Пятница, 23.06.2017, 22:00




















 
Як-42 - среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. подробнее чертеж
 
ПАМЯТНИКИ
 
Москва, ВДНХ. Як-42 СССР-42304 (11820201) Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Скорость". Произведен в 1978 году на САЗе. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42304. foto foto Участвовал в Парижском авиашоу в Ле-Бурже в июне 1979 года, с выставочным номером 349. foto foto В 1981 году на этом самолете был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного полета, на лайнерах такого класса (от 45 до 55 тонн), Раменское - Чита - 4 730 километров. Выведен из эксплуатации в 1981 году. С августа 1981 года установлен в качестве экспоната на ВНДХ в г. Москва, где и находится в настоящее время. foto foto foto fotoalbum В 1994 году закрыт для посещения. fotoalbum После демонтажа и утилизации Ту-154 СССР-85005 на ВВЦ (ВДНХ), самолет Як-42 планировали испольховать в качестве атрациона для роллеров. К счастью этим планам не суждено было сбыться. 14 июня 2009 вновь открыт для посещения, внутри самолета была организована галерея "Самолет". К открытию галереи "Самолет" специалистами ОКБ Яковлева отреставрирована кабина пилотов. foto Салон авиалайнера, где разместится сменная экспозиция, оформлен дизайнерами в стиле функционализма. foto С 24 апреля к 9 мая 2010 года было нанесено граффити на тему Великой Отечественной войны. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location
 
Московская область, Монино, Музей ВВС. Як-42 СССР-42302 (427401004) Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Скорость". Произведен в мае 1978 года на ММЗ "Скорость". Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42302. 17 мая 1978 года совершил первый полет (летчик-испытатель Шевяков). Поступил в МАП 1 июня 1978 года. Последний полет совершил 11 февраля 1981 года в Монино. Налет СНЭ 178 часов. 20 февраля 1981 года передан в музей ВВС в Монино, foto где и находится в настоящее время. foto foto foto foto location
 
Смоленск. Як-42 CCCP-10985 (422075380) Эксплуатант неизвестен. Вероятнее всего эксплуатировался в МАП. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. Первый полет совершил 1 ноября 1976 года. 3-4 апреля 1988 года установлен, как авиапамятник, в сквере "Наши крылатые земляки", в г. Смоленск, вблизи СмАЗ. foto foto Внутри самолета планировалось устроить детский кинотеатр или кафе, но из-за высокой пожарной опасности от этой идеи отказались. На самолет нанесен регистрационный номер СССР-10985. В 2006 году на самолете-памятнике нанесены титлы 80 лет ОАО "СмАЗ". Заводской номер не подтвержден. location В августе 2016 года был заново окрашен. foto
 
Ульяновск, Музей истории гражданской авиации. Як-42 RA-42539 (11040504) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Бориспольский ОАО. Произведен в июне 1982 года. Поступил 20 июня 1982 года на САЗе. Последний выпущенный Як-42 в 1982 году до катастрофы Як-42 СССР-42529 28 июня 1982 года, после которой временно было прекращено производство и эксплуатация самолетов Як-42. 22 ноября 1985 года передан в Северо-Кавказское УГА, 1-й Краснодарский ОАО, 336 ЛО. Зарегистрирован 10 декабря 1985 года, как СССР-42539. foto 27 октября 1986 года передан в Центр ГА СЭВ (до 1983 года Ульяновская ШВЛП). 21 августа 1987 года передан в Литовское УГА, Вильнюсский ОАО, 277 ЛО. 2 сентября 1987 года передан в Центр ГА СЭВ (до 1983 года Ульяновская ШВЛП). 23 октября 1992 года передан УВАУГА. В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-42539. foto В 1996 году отдан в лизинг а/к "Карат". foto В 2001 году возвращен из лизинга УВАУГА. До 2009 года находился на хранении на АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. foto Налет СНЭ на 1 января 2001 года 13198 часов, совершил 8992 посадок. 20 августа 2009 года установлен, как экспонат, в музее истории гражданской авиации в городе Ульяновске в цветовой схеме а/к "Карат". fotoalbum location
 
УЗБЕКИСТАН

Нукус. Як-42 СССР-42305 (11840102) Эксплуатант неизвестен. Вероятнее всего эксплуатировался в МАП. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42305. После снятия с эксплуатации был передан, как учебное пособие, в Нукуское училище. Позже установлен, как авиапамятник, в Нукусе у аэропорта. В начале 90х внутри самолета было детское кафе и видеосалон. Позже был демонтирован и перевезен на площадку тренировочной базы местного УВД Узбекистана в 23 км восточнее г. Нукус. После 2005 года утилизирован. foto foto location
 
ПОСОБИЯ
 
РОССИЯ
 
Иркутск, Иркусткое АТУ ГА. Як-42 СССР-42312 (11940203) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен в апреле 1980 года на САЗе. Поступил 9 апреля 1980 года. Зарегистрирован 13 июля 1981 года, как СССР-42312. foto foto 16 сентября 1981 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 26 мая 1982 года передан в МАП. Эксплуатировался в интересах одного из предприятий. Списан 14 ноября 1988 года. Передан, как учебное пособие в Иркутск в ИАТУ ГА, где был установлен на учебном аэродроме. foto Во второй половине 90х утилизирован.
 
Краснодарский край, Геленджик. Як-42 RA-42350 (4520424711372) Эксплуатантом являлось Северо-Кавказское УГА, 1-й Краснодарский ОАО, 336 ЛО, а/п Пашковский. Произведен 1 ноября 1987 года. Поступил 15 декабря 1987 года. Зарегистрирован 13 января 1988 года, как СССР-42350. В 1992/93 годах перерегистрирован, как RA-42350. 22 февраля 1994 года передан в а/к "Авиалинии Кубани". foto foto foto 9 июня 2004 года прошел ТО-2000 на САЗе. В 2006 году было присвоено имя собственное "Евдокия Бершанская", в честь советской лётчицы, участницы ВОВ. Налет СНЭ на 1 декабря 2010 года 33996 часов, совершил 16959 посадок. В июле 2012 года совершил последний полет в Геленджик. foto foto Используется, как тренажер для тренировки СПАСОП, на учебно-тренировочном полигоне аэропорта Геленджика. foto
 
Московская область, Быково. Як-42 СССР-42536 (22204251823) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен 24 декабря 1981 года на СмАЗе. Поступил 25 декабря 1981 года. Зарегистрирован 2 февраля 1982 года, как СССР-42536. foto В сентябре 1986 года сожжен во время анти-террористических учений МВД. Из-за применения дымовых гранат загорелась обшивка кресел, пожар удалось потушить, но самолет был поврежден. МВД должно было выплатить компенсацию за потерю действующего самолета. Налет СНЭ 371 час. 31 декабря 1986 года передан в МАП, ММЗ "Скорость", но восстановлен не был. Списан 24 марта 1988 года. Использовался в дальнейшем, как пожарный тренажер, в Быково. Утилизирован в апреле 1997 года. foto foto
 
Московская область, Дубна, филиал ЦАГИ. Як-42 СССР-42537 (22204254019) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен в марте 1982 года. Поступил 1 апреля 1982 года. Зарегистрирован 21 апреля 1982 года, как СССР-42537. foto 31 декабря 1986 года передан в МАП, ММЗ "Скорость". Списан 24 марта 1988 года. После списания передан в филиал ЦАГИ в Дубне "Акустический институт", как наземный испытательный стенд. Самолет перелетел в Дубну своим ходом, выполнив посадку на лёд Иваньковского водохранилища на специально подготовленную полосу с увеличенной толщиной льда. Использовался для испытаний на проникновение шума в кабину. foto foto foto foto foto foto foto location Утилизирован в 2012 году.
 
Москвоская область, Егорьевск, Егорьевское АТУ ГА. Як-42 СССР-42311 (11940103) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен 13 февраля 1979 года на САЗе. Поступил 15 апреля 1980 года. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42311. foto foto 3 марта 1982 года передан, как учебное пособие, в Егорьевское АТУ ГА, где был установлен на учебном аэродроме. foto foto foto foto location Списан 24 апреля 1989 года по износу.
 
Самара, Смышляевка, СГАУ. Як-42 СССР-42309 (427401005) Эксплуатант неизвестен. Вероятнее всего эксплуатировался в МАП, ММЗ "Скорость". Произведен в 1978 году на ММЗ "Скорость". Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42309. После снятия с эксплуатации передан, как  учебное пособие в Куйбышев (ныне Самара) в КуАИ (ныне СГАУ). Был установлен на учебном аэродроме Смышляевка. foto foto foto foto location Согласно университетским легендам был посажен на грунт в Смышляевке Героем Советского Союза С. Е. Савицкой. 
 
Самара, Смышляевка, СГАУ. Як-42 СССР-42534 (22204251128) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен в мае 1981 года на СмАЗе. Поступил в июне 1981 года. Зарегистрирован 13 июля 1981 года, как СССР-42534. 24 июля 1986 года передан в МАП. Эксплуатировался в интересах одного из предприятий. Списан 24 марта 1988 года. После списания передан, как учебное пособие в Куйбышев (ныне Самара) в КуАИ (ныне СГАУ). Был установлен на учебном аэродроме Смышляевка. foto location Весной 1991 года продан в Китай в обмен на компьютеры для университета. Весной-летом 1991 года улетел своим ходом.
 
Челябинская область, Троицк, Троицкое АТУ ГА. Як-42 СССР-42535 (22204251536) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен в июле 1981 года на СмАЗе. Зарегистрирован 27 августа 1981 года, как СССР-42535. 12 марта 1984 года передан, как учебное пособие, в Троицкое АТУ ГА, где был установлен на учебном аэродроме. foto foto foto foto foto foto location Списан 24 апреля 1989 года по износу.
 
ЛАТВИЯ
 
Рига, РКИИГА. Як-42 СССР-42523 (22204249136) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. foto Произведен в сентябре 1980 года на СмАЗе. Поступил 4 октября 1980 года. Зарегистрирован 8 апреля 1981 года, как СССР-42523. 24 июля 1986 года передан в МАП, приказом от 12 апреля 1986 года. Эксплуатировался в интересах одного из предприятий. После снятия с эксплуатации передан, как учебное пособие в Ригу в РКИИГА, где был установлен на учебном аэродроме Спилве. foto К концу 1997 года утилизирован.
 
УЗБЕКИСТАН
 
Нукус. Як-42 СССР-42305 (11840102) Эксплуатант неизвестен. Вероятнее всего эксплуатировался в МАП. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-42305. После снятия с эксплуатации был передан, как учебное пособие в Нукуское училище. Позже установлен, как авиапамятник в Нукусе у аэропорта. В начале 90х внутри самолета было детское кафе и видеосалон. Позже был демонтирован и перевезен на площадку тренировочной базы местного УВД Узбекистана в 23 км восточнее г. Нукус. После 2005 года утилизирован. foto foto location
 
УКРАИНА
 
Днепропетровская область, Кривой Рог, КРАУСС. Як-42 СССР-42533 (22204249244) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Быковский ОАО, 62 ЛО, а/п Быково. Произведен в апреле 1981 года на СмАЗе. Зарегистрирован 4 мая 1981 года, как СССР-42533. 24 июля 1986 года передан в МАП, приказом от 12 апреля 1986 года. Эксплуатировался в интересах одного из предприятий. Списан 24 марта 1988 года. После списания передан, как учебное пособие в Криворожское АТУГА (ныне КРАУСС), где установлен на учебном аэродроме. foto foto foto foto foto location
 
Киев, НАУ ГА. Як-42 СССР-42303 (01003) Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ "Скорость". Произведен в 1976 году на ММЗ "Скорость". Третий опытный Як-42. Не был зарегистрирован в государственном реестре ВС СССР. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-1976. foto В 1977 самолет получил регистрационный номер СССР-42303. Участвовал в Парижском авиашоу в Ле-Бурже в июне 1977 года, с выставочным номером 343. foto foto foto foto foto После снятия с эксплуатации передан, как учебное пособие в КИИГА (с 1994 года КМУГА, с 2000 года НАУ ГА). Заявлялось, что изначально был на учебном аэродроме КИИГА в Жулянах, но позже был перемещен в ангар КИИГА, где и находится в настоящее время, частично препарированный для учебных целей. foto foto foto foto foto location


Источники:
1. справочник Soviet Transports
6. Yefim Gordon, Dmitriy Komissarov and Sergey Komissarov - OKB Yakovlev

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES