П-2 - переходный учебный самолет по схеме одностоечный биплан с двигателем М-6, промежуточный между У-2 и разведчиком Р-5, двухместный с турелью и пулеметом на заднем сиденье. подробнее
2 прототипа самолета П-2 произведенные в 1927-1929 годах *.
??? П-2 Первый прототип. Произведен в 1927 году. Первый полет совершил в 1928 году. Проходил испытания в НИИ ВВС с 25 июня до 30 июля 1928 года (летчик Шарапов). Во время испытаний самолет оценивался не только как переходной, но и как корпусной разведчик. 9 августа 1928 года подписан акт об испытаниях в НИИ ВВС. Использован, как эталон для серийного производства.
??? П-2 Второй прототип. Произведен весной 1929 года. Поступил на испытания в НИИ ВВС. На самолете производились опыты по штопору. По результатам испытаний доработан, увеличены размеры хвостового оперения. Разбился 16 августа 1929 года в первом полете после доработки (летчик Бенедикт Бухгольц). подробнее Летчик покинул машину на парашюте. До потери самолета Бенедикт Бухгольц выполнил на нем 15 полетов, произвел 40 правых и 28 левых вводов в штопор.
* В ГАЗ №1 в Москве или завод НКАП №25 в Москве. Авторы проекта "сайт Авиационной истории" более склоняеются к версии, что оба прототипа самолета П-2 были построены на заводе ГАЗ №1, хотя не исключен тот факт, что первый прототип был построен на заводе ГАЗ №1, а второй прототип на заводе НКАП №25. Информация требует уточнение.
55 самолетов П-2 произведенных на заводе №23 в Ленинграде в 1929-1931 годах.
1929 год - 27 самолетов
1930 год - 1 самолет
1931 год - 27 самолетов
. . .
2282 П-2 Эксплуатантом являлись НИИ ВВС. Изначально планировался для испытаний в Ленинграде, но позже был передан в НИИ ВВС в Москву. В ноябре 1929 года на самолете летал летчик Чекарев. Центровку самолета при помощи установленных грузов двигали от 26,7 до 34,5% САХ. 17 марта 1930 года разбился во время проведения дополнительных испытаний на штопор (летчик А.А. Кравцов). После выполнения 20 витков вращения и потери контроля над управлением летчик А.А. Кравцов выбросился на парашюте. Самолет упал на платформу станции «Подмосковное» Виндавской железной дороги и был полностью разбит.
2283 П-2
2284 П-2 Проходил испытания в НИИ ВВС в периоде 18 июля по 14 августа 1930 г. Самолет не имел вооружения. В августе 1931 года передан в ГВФ. Эксплуатировался в 1-й Объединенной школе пилотов и техников в Батайске. Вероятно не был зарегистрирован. Эксплуатировался до конца 1931 года.
2285 СССР-С154 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2286 П-2
2287 СССР-С155 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2288 СССР-С156 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2289 П-2
2290 П-2
2291 П-2
2292 П-2
2293 СССР-С157 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2294 П-2
2295 П-2
2296 П-2
2297 П-2
2298 СССР-С158 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2299 СССР-С159 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2300 П-2
2301 СССР-С160 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2302 СССР-С161 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2303 СССР-С162 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2304 П-2
2305 П-2
2306 П-2
2307 СССР-С163 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2308 СССР-С164 П-2 Эксплуатантом являлся Осоавиахим (Шк. Лет. Ср. Вол.). Зарегистрирован 11 октября 1932 года.
2309 П-2
2310 П-2
2311 П-2
. . .
Изначально в середине 1927 года была заказана серия в 60 самолетов П-2. В результате потери второго прототипа, её уменьшили до 30 машин. Задание на постройку 30 серийных П2-М6 в 1928/29 операционном году было выдано ленинградскому авиазаводу №23. В срок сдали лишь 17 самолетов. В 1929/30 операционном году планировали построить еще 50 самолетов П-2. К концу 1929 года ВВС РККА уже не требовался легкий корпусный разведчик, соответственно изменились и требования к переходному самолету, касаемо его летных характеристик. От самолета П-2 отказались. Было принято решение о прекращении серийного производства самолета. К 1931 году успели произвести 55 самолетов, половину из которых сдали заказчику. Все 30 самолетов П-2 выпуска 1929-1930 года предлагались Осоавиахиму. Осоавиахим отказался от самолета из-за возникших конструктивных проблем. Трудности возникли с регулировкой крыльев, которая в конечном счете оказалась не более простой, чем с лентами. В результате чего, в некоторых самолетах были введены ленты взамен подкосов. Часть самолетов поступило в ВВС: по состоянию на 1 января 1932 г. насчитывалось 25 экземпляров, по состоянию на 1 января 1933 г. - 14 экземпляров. 11 самолетов П-2 осенью 1932 года поступили в Осоавиахим. Ввиду того, что самолет оказался сложным и опасным, то сведений об его эксплуатации практически нет. Вероятно всего даже в Осоавиахиме не было успешной эксплуатации этого самолета. В качестве переходного стали применять самолет Р-1, который как устаревший снимался с вооружения ВВС РККА. После 1933 года упоминаний о самолете П-2 в составе ВВС РККА не обнаружено.
Источники:
1. М. Маслов - «Король истребителей» Боевые самолеты Поликарпова
2. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland)
3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г
4. Архив М. В. Орлова
5. В. Иванов - Неизвестный Поликарпов