Ту-134 - советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов. Выпускался серийно с 1965 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. подробнее А Б УБЛ Ш чертеж
РОССИЯ
Архангельск, а/п Талаги, Народный музей авиации Севера. Ту-134А RA-65066 (49898) Эксплуатантом являлось Архангельское УГА, 1-й Архангельский ОАО, 312 ЛО, а/п Талаги. Поступил 8 июля 1977 года. Зарегистрирован 1 августа 1977 года, как СССР-65066. В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-64066. С 1 января 1993 года эксплуатировался Архангельским авиаконцерном. 22 февраля 1994 года передан в а/к "Архангельские воздушные линии - АВЛ". 4 июня 2003 года отдан в лизинг а/к "UTair". foto 22 апреля 2005 года возвращен а/к "Аэрофлот-Норд" (до 1 ноября 2004 года а/к "АВЛ"). foto С мая 2007 года на хранении в Архангельске в а/п Талаги. Налет СНЭ 44695 часов, совершил 27794 посадок; налет ППР 7995 часов, совершил 4259 полетов. Списан 1 октября 2009 года. В 2008 году сохранен как экспонат для Народного музея авиации Севера в Архангельске в а/п Талаги. foto foto location
Вламирировская область, г. Муром. Ту-134А-3 СССР-65727 (1351307) Эксплуатантом являлось Азербайджанское УГА, Бакинский ОАО, 339 ЛО, а/п Бина. foto Произведен 31 июля 1971 года. Зарегистрирован 24 августа 1971 года, как СССР-65727. Поступил 1 октября 1971 года. 15 июня 1982 года передан в Молдавское УГА, Кишиневский ОАО, 269 ЛО. Конвертирован в Ту-134А-3. 28 августа 1987 года в Ереване произвел прерванный взлет по причине самопроизвольного открытия форточки второго пилота. Списан 25 декабря 1987 года по отработке назначенного ресурса. После списания установлен, как авиапамятник в городском парке г. Муром. foto foto foto foto foto Самолёт городу подарил Ростислав Апполонович Беляков, дважды герой социалистического труда, генеральный конструктор МАПО МиГ. Использовался, как кафе. В 90е годы сожжен. В 2002 году было принято решение о передачи самолета в безвозмездное пользование предпринимателю Спирину (рядом с самолетом планировалась установка пивного кафе). Позже данное решение было отменено и самолет передан в "Агро-С" Солдатову С. Г. В 2003 году перевезен на аэродром Муром - Северный, где был на хранении с отстыкованными консолями, килем и стабилизатором. foto location В свое время самолет планировали восстановить и устроить внутри учебный класс. Утилизирован.
Воронеж, а/п Чертовицкое. Ту-134АК RA-65880 (35200) Эксплуатантом являлся 235 ОАО, а/п Внуково. Произведен 20 августа 1975 года. Поступил 29 августа 1975 года. Зарегистрирован 2 октября 1975 года, как СССР-65880. 26 мая 1978 года передан в УГАЦ, Воронежский ОАО, 243 ЛО, а/п Чертовицкое. В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-65880. 1 августа 1994 года передан в а/к "ВоронежАвиа". foto 11 февраля 2000 года отдан в лизинг в а/к "Сириус Аэро". foto foto В августе 2004 года возвращен в а/к "ВоронежАвиа". Снят с эксплуатации в 2004 году. Списан 19 марта 2009 года. Налет СНЭ 35409 часов, совершил 19576 посадок; налет ППР 6940 часов, совершил 2801 посадок. 6 мая 2005 года установлен, как авиапамятник в Воронеже в а/п Чертовицкое. foto foto location
Ингушетия республика, Орджоникидзевская, а/п Магас. Ту-134А-3 RA-65855 (23252) Эксплуатантом являлось Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО, 231 ЛО, а/п Гумрак. Произведен 10 января 1975 года. Зарегистрирован 27 февраля 1975 года, как СССР-65855. 16 февраля 1989 года (по другим данным в январе 1990 года) передан в МАП, ЭМЗ им Мясищева. В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-65855. 31 августа 1993 года передан в а/к "AIS Skytriumph (Airtransport School)", ШВТ - школа воздушного транспорта. В 1994 году отдан в лизинг в а/к "Стигл". 24 октября 1995 года поврежден огнестрельным оружием при антитеррористической операции в а/п Магас (Слепцовск). С октября 1995 года на хранении в а/п Магас (Слепцовск). Списан 17 апреля 1998 года. Снят с реестра 1 января 2001 года по причине обстрела. Установлен как памятник в а/п Магас. foto location Демонтирован в 2012 году.
Москва. Ту-124А СССР-45075 (0000) Эксплуатантом являлось ГКАТ (с 2 марта 1965 года МАП), ОКБ Туполева. foto foto foto foto foto foto Первый полет совершил 29 июля 1963 года (КВС ГСС А. Д. Калина, второй пилот Е. А. Горюнов). Имел два двигателя Д-20П-125. До 6 ноября 1964 года проходил заводские испытания. Участвовал в эксплуатационных испытаниях. Также использовался в различных испытательных программах. Во время испытания совершил 225 полетов, налетом 274 часа. С октября 1967 года по сентябрь 1977 года был установлен, как экспонат на ВДНХ в Москве. foto foto foto foto foto foto foto foto foto location Запечатлен на кадрах в одной из сцен фильма "Большая перемена". foto foto В 1972 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Петька в Космосе". foto В 1977 году установлен как авиапамятник в Москве в Новогиреево во дворе ПТУ №164 (Напольный проезд, д.9). foto foto foto foto foto location Разбит вандалами и детьми. Салон сожжен. 11 апреля 2013 года демонтирован и утилизирован. video
Москва, Ходынка, ТРЦ "АвиаПарк". Ту-134Б-3 RA-65694 (63235) Эксплуатантом являлось Латвийское УГА, Рижский ОАО, 280 ЛО, а/п Скулте. Произведен 31 марта 1980 года. Поставлен 24 мая 1980 года. Зарегистрирован 9 июня 1980 года, как СССР-65694. foto В 1992 году передан в а/к "Latavio". Зарегистрирован 21 декабря 1992 года, как YL-LBD. В сентябре 1994 года выведен из эксплуатации. Был на хранении в Риге, а/п Скулте. foto foto В 1998 году передан в Казахстан. Зарегистрирован, как UN-65694. С весны 1998 года по 2000 года был в лизинге в а/к "Bristow Helicopters". 21 мая 2000 года прошел четвертый капитальный ремонт на АРЗ-407 ГА в Минске. В 2001 году передан в Россию. Зарегистрирован, как RA-65694. 21 марта 2001 года отдан в лизинг от ОАО "Торгинвест" в а/к "Аэрофлот - Российский Авиалинии". foto foto 20 июля 2007 года отдан в лизинг от ЗАО "Лизинг-Моторс" в а/к "Сибавиатранс" (AirUnion). foto foto 14 января 2009 года выведен из эксплуатации. Был на хранении в а/п Домодедово. foto foto На 1 января 2008 года налет СНЭ 25739 часов, совершил 15305 посадок; налет ППР 1610 часов, совершил 813 посадок. Списан после августа 2010 года. В декабре 2014 года перевезен трейлерами на Ходынку foto , где был установлен, как авиапамятник, вблизи нового микрорайона у ТРЦ "АвиаПарк". foto foto foto location
Московская область, Кубинка, парк "Патриот" Ту-134УБЛ "48 синий" (64830) Эксплуатантом являлись ВВС СССР, ДА, 43 ЦБП ПЛС, а/б Дягилево. Произведен в 1983 году. Имел бортовой номер "48 красный". foto В 1992 году передан в ВВС России. В 2000е года получил бортовой номер "48 синий". В 2009 году списан. Был на хранении на аэродроме Кубинка. В 2015 году передан, как музейный экспонат в парк "Патриот". foto foto foto foto location
Московская область, Жуковский, Музей авиации при Пантелеймоновском храме. Ту-134А-3 RA-65783 (62708) Эксплуатантом являлось ЦУМВС, Шереметьевский ОАО, 207 ЛО. Произведен 20 декабря 1979 года. Поступил 29 декабря 1979 года. Зарегистрирован 14 января 1980 года, как СССР-65783. foto foto foto foto foto foto Имел титлы "Official Olympic Carrier". foto В 1992 году передан в а/к "Аэрофлот - Российские Авиалинии". В 1992 году зарегистрирован, как RA-65783. foto foto foto foto foto foto foto В декабре 2007 года выведен из эксплуатации а/к "Аэрофлот - Российские Авиалинии". 14 апреля 2008 года выставлен на продажу. 16 мая 2008 года продан. На 1 июля 2008 года налет СНЭ 46565 часов, совершил 23251 посадок; налет ППР 9269 часов, совершил 4785 посадок. 12 декабря 2008 года переведён в реестр экспериментальной авиации. foto Летал в интересах КБ Туполева или КБ Сухого. С 2010 года не эксплуатировался, был на хранении в ЛИИ им. Громова в Жуковском. foto foto Утилизирован в 2011 году. Часть пилотской кабины была выставлена в музее авиации при Пантелеймоновском храме г. Жуковский. foto foto
Мурманск. Ту-134 СССР-65634 (9350908) Эксплуатантом являлось Северное УГА (с 8 февраля 1971 года Ленинградское УГА), 1-й Ленинградский ОАО, 344 ЛО, а/п Пулково. Поступил 12 ноября 1969 года. Зарегистрирован 19 ноября 1969 года, как СССР-65634. foto foto В 1975 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Шаг на встречу". foto Списан 18 октября 1983 года по отработке назначенного ресурса. Последний полет совершил 22 августа 1985 года в Мурманск. В августе 1985 года установлен, как авиапамятник, в Мурманске в а/п Мурмаши. foto foto foto foto location Утилизирован в 1997-1998 годах.
Нижний Новгород, Музей а/п Стригино. Ту-134А-3 RA-65829 (12087) Эксплуатантом являлось Приволжское УГА, Уфимский ОАО, 282 ЛО. Произведен 30 июня 1974 года. Поступил 2 июля 1974 года. Зарегистрирован 16 августа 1974 года, как СССР-65829. В середине 80х годов передан в Приволжское УГА, Горьковский ОАО, 220 ЛО, а/п Стригино. В 1992/93 годах перерегистрирован, как RA-65829. 25 ноября 1993 года передан а/к "Нижегородские авиалинии". foto Списан 20 ноября 2000 года по отработке назначенного срока службы. С 2000 года разбирался на запчасти. Утилизирован. Приборная панель установлена в музее а/п Стригино в Нижнем Новгороде. foto Левая ОЧК от самолета установлена в Нижегородской области в с. Большое Болдино на мемориальном комплексе военным летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны на территории Большеболдинского района, экипажам самолетов ДБ-3А (05. 09. 1941 года) и СБ (30. 12. 1941 года). foto
Нижегородская область, с. Большое Болдино. Ту-134А-3 RA-65829 (12087) Эксплуатантом являлось Приволжское УГА, Уфимский ОАО, 282 ЛО. Произведен 30 июня 1974 года. Поступил 2 июля 1974 года. Зарегистрирован 16 августа 1974 года, как СССР-65829. В середине 80х годов передан в Приволжское УГА, Горьковский ОАО, 220 ЛО, а/п Стригино. В 1992/93 годах перерегистрирован, как RA-65829. 25 ноября 1993 года передан а/к "Нижегородские авиалинии". foto Списан 20 ноября 2000 года по отработке назначенного срока службы. С 2000 года разбирался на запчасти. Утилизирован. Приборная панель установлена в музее а/п Стригино в Нижнем Новгороде. foto Левая ОЧК от самолета установлена в Нижегородской области в с. Большое Болдино на мемориальном комплексе военным летчикам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны на территории Большеболдинского района, экипажам самолетов ДБ-3А (05. 09. 1941 года) и СБ (30. 12. 1941 года). foto
Омск. Музей аэропорта Омск. Ту-134 СССР-65922 (9350805) Эксплуатантом являлась а/к "LOT". Произведен в мае 1969 года. Зарегистрирован 26 мая 1969 года, как SP-LGD. Имел имя собственное "Ludwik Zamenhoff". foto foto foto foto Списан 29 июля 1982 года. Возвращен в СССР. Поступил в МАП, Омское моторостроительное ПО. Зарегистрирован 3 марта 1983 года, как СССР-65922. После вывода из эксплуатации был поставлен на хранение на аэродроме Омск, Центральный, как возможный экспонат в планируемый музей аэропорта Омск. foto Утилизирован в середине 1990х годов.
Оренбургская область, п. Саракташ, Свято-Троицкая обитель. Ту-134А RA-65054 (49840) Эксплуатантом являлось Белорусское УГА, Калининградский ОАО, 380 ЛО. Произведен 28 февраля 1977 года. Поступил 24 марта 1977 года. Зарегистрирован 11 апреля 1977 года, как СССР-65054. foto foto 21 января 1993 года передан в а/к "Калининград Авиа". foto В 1993 году перерегистрирован, как RA-65054. foto foto foto foto 22 июля 2005 года прошел последний 6 капитальный ремонт на АРЗ-407. 11 октября 2005 года передан в а/к "ОренЭйр" (Оренбургские Авиалинии). foto foto foto В 2007 году в а/п Внуково получил повреждения фюзеляжа из-за столкновения с аэродромным тягачем. Восстановлен. На 1 января 2010 года налет СНЭ 38657 часов, совершил 23249 посадок; налет ППР 3926 часов, совершил 1776 посадок. В 2012 году снят с эксплуатации, был на хранении в а/п Оренбург. В начале ноября 2013 года установлен, как авиапамятник на территории Свято-Троицкой обители в п. Саракташ, Оренбургской области. foto foto foto foto
Приморский край, Арсеньев. Ту-134 СССР-65923 (9350804) Эксплуатантом являлась а/к "LOT". Произведен в апреле 1969 года. Зарегистрирован 29 апреля 1969 года, как SP-LGC. foto foto foto foto Имел имя собственное "Maria Sklodowska-Curie". Списан 29 июля 1982 года. Возвращен в СССР. Зарегистрирован 27 июля 1983 года, как СССР-65923. Передан в Арсеньевское АПО (ныне ОАО ААК "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина). Списан. Был на хранении на территории ОАО ААК "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина. location В 2003 году передан в экспозицию Дальневосточного музея авиации в г. Арсеньев. foto foto location
Саратов, музей Боевой Славы. Ту-134УБЛ "34 красный" (64182) Эксплуатантом являлись ВВС СССР, 22 тбад, в/ч 42152, Саратовская область, г. Энгельс. Произведен 2 сентября 1981 года. Изначально имел бортовой номер "25 синий". Полный заводской номер - 03564182. Позже присвоен бортовой номер "34 красный" В 1992 году передан ВВС России. В 2003 году установлен, как авиапамятник в Музее Боевой Славы в г. Саратов. foto foto location
Саратовская область, г. Энгельс, Музей Дальней Авиации. Ту-134УБЛ "45 красный" (64700) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен 21 октября 1982 года. В 1992 году передан в ВВС России. Эксплуатировался в 22 тбад, в/ч 42152, Саратовская область, г. Энгельс. В 2003 году установлен, как экспонат, в основной экспозиции музея Дальней Авиации в г. Энгельс. location foto foto foto
Саратовская область, г. Энгельс, Музей Дальней Авиации. Ту-134Ш "76 синий" (3350302) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен в 1973 году. В 1992 году передан в ВВС России. В 2003 году установлен, как экспонат, в основной экспозиции музея Дальней Авиации в г. Энгельс. location foto foto foto
Тамбов, музей 3119 авиационной базы ДА ВВС. Ту-134УБЛ "30 красный" (03551127) Эксплуатантом являлись ВВС СССР, ДА, 652 УАП. Произведен 29 августа 1981 года. В 1992 году передан в ВВС России. С 2000 года эксплуатировался на 1449 аб, 388 УАЭ в Тамбове. В 2006 году установлен в музее 3119 авиационной базы ДА ВВС. В 2007 году выставлялся на продажу, но не был продан. В настоящее время является экспонатом музея 3119 а/б ДА ВВС, где и находится в основной экспозиции. location foto foto
Тамбов, музей 3119 авиационной базы ДА ВВС. Ту-134Ш-2 RA-19 (03551115) Эксплуатантом являлись ВВС СССР, Тамбовское ВВАУЛ. Произведен 19 декабря 1980 года. В 1992 году передан в ВВС России. Зарегистрирован, как RA-19. Имел стандартную цветовую схему "Аэрофлота" без титлов. foto В 2006 году перекрашен в полярную цветовую схему "Аэрофлота" с тилами на носу "75 лет ТВВАУЛ". Получил имя собственное "Марина Раскова". foto foto В 2009 году установлен, как экспонат, в основной экспозиции музея 3119 авиационной базы ДА ВВС в г. Тамбов. location foto
Тюмень. КТС Ту-134 В декабре 2012 года тренажер КТС Ту-134 был установлен в качестве памятника на детской площадки в г. Тюмень по адресу ул. Герцена д. 60 location video
Удмуртия, Ижевск. Ту-134А-3 RA-65002 (44020) Эксплуатантом являлось Латвийское УГА, Рижский ОАО, 280 ЛО, а/п Скулте. Произведен 26 декабря 1975 года. Поступил 30 декабря 1975 года. Зарегистрирован 23 января 1976 года, как СССР-65002. 12 декабря 1980 года передан в Уральское УГА, 1-й Пермский ОАО, 311 ЛО, а/п Большое Савино. Позже передан в Уральское УГА, Ижевский ОАО, 11 ЛО. В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-65002. 29 августа 1995 года передан в а/к "Ижавиа". С 2000 года на хранении в а/п Ижевск. Списан 14 января 2009 года. Налет СНЭ 39826 часов, совершил 22282 посадок; налет ППР 4857 часов, совершил 2484 посадок. 22 июня 2007 года установлен, как авиапамятник на АЗС "УдмуртНефтеПродукт" вблизи а/п Ижевск. foto foto location На самолете закрашена регистрация нанесены титлы АЗС "УдмуртНефтеПродукт". Зимой 2012 года на носу самолета с 2012 года нанесены титлы "Фролов К. В." foto , ныне не сохранились. foto foto Утилизирован 16 июля 2014 года. fotoalbum
Ульяновск. Ту-134 СССР-65618 (7350301) Эксплуатантом являлся 235 ОАО, а/п Внуково. foto Поступил 21 февраля 1968 года. Зарегистрирован 14 марта 1968 года, как СССР-65618. 17 января 1970 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 19 января 1971 года передан в Высшее Авиационное училище ГА (ВАУ), (с 1971 года Академия Гражданской Авиации (АГА)) в Ленинграде. 11 июля 1975 года передан в Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО, 336 ЛО, а/п Ростов-на-Дону. 9 октября 1975 года передан в Академию Гражданской Авиации (АГА) в Ленинграде. foto 21 июня 1983 года передан в Центр ГА СЭВ в Ульяновске. Списан в мае 1987 года по отработке назначенного ресурса. В 1987 году установлен, как авиапамятник, в г. Ульяновск в Заволжском районе в сквере на Фестивальном бульваре. foto foto foto location В 1990е годы на самолет был нанесен регистрационный номер RA-65618, государственный флаг Российской федерации и титлы "Авиастар". foto В 1997-1998 годах сожжен. Утилизирован в 1999 году.
Ульяновск, музей истории ГА. Ту-134А СССР-65648 (0351003) Эксплуатантом являлось Московское транспортное управление ГА, Внуковский ОАО. Поступил 7 мая 1970 года. Зарегистрирован 12 июля 1971 года, как СССР-65648. 11 февраля 1972 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 29 марта 1972 года передан в Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО, 259 ЛО, а/п Рощино. В 1974 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Верный друг Санчо". foto 14 декабря 1974 года передан в Ульяновскую ШВЛП (с 1983 года Центр ГА СЭВ). Списан 21 августа 1984 года по отработке назначенного ресурса. В 1984 году передан в Музей истории Гражданской Авиации в г. Ульяновск. Установлен в основной экспозиции. foto foto location В 2002 году утилизирован на территории музея. Музей в замену получил от УВАУ ГА Ту-134АК СССР-65748. Внимание!!! Самолет не участвовал в съемках фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".
Ульяновск, музей истории ГА. Ту-134АК СССР-65748 (2351610) Эксплуатантом являлся 235 ОАО, а/п Внуково. Поступил 26 сентября 1972 года. Зарегистрирован 20 ноября 1972 года, как СССР-65748. 4 июля 1975 года передан в Ульяновскую ШВЛП. Списан 22 октября 1987 года по отработке назначенного ресурса. Был на хранении на АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. foto 23 октября 1992 года собственником самолета стало УВАУГА (в связи с созданием на базе Центра ГА высшего авиационного училища). В 2002 году передан в музей истории гражданской авиации где был установлен в основной экспозиции вместо Ту-134А СССР-65648. foto fotoalbum location В самолете отсутствует салон. fotoalbum 1 октября 2010 года незначительно переставлен в основной экспозиции музея. foto foto Внимание!!! Самолет не участвовал в съемках фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".
Чебоксары. Школа Юных Авиаторов. Ту-134 СССР-65672 (9350701) Эксплуатантом являлась а/к "Авиогенекс". Произведен 6 января 1969 года. Поставлен в Югославию в январе 1969 года. Зарегистрирован, как YU-AHH. Имел имя собственное "Beograd". foto foto foto foto foto В апреде 1971 года возвращен в СССР. 14 мая 1971 года поступил в Молдавское УГА, Кишинёвский ОАО, 269 ЛО. 15 августа 1971 года передан в Приволжское УГА, Горьковский ОАО, 220 ЛО, а/п Стригино. 27 января 1972 года зарегистрирован, как СССР-65672. foto Списан 22 ноября 1982 года. После списания в 1982 году последний полет совершил в Чебоксары для Школы Юных Авиаторов. Использовался как наглядное агитационное пособие и учебный класс. Демонтирован и утилизирован в первой половине 90х годов.
Чеченская республика, Грозный. Ту-134 СССР-65631 (9350902) Эксплуатантом являлось ТУМВЛ (с 1971 года ЦУМВС), Шереметьевский ОАО, 207 ЛО. Поступил 14 августа 1969 года. Зарегистрирован 27 августа 1969 года, как СССР-65631. В 1970 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Судьба резидента". foto В 1970 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Песни моря". foto 10 августа 1973 года передан в Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО, 336 ЛО, а/п Ростов-на-Дону. Списан 17 апреля 1984 года по отработке назначенного ресурса. После списания был установлен в одном из парков г. Грозный. Перевезен на аэродром. Разбомблен 24 ноября 1994 года атакой штурмовиков Су-25 ВВС России во время Первой Чеченской войны. foto
Источники:
1. справочник Soviet Transports
3. сайт "Авиапамятники"