической скоростью. Да ее считай и не было - что такое 400 метров для Ту-134, лишенного тяги обоих двигателей?! Стремительно надвигаются опор) ЛЭП. Перескочили. Теперь бы не задеть мачты яхт. Малинин не летал на маленьких, но теперь он вел огромную заглохшую машину так, будто это был истребитель. Проскочил мимо последнего паруса, выровнял машину... Что ж, вода рядом, остается добрать штурвал на себя и - на третий редан, как говорят летчики, летающие на гидросамолетах... Но что это?! В расчетной точке касание кто-то плывет!

Малинин уходит влево, отворачивая от пловца. И тут же, в каких-нибудь десятках метров от него, самолет цепляет левым крылом поверхность воды и всей тяжестью ложится на нее. Фонтан брызг, длинный шлейф волн, и Ту-134 закачался на них.

Малинин оглядел экипаж. Все целы. У Кузьменко палец застыл на кнопке запуска двигателя, который так и остался немым.

- Ну вот, Толя, - улыбнулся Малинин Платунову, - больше не будешь завидовать отдыхающим. Открывай двери и купайся. Теперь мы сами стали моряками, да еще на борту какого лайнера?! Не чета каким-то яхтам... - закончил он свой монолог под грустные улыбки остальных членов экипажа.

...Когда были исследованы причины случившегося, выяснилось, что из-за падения напряжения аккумуляторов отказывает не только курсоглиссадная, но и топливная система. Из-за этого двигатели и остановились. Искали одно, а нашли, оказывается, и многое другое.

Авиационной промышленности пришлось дорабатывать и этот конструктивный недостаток. Систему потом снова испытали в воздухе, и у самолетов Ту-134 больше нет причин для того, чтобы садиться на воду и пугать яхтсменов.


 
Источники:
1. Мазурук И.П., Лебедев А.А. - Летчики-испытатели Аэрофлота

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES