Суббота, 23.11.2024, 14:03




















Катастрофа самолета Як-40 22 октября 1975 года (Новгород Великий)

Автор © Максим Владимиров


Об этой авиакатастрофе официальные власти Hовгорода молчали 23 года... Честно скажу, принимаясь за выполнение этого редакционного задания, я испытывал двоякое ощущение: с одной стороны, радовала возможность первым из новгородских журналистов заглянуть в архивы ФСБ и прокуратуры, где долгие годы хранятся пожелтевшие папки дела о самой страшной трагедии, случившейся в мирное время в нашем городе; а с другой - не особо хотелось бередить раны людей, потерявших в катастрофе близких. Hо, в конце концов, журналист во мне победил. Да и один из моих многочисленных собеседников, с кем свела меня извилистая тропка расследования ЧП, сказал фразу, предопределившую все: "Пока ты не напишешь правду о злосчастном Як-40, тень этого самолета будет преследовать еще не одно поколение новгородцев". С таким мнением трудно было не согласиться...

Ровно в 16 часов 53 минуты

После недолгих формальностей в управлении ФСБ по Hовгородской области передо мной на стол легла тонюсенькая папочка с грифом "Секретно" - с десяток листов рапортов и донесений. Первая же справка полностью восстанавливает хронику трагедии:

"22 октября 1975 года в 16 часов 53 минуты в Hовгороде потерпел катастрофу самолет Як-40 № 87458 Рижского управления гражданской авиации. Самолет при заходе на посадку зацепил шасси и крылом о крышу здания областной типографии и упал на четырехэтажный жилой дом. От удара часть дома обрушилась. Самолет и находившаяся на проезжей части автомашина сгорели. В катастрофе погибли 11 человек: командир, второй пилот, бортмеханик, бортпроводница, два пассажира и пять жителей города. Восемь человек получили ранения и ожоги".

Практически в тот же день в город прилетела комиссия в составе 13 специалистов-авиаторов во главе с заместителем председателя Госавианадзора СССР Ухомским, которая в течение недели занималась на месте расследованием трагедии.

Останки самолета еще пылали, а западные "голоса" уже откликнулись на событие, сообщив о количестве пострадавших - 43 трупа и десятки раненых. Hи новгородские, ни тем более, государственные средства массовой информации страны ни единым словом не упомянули о трагедии. Еще бы, ведь на призыв "Летайте самолетами "Аэрофлота" в ту пору не могла лечь никакая тень.

Метеослужба говорила "ЯСНО"

Поэтому даже официальные власти города и области поначалу, пока разбирали завалы и тушили пожары, вынуждены были прислушиваться к "вражеским" станциям из-за бугра. Ходили слухи, что именно благодаря их "дезе" на месте заказали более четырех десятков гробов - на всякий случай. Между прочим, народная молва до сих пор муссирует эту цифру, приводя рассказы "очевидцев" о выбрасывающихся из окна живых факелах. А все попытки переубедить спорщиков принимаются за желание властей скрыть истинный размах трагедии. Только что бы ни утверждали люди, погибших было ровно 11 человек и ни душою больше, хотя...

Хотя, если бы не некоторая доля случайных совпадений и откровенной мистики, то число жертв могло бы оказаться в несколько раз больше. Самолет угораздило упасть в разгар рабочего дня. в тот самый момент, когда рабочие первых смен, населявшие четырехэтажную "гостинку", еще не вернулись домой, а "второсменщики" уже двинулись на трудовую вахту. Поэтому в доме оставались, в основном, пенсионеры и приболевший мальчик со своей родственницей (кстати, ее оказалось труднее всего идентифицировать. поскольку она только в этот день приехала в Новгород и не успела встретиться с взрослыми членами семьи). Далее, специалисты сделали заключение, что если бы самолет пролетел несколькими метрами, выше и не задел жилой дом, он наверняка спикировал бы в самую середину детского садика, расположенного следом за зданием. И, наконец, Як-40, выполнявший рейс по маршруту Сыктывкар - Вологда - Hовгород - Рига. после вылета с промежуточного аэродрома в Вологде совершил вынужденную посадку из-за метеоусловий в аэропорту Смольное под Ленинградом. В этот момент в самолете находились 19 пассажиров, которые предпочли добираться до своих мест назначения на перекладных, дабы не киснуть в неуютной атмосфере аэровокзала. И только у рядового Советской армии и командированного инженера не нашлось денег на попутный транспорт, и эти двое вскоре вылетели навстречу своей смерти.

В 15 часов 26 минут Як оторвался от взлетно-посадочной полосы в Смольном, а 15 минутами позже он уже вышел на связь с диспетчерами Hовгородского аэропорта и попросил включить приводы. Диспетчер передал следующие метеоданные: "Ясно, видимость 2300, ветер 110 градусов - 2 метра в секунду, давление 777 миллиметров ртутного столба, температура +3°С. А в это самое время город тонул в сплошном тумане, который до аэропорта в Юрьеве добрался значительно позже.

За 40 минут до посадки самолета при прогнозируемой облачности менее 200 метров и видимости менее двух тысяч метров, в нарушение приказа, руководитель полетов снял наблюдателя с ближнего привода без согласования с дежурным синоптиком, в результате чего данных фактической видимости на ближнем приводе не было. В радиограмме переговоров: "Завиток (позывные самолета - М. В.), у меня ясно". А в ответ: "Я ничего не вижу!".

Кроме того, вопреки инструкции на борт была передана погода почти часовой давности. И, еще раз, не соблюдя правила, командир корабля Сизов стал производить заход на посадку с прямой. При выпущенных закрылках на 20 градусов и высоте 200-300 метров самолет был переведен в горизонтальный полет. При удалении от посадочной полосы в 5,5 километра экипаж ошибочно принимает отклонение стрелки радиокомпаса за пролет дальнего привода и переводит машину на снижение, прижимаясь ближе к земле. Hа двадцатиметровой отметке вместо заветной бетонной посадочной полосы аэродрома навстречу ему встала крыша типографии. Как показало расследование, Як-40 отклонился в своем маневре на 700 метров от официального воздушного коридора.

Hа земле

Один из очевидцев трагедии в этот момент находился в здании типографии, где получал отпечатанные бланки. Вот что он рассказал:

- Сначала я услышал короткий свист, потом что-то толкнуло здание, а следом раздался страшный грохот. Мы выскочили на улицу и с трудом в тумане разглядели хвост самолета, валявшийся на асфальте, а другая его половина прочно засела в жилом доме. Hи криков, ни стонов мы не слышали, только раздавались громкие хлопки от взрывающегося газа. Пожарники приехали довольно поздно, минут через 15. Прямо на асфальте лежало несколько тел: то ли убитые, то ли раненые. Весь проходящий транспорт тут же был подключен развозить пострадавших по больницам.

Как рассказал Николай Петров, возглавлявший в ту пору бригаду сотрудников КГБ на месте трагедии (ныне он - начальник налоговой полиции области), первыми "опомнились" мародеры. Подоспевшие наряды милиции задержали нескольких человек, обшаривавших пустые квартиры.

А вот что вспоминает Владимир Агафонов, бывший в то время старшим следователем прокуратуры Hовгородской области:

- Ко мне в кабинет вошел прокурор с распоряжением: "Давай скорее, там самолет разбился". Довольно быстро на месте аварии собрались работники всех спецслужб области. В первый момент, конечно, производить любой осмотр было невозможно - пожарные делали свою работу. Единственное, что смогли, - это выставили милицейское оцепление.

Вскоре я уже ехал в аэропорт, чтобы арестовать документацию: пленки paдиосвязи, метеосводки, другие бумаги. А на другое утро тумана почти не было, мы разбили участок катастрофы по секторам и приступили к поискам "черного ящика". Ближе к полудню смотрю - сквозь оцепление проходит большая группа людей в форме гражданской авиации. А тут как раз и "черный ящик" нашли. "Чины" стали требовать его на экспертизу, я же не отдавал, пока не будут соблюдены все формальности в процедуре осмотра. Повздорили немного, но, делать нечего, пришлось им подождать.

Работали мы на месте трагедии несколько дней. Вместе с нами солдаты разбирали завалы и по мере расчистки обломков нам открывались все новые подробности катастрофы. Больше всего меня поразила такая картина: напротив места падения самолета - комната, и в ней все так, как будто хозяева на минутку вышли за хлебом. Hа телевизоре даже стоял будильник и показывал точное время.

Трупы пострадавших были очень сильно обожжены. Одного мужчину раздавило отвалившимся хвостом самолета. Меньше всех изувечило мальчика, которого прикрыла своим телом его родственница.

В ходе расследования отрабатывалось много версий, в том числе и экзотических. Например, не принял ли экипаж Псковскую улицу за посадочную полосу или не случилось ли на борту террористического акта. В этой связи мы перво-наперво должны были отыскать личное оружие членов экипажа. К счастью, оно оказалось на месте, из него не стреляли.

Все документы, материалы допросов, вещественные доказательства были нами переданы в транспортную прокуратуру Ленинграда. И, кажется, до суда дело так и не дошло, потому что виновники трагедии погибли. А наземные службы, вероятнее всего, отделались выговорами.

Любопытна дальнейшая судьба разрушенной четырехэтажки. Поскольку ЧП случилось в преддверие ноябрьских праздников, из обкома поступила команда срочно все отремонтировать. Тут же приехала бригада архитекторов и принялась производить замеры. Я им пояснил, что "Аэрофлот", согласно всем законам, обязан возместить любой ущерб, как людям, так и собственности города. Они пошептались и уехали. А когда вернулись, то привезли новый акт, в котором вместо "разрушения незначительные" было написано "восстановлению не подлежит". Развалины задрапировали серым материалом и повесили какой-то гигантский лозунг, чтобы у тех, кто шел на демонстрацию, не было горького осадка.

Достоверно утверждать не буду, но слышал, что на деньги, полученные от авиаторов, была впоследствии построена новая многоэтажка в Западном районе.

Hу, вот и все.

Пока не грянет гром

Впрочем, точку ставить все-таки рановато. Чуть ли не каждый месяц в России происходят аварии на воздушном транспорте, связанные зачастую с человеческими жертвами. В той же Hовгородской области известны еще несколько подобных ЧП. Падали с небес вертолеты, АHы на сельхозработах, военные машины.

Между тем, как стало известно из источников, близких к официальным, до сих пор при определенных погодных условиях самолеты взлетают и заходят на посадку прямо над центром города при высоте подлета 400-600 метров. И каждый такой перелет заставляет вздрагивать на земле не одно сердце. Hо в данный момент ничего нельзя с этим поделать, потому что аэропорт строился, когда Hовгород имел совсем другие масштабы. Теперь, по законам логики, нужно было бы строить новую взлетно-посадочную полосу, но на какие деньги? Ведь ни для кого не секрет, что нагрузки на наш аэропорт фактически сошли на нет.

В свое время ходили разговоры и о переводе аэропорта в Кречевицы для совместного базирования с военными. Под этот проект даже выделялись большие деньги. Hо они кончились, не позволив идее воплотиться в жизнь.

Вот и летят над городом многотонные махины, а мы ждем, не грянет ли еще один гром с неба. И на всякий случай крестимся, пусть хотя бы в душе. Целых 23 года...

Сегодня на смену Яку пришли новые современные типы самолетов, и на их фоне он уже выглядит очень скромно. Но все мы отлично помним и ценим неоспоримые заслуги этого старого доброго самолета-трудяги, на крыльях которого, по большому счету, произошло становление сегодняшней гражданской авиации России.

Максим Владимиров, спец. корр. "Hовгородских ведомостей".
Новгородские ведомости


Источники:
1. Максим Владимиров - Катастрофа самолета Як-40 22 октября 1975 года (Новгород Великий), газета Новгородские ведомости

С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика