О злой судьбе памятников Ан-10
Автор © Юрий Дорошенко
Судьба памятников Ан-10 оказалась такой же печальной, как и вся история эксплуатации самолета. В один день 27 августа 1973 года большая часть парка Ан-10 МГА была списана по причине неудовлетворительного техсостояния. Часть машин была передана в МАП. Ан-10 летали и в ВВС, но в МАП самолет тоже не задержался. Выведенные из эксплуатации самолеты нашли новую жизнь в качестве детских кинотеатров, кафе, тиров при благоустройстве новых жилых кварталов и парков городов СССР. Самолеты-памятники Ан-10 появляются в городах Барановичи, Воронеж, Казань, Кемерово, Киев, Кишиневе, Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре, Кривом Роге, Куйбышеве, Львове, Луховицах, Новочеркасске, Омске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Харькове. Памятник появляется и в детских лагерях и турбазах в Киевской, Новосибирской и Харьковской областях. подробнее
Можно сказать, что на конец 70-х начало 80-х годов, памятник самолету Ан-10 был одним из самых массовых, наряду с Ил-18 и Ту-104. Ситуация изменилась в 90-е годы. Под предлогом неопрятного внешнего вида и невозможности содержания авиамонументов, их пустили в расход. В действительности, одной из основной причин гибели памятников самолетам является непрерывный рост стоимости лома цветных металлов. Как это не прискорбно, но на протяжение 90-х и 2000-х годов мир лишился всех памятников самолету Ан-10, установленных в открытом доступе. Хотя первые Ан-10 начали пропадать и в 80е года из-за пожаров и разрушения со стороны вандалов. В результате в мире остался лишь один-единственный самолет Ан-10, да и тот в качестве экспоната музея ВВС в подмосковном Монино, не считая останков бывшего памятника самолета СССР-11192, лежащих на одном из участков в частном секторе Краснодара, и подсобного складского помещения из фюзеляжа Ан-10 СССР-11169 в Мирном. Как это ни удивительно, но Ан-10 не был представлен в других авиационных музеях. Это не значит, что не пытались приобрести исчезающую машину.
В 1983 году создается головной отраслевой музей истории гражданской авиации. В списке планируемых экспонатов музея есть и Ан-10. Проблема заключалась в том, что уже прошло 10 лет с даты списания всех самолетов этого типа из МГА. После продолжительных поисков не смогли найти не одного летающего самолета, способного совершить последний полет в Ульяновск. По воспоминаниям Е. А. Коноплева, в середине 80-х годов ситуацию могли спасти военные. Было сделано предложение о передачи после списания одного из двух Ан-10ВКП, которые на тот момент продолжали находиться в эксплуатации. К сожалению, из-за установленной секретной спецаппаратуры, этим планам не суждено было сбыться. Однако самолет все-таки для музея нашли. На учебном аэродроме РКИИГА в Риге находился Ан-10 в качестве учебного пособия. На данный самолет претендовал местный КЮЛ на базе Латвийского АГА. Предпочтение было отдано крупному музею. Самолет было решено перевезти на барже в Ульяновск. Предстояла большая наземная операция, требующая длительной подготовки. К тому времени СССР уже распался, а Ан-10 остался на территории независимой Латвии и вскоре был утилизирован. Отдельно стоит упомянуть, что после распада СССР, на базе упомянутого КЮЛ был создан Рижский музей авиации, экспонатом которого мог стать все тот же Ан-10 с учебного аэродрома РКИИГА.
В ноябре 2000 года в ОКБ им. О.К. Антонова было принято решение собрать на одной площадке ЛИС в Гостомеле все самолеты, созданные ОКБ. Открытие "Музея самолетов Ан" было намечено на 23 мая 2001 г. Для будущего музея начались поиски самолета Ан-10. После непродолжительных поисков остановились на Ан-10 из соседней Белоруссии, который был установлен в г. Барановичи. Самолет на постаменте находился на балансе 558 АРЗ. Данный Ан-10 планировали приобрести за два рейса Ан-22, сделанного для нужд АРЗ. Но бюрократический аппарат не дал реализовать эти планы. Белорусская таможня не дала добро на вывоз такого количества «цветного металла» с территории республики. Вскоре самолет из-за нехватки средств на содержание был утилизирован.
В 2007 году был выкуплен Ан-10, установленный в Новосибирской области в детском лагере «Чкаловец» вблизи Бурмистрово. Понимая тот факт, что был выкуплен на утилизацию предпоследний самолет Ан-10, новые хозяева открыто предложили выкупить самолет по цене лома, отдавая предпочтения авиационным музеям. На данный самолет строил планы Национальный музей авиации Украины, но вновь помешал бюрократический аппарат таможни. В итоге предпоследний в мире Ан-10 пустили на лом в июле 2008 года.
Остается надеяться, да лучше сказать, мечтать, что где-то в глубинке на постсоветском пространстве, возможно, в заброшенном пионер-лагере или местной турбазе найдется неучтенный памятник самолету Ан-10, которого будет ждать достойное место в одном из крупных авиационных музеев мира, а не резка во вторчермете. Это всего лишь мечты, а пока остается наблюдать за последним Ан-10 в музее ВВС, который, честно сказать, представлен там не в самом лучшем виде.