Ан-10 - среднемагистральный четырехмоторный пассажирский самолёт, разработанный в КБ Антонова. Высокоплан с фюзеляжем большого диаметра. Был способен на эксплуатацию во внеаэродромных условиях. Разработан параллельно с военно-транспортным самолетом Ан-12. Первый полет совершил 7 марта 1957 года. После ряда катастроф было принято решение о прекращении в 1973 году эксплуатации на линиях «Аэрофлота» всех самолётов этого типа. подробнее чертеж
РОССИЯ
Иркутск, ИАТУ ГА. Ан-10 СССР-11144 (8400603) Эксплуатантом являлось Иркутское авиационное техническое училище ГВФ (с 1965 года ИАТУ ГА). Имел салон на 85 пассажирских мест. Имел регистрационный номер СССР-11144. foto Поступил 25 января 1959 года. Был передан в качестве учебного пособия. Списан 25 марта 1961 года, как экспонат. Находился на учебном аэродроме ИАТУ ГА. Утилизирован.
Куйбышев, КуАИ. Ан-10 СССР-Л5723 (8400101) Эксплуатантом являлось ГКАТ СМ СССР. Первый серийный Ан-10. foto foto foto 5 ноября 1957 года совершил первый полет с аэродрома Придача (экипаж: командир И.Е. Давыдов, второй пилот Б.В. Шарликов, штурман Т.Ф. Бевз, бортрадист А.М. Бражников, бортинженер Е.М. Думнов, ведущий инженер по испытаниям В.С. Попов). Зарегистрирован, как СССР-Л5723. Был передан на заводские испытания. 18 апреля 1958 года изучалось поведение самолета при разгоне до 300 км/ч на высоте 2000м с выпущенными шасси и отклоненными на 45°закрылками (экипаж Давыдова). Не достигнув указанной скорости самолет испытывал вибрации и был брошен в левый крен, из-за поломки подкосов левого закрылка. В результате чего совершил аварийную посадку с касанием до ВПП, с сильным ударом хвостом, поломав хвостовую опору и повредив п/ф гребень. В результате полета были установлены эксплуатационные ограничения: выпуск закрылков на 33° допускается при скоростях полета не выше 300 км/ч. До 24 октября 1958 года проходил заводские испытания. 203 календарных дня во время испытаний самолет находился на доработках. В январе 1959 года прибыл в ГК НИИ ВВС на а/д Чкаловская для прохождения Государственных испытаний. 13 июня 1959 года государственные испытания успешно завершены. Позже был передан в Ульяновскую ШВЛП. 6 ноября 1959 года передан в Куйбышевский Авиационный институт (КуАИ), как учебное пособие. Находился на учебном аэродроме института в Смышляевке. foto В 80е года во время проведения лабораторных работ КуАИ был уронен с домкратов и разрушен. После этого фюзеляж использовался, как склад. foto Утилизирован после 2003 года.
Куйбышев, а/д Курумоч. Ан-10 СССР-11146 (8400702) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО, 86 ЛО, а/п Жуляны. Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 26 января 1959 года. Зарегистрирован 27 марта 1959 года, как СССР-11146. В январе 1960 года передан в Украинское территориальное управление ГВФ, Харьковский ОАО, 87 ЛО, а/п Основа. 1 октября 1963 года передан в Приволжское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Приволжское УГА), 1-й Куйбышевский ОАО, 173 ЛО, а/п Курумоч. В 1970 году снят с эксплуатации, из-за трещин на стрингерах в районе нулевой нервюры и трещины длиной 1,5 метра на нижних панелях центроплана. Во время эксплуатации переоборудован в вариант на 100 пассажирских мест. Списан 29 июня 1971 года по неудовлетворительному техническому состоянию. После списания использовался, как учебный объект на а/д Курумоч. В 1972 году обследован на наличие усталостных трещин. В дальнейшем утилизирован.
Омск. Ан-10А СССР-11212 (0402405) Эксплуатантом являлось Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 1-й Хабаровский ОАО, а/п Новый. Имел салон на 100 пассажирских мест. Зарегистрирован 16 марта 1961 года, как СССР-11212. 30 ноября 1961 года передан в ОЛТУ ГВФ (с 1964 года ОЛТУГА) в Омск, как учебное пособие. Списан 15 мая 1962 года, как учебный экспонат. Находился на учебном аэродроме училища. foto foto В 1982 году установлен, как авиапамятник в Омске на улице Красный Путь перед городским Дворцом Пионеров. foto foto foto foto foto foto foto foto Демонтирован в 1995 году.
Ульяновск, ШВЛП. Ан-10 СССР-11154 (9401001) Эксплуатантом являлось Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, Ростовский ОАО, а/п Ростов-на-Дону. Имел салон на 85 пассажирских мест. Зарегистрирован 9 марта 1959 года, как СССР-11154. Поступил 11 апреля 1959 года. 1 апреля 1961 года передан в Ульяновскую ШВЛП. Списан 27 августа 1973 года по неудовлетворительному техсостоянию. После списания фюзеляж самолета использовался в качестве склада на АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. foto foto В 2003 году утилизирован. Внимание: никогда не планировался стать экспонатом головного отраслевого музея истории гражданской авиации в г. Ульяновске.
Якутия, Мирный. Ан-10 СССР-11169 (9401501) Эксплуатантом являлся ГКАТ СМ СССР, ГСОКБ-473, п/я 4, КБ Антонова. Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 10 августа 1959 года. По инициативе Н.С. Хрущева foto на самолете производились попытки уменьшения шума в салонах Ан-10, путем прикрепления на фюзеляж в зоне винтов своего рода стрингеры из Z-образного профиля высотой 80 мм, а к ним - кольцо из дюралевого листа толщиной 2 мм и шириной 1,5 м (пояс Хрущева»). foto Во время испытаний ощутимого снижения шума не произошло (несколько полетов проводил экипаж В.В. Кирюхина из Украинского управления ГВФ). 20 октября 1963 года зарегистрирован, как СССР-11169. foto foto 22 ноября 1963 года передан в Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Восточно-Сибирское УГА), 1-й Иркутский ОАО, 134 ЛО. Во время эксплуатации переоборудован в вариант на 100 пассажирских мест. 12 октября 1969 года при посадки в а/п Мирный из-за неудовлетворительного состояния ВПП выкатился за пределы полосы и столкнулся с траншеей для прокладки кабеля. foto подробнее Самолет получил повреждения и был списан 22 декабря 1969 года по причине летного происшествия. Позже фюзеляж самолета был приспособлен под подсобное помещение в а/п Мирный, где и находится в настоящее время. foto foto foto location
ГЕРМАНИЯ
Виттшток. Ан-10ВКП СССР-11854 (0401904) Эксплуатантом являлись ВВС СССР, 113 ОСАЭ, Шперенберг. Изначально был транспортно-санитарной модификацией Ан-10АС, позже был переделан в Ан-10ВКП. Зарегистрирован, как СССР-11854. foto foto foto foto foto foto foto После вывода из эксплуатации во второй половине 70х планировался к установке как авиапамятник в Вюнсдорфе, где базировалось командование ГСВГ и 16 ВА. Не был установлен. Был на хранении на а/д Шперенберг. foto В 80е годы перевезен на бомбодром, возле Виттштока, где использовался как мишень для советской авиации. Остатки самолета находились до 1993 года, после чего были утилизированы.
ЛАТВИЯ
Рига, РКИИГА. Ан-10 СССР-11136 (8400303) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО, 86 ЛО, а/п Жуляны. Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 30 декабря 1958 года. Зарегистрирован 16 января 1959 года, как СССР-11136. 10 августа 1959 года передан в Ульяновскую ШВЛП. Позже передан в качестве учебного пособия в Рижский Институт Инженеров Гражданского Воздушного Флота (РИИГВФ) (с 15 сентября 1965 года РКИИГА). foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Списан 25 марта 1961 года, как экспонат. Утилизирован.
Рига, РЛТУГА. Ан-10 СССР-11171 (9401503) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО, 86 ЛО, а/п Жуляны. Отличался изменённой конструкцией крыла, увеличенным на 1м размахом центроплана, что привело к снижению шума в салоне. Имел салон на 65 пассажирских мест. Поступил 3 сентября 1959 года. Зарегистрирован 3 октября 1959 года, как СССР-11171. foto foto Эксплуатировался в варианте с повышенной комфортностью. В полете устраивались киносеансы. 12 июля 1960 года передан в Украинское территориальное управление ГВФ, Бориспольский ОАО, 208 ЛО. 14 апреля 1962 года передан в Белорусское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Белорусское УГА), Минский ОАО, 104 ЛО, а/п Минск. В 1966 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Саша-Сашенька". foto Во время эксплуатации переоборудован в вариант на 112 пассажирских мест. Списан 27 августа 1973 года по неудовлетворительному техсостоянию. После списания передан в Рижское Летно-Техническое Училище Гражданской Авиации (РЛТУГА), как учебное пособие. Находился на учебном аэродроме РЛТУГА и РКИИГА Спилве. foto foto foto foto foto Пассажирская кабина использовалась как учебный класс. В 1980е года планировался к передаче в Клуб Юных Летчиков (КЮЛ) в Риге, но из-за планов музея истории гражданской авиации передан не был. В конце 1980х был должен был быть передан в музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск. Должен был быть доставлен в Ульяновск на барже. С распадом СССР этим планом сбыться не удалось. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Утилизирован осенью 1994 года.
УКРАИНА
Днепропетровская область, Кривой Рог. Ан-10 СССР-11168 (9401403) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Украинское УГА), Харьковский ОАО, 87 ЛО, а/п Основа. Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 4 августа 1959 года. Зарегистрирован 25 августа 1959 года, как СССР-11168. 3 июня 1961 года передан, как учебное пособие в Криворожское АТУ ГВФ (с 1964 КрАТУГА, ныне КРАУСС). 27 апреля 1962 года списан, как экспонат. В 1977 году установлен, как авиапамятник в г. Кривой Рог в парке им Гагарина. foto foto foto foto foto foto location Использовался как детский кинотеатр "Орленок". Утилизирован во второй половине 80х годов.
Киев. Ан-10 СССР-11139 (8400403) Эксплуатантом являлся Киевский институт ГВФ (с 1965 года КИИГА). Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 17 января 1959 года. Зарегистрирован 3 февраля 1959 года, как СССР-11139. foto Был передан в качестве учебного пособия. Списан 25 марта 1961 года, как экспонат. Находился на учебном аэродроме КИИГА в Жулянах. foto foto foto Весной 1979 года установлен, как авиапамятник в Киеве, на Севастопольской площади. foto foto foto foto location Использовался, как детский кинотеатр "Орленок". foto К концу 80х находился в ужасном состоянии. В ноябре 1993 года сожжен. Весной 1994 года демонтирован и перевезен в Жуляны, где и был утилизирован.
Кроме перечисленных учебных пособий и других пенсионеров Ан-10 до 90х годов дожило и несколько фюзеляжей самолета, которые не были утилизированы после списания и были отданы на растерзание окружающей среды и местному населению. Несмотря на то, что данные самолеты не имели "вторую жизнь" на земле после вывода из эксплуатации, администрация проекта "Сайт Авиационной Истории" решило перечислить отдельно эти самолеты в этом разделе:
Тула. Ан-10ВзПУ СССР-11947 Эксплуатантом являлись ВВС СССР, 374 втап. Базировался в Туле на а/д Клоково. Зарегистрирован, как СССР-11947. В 1970 году по инициативе командующего ВДВ генерала армии В. Ф. Маргелова переоборудован из Ан-10ТС в воздушный командный пункт. Переоборудован на КМЗ (Киевский машиностроительный завод) по чертежам НТК ВДВ. Последний полет совершил 25 марта 1980 года. Снят с эксплуатации весной 1980 года. В разрушенном виде долгое время находился в конце ВПП а/д Клоково. foto foto foto Утилизирован в конце 90х годов.
Улан-Удэ, а/д Восточный. Ан-10 СССР-11164 (9401302) Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ, Киевский ОАО, 86 ЛО, а/п Жуляны. Имел салон на 85 пассажирских мест. Поступил 1 августа 1959 года. Зарегистрирован 25 августа 1959 года, как СССР-11164. 12 июля 1960 года передан в Украинское территориальное управление ГВФ, Бориспольский ОАО, 208 ЛО. 13 февраля 1962 года передан в Приволжское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Украинское УГА), 1-й Куйбышевский ОАО, 173 ЛО, а/п Курумоч. foto Во время эксплуатации переоборудован в вариант на 100 пассажирских мест. 27 августа 1973 года передан МАП, на авиазавод №99 в Улан-Удэ. После снятия с эксплуатации, фюзеляж самолета в разрушенном виде долгое время находился в Улан-Удэ на а/д Восточный. Утилизирован в конце 90х.
Хабаровский край, Гаровка. Ан-10ВКП СССР-72605 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Зарегистрирован, как СССР-72605. После снятия с эксплуатации фюзеляж самолета в разрушенном виде долгое время находился на а/д Гаровка-2 foto foto Регистрационный номер не подтвержден, возможно также СССР-72835. Вероятнее всего Ан-10Б з/н 0402002
Источники:
1. справочник Soviet Transports - Antonov 10
3. Вячеслав Заярин, Андрей Совенко. "Народный лайнер Антонова", Авиация и Время №2 2007 г.
4. Николай Якубович. Крылатая "Украина", Крылья Родины №10 1996 г.
5. Архив Олега Черникова