Четверг, 28.03.2024, 13:51




















 
Як-40 - советский пассажирский реактивный самолет для местных авиалиний, трёхдвигательный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей с прямым крылом и однокилевым, Т-образным оперением. Выпускался Саратовским авиационным заводом в 1966-1981 годах. С 1970 года поставлялся на экспорт. подробнее чертеж

РОССИЯ - Центральный федеральный округ

Брянск. Як-40К RA-87906 (9731054) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Брянский ОАО, 189 ЛО. Произведен 26 июля 1977 года. Поступил 27 июля 1977 года. Зарегистрирован 15 августа 1977 года, как СССР-87906. 31 декабря 1993 года передан в а/к "Брянск Авиа". Зарегистрирован, как RA-87906. foto 6 октября 2005 года выведен из эксплуатации. Находится на хранении в аэропорту Брянска. foto location Налет СНЭ: 22718 часов, совершил 15410 посадок; налет ППР 6421 час, совершил 3460 посадок. С 2009 года используется, как тренажер для тренировки силовых структур и спецслужб. foto foto foto

Курская область, Рыльск, Рыльское АТУ ГА. Як-40 RA-87510 (9521240) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Брянский ОАО, 189 ЛО. Произведен в апреле 1975 года. Поступил 25 августа 1975 года. Зарегистрирован 22 сентября 1975 года, как СССР-87510. 31 декабря 1993 года передан в а/к "Брянск Авиа". Зарегистрирован, как RA-87510. Списан 22 февраля 1999 года по окончанию межремонтного срока службы. После списания передан, как учебное пособие, в Рыльское АТУ ГА. foto foto foto location
 
Москва, детский клуб "Авиатор". Як-40 RA-87342 (9511139) Эксплуатантом являлось Приволжское УГА, Бугульминский ОАО, 343 ЛО, а/п Бугульма. Произведен 14 марта 1975 года. Поступил 14 марта 1975 года. Зарегистрирован 8 апреля 1975 года, как СССР-87342. foto В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-87342. foto Передан в ОАО "Бугульминское авиапредприятие". 31 декабря 1993 года передан в а/к "Былина". foto 23 октября 2000 года возвращен в ОАО "Бугульминское авиапредприятие" (с 2010 года ОАО "Ак Барс Аэро"). foto 9 февраля 2008 года при посадке в а/п Бугульма произошло грубое приземление самолета, с последующим уходом на второй круг, повторная посадка была благополучной. Налет на 1 января 2010 года СНЭ 27997 часов, совершил 21358 посадок; налет на 1 января 2010 года ППР 3165 часов, совершил 2231 посадок. 28 мая 2010 года зарегистрирован, как RA-87342 за а/к "Ак Барс Аэро". foto Снят с эксплуатации в июне 2012 года. Был на хранении в а/п Бугульма. foto Позже утилизирован, кабина от самолета переделана в тренажер и передана в Детский клуб "Авиатор" в г. Москва, ул. Снежная, 18, кинотеатр "Сатурн". foto foto foto location
 
Москва, Клуб авиаторов МФЮА. Як-40 RA-87843 (9331130) Эксплуатантом являлось Архангельское УГА, Котласский ОАО, 300 ЛО. Поступил 11 октября 1973 года. Зарегистрирован 29 октября 1973 года, как СССР-87843. foto foto 28 ноября 1990 года прошел последний капитальный ремонт. В 1992/93 годах зарегистрирован, как RA-87843. 6 декабря 1993 года передан в а/к "Котласское АП". 24 сентября 1996 года совершил последний полет. Был на хранении в Котласе. foto foto В январе 2007 года выставлялся на продажу. Налет СНЭ 27505 часов, совершил 20043 посадок; налет ППР 6218 часов, совершил 4164 посадок. В 2017 году утилизирован. В ноябре 2017 года кабина самолета перевезена в Москву. foto Из кабины сделан авиатренажер в клубе авиаторов МФЮА на ул. Введенского, 1А. foto
 
Москва, МАИ. Як-40 СССР-19661 (019) Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ Скорость, КБ Яковлева. Первый прототип. Произведен в июле 1966 года на ММЗ "Скорость". Изначально не имел боковой служебной двери. На самолете имелся аварийный люк для спасения экипажа в критической ситуации. Воздухозаборники среднего двигателя имели прямой срез. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-1966. foto foto С 25 сентября 1966 года проходил заводские испытания. 20 октября 1966 года выполнил две скоростные пробежки и два подлета. 21 октября 1966 года выполнил первый полет (летчик-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров). 28 декабря 1966 года передан на второй этап Государственных совместных испытаний. В 1967 году на самолет нанесли новый регистрационный номер СССР-19661. foto foto foto foto foto На самолете также появилась боковая служебная дверь. 26 мая - 4 июня 1967 года демонстрировался на XXVII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. foto 9 июля 1967 года участвовал на авиапразднике в Домодедово. foto В 1967-1968 годах проходил Государственные и эксплуатационные испытания. 26 июня 1970 установлен на ВДНХ в Москве в качестве экспоната. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location В 1972 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Петька в Космосе". foto В 1980 году передан в качестве учебного пособия в МАИ, где был установлен в ангаре №1 (2 зал, корпус №14) кафедры 101 (Проектирование самолетов). foto foto foto foto location

Москва, МГТУ ГА. Як-40 СССР-87672 (9820700) Эксплуатантом являлось МУ СПиМВЛ (с 1971 года УГАЦиА), Быковский ОАО, 62 ЛО. Поступил 29 апреля 1968 года. C 6 мая по 26 августа 1968 года участвовал в эксплуатационных испытаниях. Весной 1969 года на самолете испытывались укороченные воздухозаборники боковых двигателей, которые затем также внедрили в серию. Зарегистрирован 15 января 1969 года, как СССР-87672. В феврале 1970 года был переоборудован в самолет с малогабаритным оборудованием (был оснащен УКВ-радиостанцией «Ландыш-5» (2 комплекта), КВ-радио- станцией «Карат», двумя комплектами радиокомпаса АРК-15, радиолокатором «Гроза» с новой системой стабилизации антенн, аппаратурой «Ось-1» и радиовысотомером «Челнок», доработанным автопилотом «Кремень-40», системой траекторного управления «Борт-40»). До сентября 1970 года проходил два этапа Государственных сдаточных испытаний. 5 ноября 1974 года передан, как учебное пособие в МИИГА (ныне МГТУ ГА) на УАТЦ в Шереметьево. Находится на территории старых корпусов МГТУ ГА. foto

Московская область, Шереметьево, УАТЦ МГТУ ГА. Як-40 СССР-87675 (9831100) Эксплуатантом являлось МУ СПиМВЛ (с 1971 года УГАЦиА), Быковский ОАО, 62 ЛО. Поступил 17 августа 1968 года. 30 сентября 1968 года совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва-Кострома (дата начала эксплуатация Як-40 в гражданской авиации СССР). Зарегистрирован 15 января 1969 года, как СССР-87675. foto 24 сентября 1976 года передан, как учебное пособие в МИИГА (ныне МГТУ ГА) на УАТЦ в Шереметьево. foto 18 марта 1983 года списан по износу. Утилизирован в середине 1997 года.

Московская область, Шереметьево, УАТЦ МГТУ ГА. Як-40 СССР-87676 (9831200) Эксплуатантом являлось МУ СПиМВЛ (с 1971 года УГАЦиА), Быковский ОАО, 62 ЛО. Поступил 30 сентября 1968 года. Зарегистрирован 15 января 1969 года, как СССР-87676. 10 марта 1976 года передан, как учебное пособие в МИИГА (ныне МГТУ ГА) на УАТЦ в Шереметьево. foto foto foto foto foto foto location 18 марта 1983 года списан по износу. Утилизирован в августе 2012 года.

Тамбовcкая область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87686 (9840103) Эксплуатантом являлось Таджикское УГА, Ленинабадский ОАО, 292 ЛО. Поступил 10 января 1969 года. Зарегистрирован 3 марта 1969 года, как СССР-87686. 21 сентября 1970 года передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto Списан 18 мая 1976 года по износу. Утилизирован.

Тамбовcкая область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87744 (9010910) Эксплуатантом являлось Уральское УГА, 1-й Свердловский ОАО. Поступил 21 апреля 1970 года. Зарегистрирован 2 июня 1970 года, как СССР-87744. foto 24 сентября 1976 года передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto Списан 23 августа 1982 года по износу. Утилизирован.

Тамбовcкая область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87750 (9020511) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО, 157 ЛО. Поступил 17 июня 1970 года. Зарегистрирован 9 июля 1970 года, как СССР-87750. Передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto Списан 19 мая 1982 года по износу. Позже установлен, как авиапамятник на территории Кирсановского АТУ, где и находиться в настоящее время. foto foto foto

Тамбовcкая область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87765 (9031012) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Павлодарский ОАО, 152 ЛО. Поступил 1 октября 1970 года. Зарегистрирован 2 ноября 1970 года, как СССР-87765. foto 27 июля 1977 года передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto Списан 29 июня 1982 года по износу. foto

Тамбовcкая область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87795 (9110815) Эксплуатантом являлось Украинское УГА. Произведен в январе 1975 года. Поступил 9 февраля 1971 года. Зарегистрирован 7 апреля 1971 года, как СССР-87795. 10 августа 1971 года передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto foto foto Списан 18 мая 1976 года по износу. Утилизирован.
 

 
 

 
 
Источники:
1. Cправочник "Soviet Transports"
4. Сергей Комиссаров - Як-40 - реактивный первенец местных авиалиний, журнал "Авиация и Время", №4, 2013 год
5.
 
К. Г. Удалов, О. В. Шам - Самолет Як-40

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика