Среда, 20.09.2017, 08:56





















ЗИГ-1 (ПС-89) - пассажирский 14-местный самолет с двумя двигателями М-17, цельнометаллической конструкции (кроме обтяжки рулей и элеронов), с неубираемым шасси в обтекателях. подробнее чертеж

2 прототипа ЗИГ-1 произведенных на авиаремонтном заводе №89 в Москве в 1935-1936 годах.

1 ЗИГ-1 foto Эксплуатантом являлся НКАП (завод №89 (ремонтный завод им. Гольцмана)). Произведен в 1935 году. Первый прототип. Первый полет совершил весной 1935 года. В 1935 проходил успешно заводские испытания. 27 ноября 1935 года потерепел катастрофу. (При планировании на посадку на высоте 50 м сломалось горизонтальное оперение. Самолет упал носом вниз. В катастрофе погиб главный конструктор самолёта А.В. Кулев, экипаж из четырёх человек во главе с командиром Н.В. Аблязовским и начальник цеха А.Н. Сперанский. Комиссия признала причиной крушения тряску, возникавшую из-за срыва потока в месте сопряжения центроплана с фюзеляжем. Кроме того, были обнаружены производственные дефекты в клёпке узлов стабилизатора).

892 СССР-Л2139 ЗИГ-1 foto Эксплуатантом являлся НКАП (завод №89 (ремонтный завод им. Гольцмана)). Второй прототип. На киле была видна буква "Э". Произведен в июле 1936 года. Производство начато в марте 1936 года. В октябре 1936 года закончил проходить заводские испытания. Зарегистрирован как СССР-Л2139 19 февраля 1937 года. Передан в НИИ ГВФ. Проходил государственные испытания с 17 февраля по 13 марта 1937 года. Закончил проходить государственные испытания в сентябре 1937 года. Позже передан в Аэрофлот. foto 19 октября 1937 года зарегистрирован как URSS-M128. Планировали на линию Москва-Прага. Подтверждения об эксплуатации на этой линии нет. В конце 1937 года готовился для участия в поисках С. Леваневского. В 1938 году перерегистрирован как СССР-Л2139. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. Эксплуатировался на линиях Аэрофлота до лета 1941 года. Передан в 1 экскадрилью МАГОН ГВФ в июле 1941 года. В 1942 году находился в эксплуатации.

6 самолетов ЗИГ-1 (ПС-89) построенных на авиаремонтном заводе №89 в Москве в 1937-1938 годах.

893 URSS-M130 ПС-89 foto Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1937 году. Зарегистрирован 21 июля 1937 года, как URSS-M130. Планировали на линию Москва-Прага. Подтверждения об эксплуатации на этой линии нет. 20 октября 1937 года зарегистрирован как СССР-Л2140. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. В начале 1939 года проходил ремонт. С 28 марта по 6 апреля 1939 года проходил специальные испытания. 28 мая 1940 года замечен вместе с ЗИГ-1 СССР-Л2142 в Центральном аэропрту в Москве при недоразумении связанным с ошибочной посадкой на рейс (Дежурный по аэропорту не разглядев регистрационные номера, объявил посадку на другой рейс). Использовался как эвакуационный транспорт в "Зимней войне" против Финляндии в 1939-1940 годах. Эксплуатировался на линиях Аэрофлота до лета 1941 года. Списан в 1941 году.

894 СССР-Л2141 ПС-89 foto Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1938 году. Зарегистрирован 15 февраля 1938 года. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. В 1939 году снят в фильме "Мужество". foto Эксплуатировался на линиях Аэрофлота до лета 1941 года. Списан в 1941 году.

895 СССР-Л2142 ПС-89 foto Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1938 году. Зарегистрирован 8 мая 1938 года. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. 28 мая 1940 года замечен вместе с ЗИГ-1 СССР-Л2140 в Центральном аэропрту в Москве при недоразумении связанным с ошибочной посадкой на рейс (Дежурный по аэропорту не разглядев регистрационные номера, объявил посадку на другой рейс). Использовался как эвакуационный транспорт в "Зимней войне" против Финляндии в 1939-1940 годах. Передан в 1 экскадрилью МАГОН ГВФ в июле 1941 года. В 1942 году находился в эксплуатации.

896 СССР-Л2143 ПС-89 Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1938 году. Зарегистрирован 4 июня 1938 года. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. Использовался как эвакуационный транспорт в "Зимней войне" против Финляндии в 1939-1940 годах. Эксплуатировался на линиях Аэрофлота до лета 1941 года. Передан в 1 экскадрилью МАГОН ГВФ в июле 1941 года. В 1942 году находился в эксплуатации.

897 СССР-Л2144 ПС-89 video Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1938 году. Зарегистрирован 15 авгутса 1938 года. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. Осуществлял летом 1938 года перелет по столицам одиннадцати союзных республик для проверки готовности аэропортов, самолетных парков и управлений ГВФ к осенне-зимней навигации (экипаж: С. Фоканов, С. Андреев, М. Казеннов). Перелет начат 29 сентября 1938 года из Москвы. Маршрут перелета проходил через Минск, Киев, Ереван, Тбилиси, Баку, Ашхабад, Сталинабад, Алма-Ату, Фрунзе, Ташкент. Перелет закончился 11 октября 1938 года в Москве. Было покрыто растояние в 10750 км за 44 часа 40 минут летного времени. Позже разбился (подробности неизвестны). Списан 12 января 1939 года.

898 СССР-Л2146 ПС-89 foto Эксплуатантом являлся Аэрофлот Московское управление. Произведен в 1938 году. Зарегистрирован 23 ноября 1938 года. С 1938 года вышел на линии Аэрофлота. Эксплуатировался на воздушной линии Москва - Симферополь. Совершал рейсы в Свердловск, Харьков, Киев, Симферополь, Орел и Астрахань. Использовался как эвакуационный транспорт в "Зимней войне" против Финляндии в 1939-1940 годах. Эксплуатировался на линиях Аэрофлота до лета 1941 года. Документальная кинохроника полета самолета вошла в сериал Мастер и Маргарита. Списан 31 марта 1940 года.

Об использовании ЗИГ-1 (ПС-89) в ходе войны информации нет, но учитывая острую потребность в самолётах можно предположить, что несколько из них всё же были востребованы ВВС. На 1.01.1940 - 6 самолетов (4 исправных), 1 летом списан после аварии, на 1.12.40 5 шт.(4 исправных), на 1.01.43 - 3 самолета, все списаны до конца войны. 


Источники:
1. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland)
2. Сайт авиационная энциклопедия «Уголок Неба» ЗИГ-1
3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
4. Сайт Авиалайнеры всех времен и народов AIR-DIR ЗИГ-1/ПС-89
5. М-Хобби №2-2008 М. Маслов - Лайнер тридцатых годов.
6. И. Суд - Всегда был первым (газета Воздушный транспорт за 5 февраля 1985 года).

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES