Вторник, 18.12.2018, 14:38




















Ту-154, история эксплуатации. Советский период

Автор © Олег Черников


Часть 5-я. Ту-154Б-2.

Лирическое отступление. Кто помнит времена конца 70-х – 80-х годов: билеты на самолеты были очень дешевыми, и от желающих слетать куда-нибудь отбоя не было. Особенно остро вставала проблема летом. В кассы – длиннющие очереди, люди приходят за билетами к 6 утра – за 2 часа до открытия. Билеты тогда продавались за 30 дней до вылета. Из Ставрополя в Москву летом ежедневно летали два Ту-154 ВПО и два наших Ан-24. Так вот, на внуковские рейсы билеты распродавались утром за три часа. В Сибири, на Дальнем Востоке и на направлениях в Сочи, Симферополь, Одессу, Минеральные Воды дела обстояли, бывало и хуже. Самолетов и пассажиро - мест тогда катастрофически не хватало. В рассматриваемом нами промежутке времени – 1977-1978 гг., Ил-86 еще только испытывался и самым вместительным самолетом на средне - магистральных линиях был Ту-154. Естественно и то, что его еще раз решили дополнить пассажирскими креслами. В новой модификации Ту-154 было предложено сделать легкосъемными переднюю перегородку второго салона и буфет – кухню, чтобы на этом пространстве можно было установить дополнительные ряды кресел. В такой компоновке самолет мог поднимать в воздух уже 180 пассажиров. Причем, чтобы переделать салон из 164 –х местного в 180-и местный, не требовалось гнать самолет на АРЗ, такая переделка осуществлялась силами собственных АТБ за 3-4 часа. Новый вариант получил название «конвертируемый», и даже были предложения (в 1977 году) назвать его Ту-154К, но поскольку ничем более количества сидений он от своего предшественника не отличался, то, в конце концов, получил название Ту-154Б-2. К слову, все Ту-154Б-2 с завода выпускались только 164-х местные, 180 мест им давали уже по месту работы. В 180-и местные варианты были переделаны все внуковские Ту-154Б-2, а также большинство машин Ростовского, Минераловодского, Пулковского, Курумоченского и Кольцовского авиапредприятий. Сто восьмидесяти местные машины встречались также в авиапредприятиях Тюмени, Новосибирска, Иркутска, Ташкента, Алма-Аты, Киева, Одессы, Еревана, Баку, Тбилиси, Фрунзе, Ашхабада, Хабаровска. Только 164-х местные Ту-154Б-2 работали в Рижском АП и ЦУМВС. В процессе эксплуатации, 180-и местный Ту-154Б-2 получил от пассажиров едкое прозвище «скотовоз», за чрезвычайно стеснительные условия полёта; однако в летние месяцы летали на нём с большим удовольствием, а пассажиры, приезжающие без билета в аэропорт «на подсадку» с глубоким облегчением вздыхали, когда на их рейс давали стовосьмидесяти – местную машину: шансы попасть на свободные 16 кресел существенно увеличивались.
В 1978 году было изготовлено 22 самолета Ту-154Б-2 №№ 85295-85316. Все, как один, они были направлены на работу в Аэрофлот в те подразделения, где дефицит свободных мест был наиболее острым.
Внуковское предприятие получило их в числе первых и в самом большом количестве: 7 штук. Это были СССР-85295, СССР-85296, СССР-85297, СССР-85299, СССР-85301, СССР-85302 и СССР-85304. Далее их направили в Ростов №№ 85305, 85306, 85308, Минеральные Воды №№ 85303, 85307, 85309; Пулково №№ 85298, 85300; Ташкент № 85311; Борисполь № 85316; Фрунзе №№ 85310, 85313; Душанбе № 85312.
Летом 1978 года впервые в истории советской гражданской авиации было принято решение поставить на ряд внутренних направлений самолеты с салонами первого класса. Для ближних рейсов были выбраны Ту-154Б, а для дальневосточных – Ил-62. Переоборудование салонов осуществили на двух Ил-62 ДПО: 86649 и 86459. Внешне эти самолеты можно было отличить от остальных по большой красной надписи «Дальневосточный» по верхнему борту фюзеляжа, эмблеме Олимпиады-80 со строкой «салон 1-го класса» рядом с ней. Однако, поскольку Ил-62М с салонами первого класса в большом количестве были в ЦУМВС, то в на чале 80-х годов именно они полетели на Дальний Восток, а две Домодедовские машины были переоборудованы в обычный вариант с в эконом-компоновке и передали в другие управления страны. С 1 августа 1978 года самолеты 235-го, правительственного, авиаотряда (в которых, по понятным причинам, первый класс тоже был) стали выполнять регулярные рейсы в курортные города СССР: №№ 987/988 Внуково – Сухуми, 1011/1012 Внуково – Сочи, 1213/1214 Внуково – Минеральные Воды и 1645/1646 Внуково – Симферополь. Первый класс на этих рейсах не был таким, как его принято было понимать за рубежом, но, тем не менее, он обладал рядом огромных достоинств по сравнению с общепринятыми компоновками: кресла в нем располагались не по три, а по два в ряд; увеличен шаг между креслами, пассажирам предлагалось легкое питание (на обычных рейсах питание полагалось только в полетах продолжительностью более четырех часов), а самое главное – стоимость билета в такой салон всего на 20 процентов превышала стоимость обычного билета. Нетрудно догадаться, что отбоя от желающих лететь первым классом не было никогда. «Первоклассные» рейсы просуществовали в СССР двенадцать лет и были отменены в 1990 году.
Стоит отметить также, что, начиная с 1978 года, самолеты Ту-154 и Ту-154А стали проходить планомерную реконструкцию в варианты Ту-154Б и Ту-154Б-1. 19 июня 1978 года сошел со стапелей первый такой Ту-154Б - СССР-85056. До конца года было переделано еще два самолета, в 1979 году – девять, в 1980 году – семь, в 1981 году – пятнадцать, в 1982 году – три, в 1984 году – два, в 1985 году – один и 10 декабря 1986 года машиной СССР-85091 процесс переделки Ту-154 завершился. Несколько не переделанных машин некоторое время ещё работали в подразделениях Министерства Обороны, МАП, МРП и МОМС. На пассажирских же линиях Ту-154 и Ту-154А не осталось.
Часть самолетов, переоборудованных в 1983-1986 гг. в грузовой вариант Ту-154С (о нем речь пойдет ниже) проходили одновременную модернизацию планера по типу Ту-154Б.

Начиная с 1979 года, завод выпускал только Ту-154Б-2. В 1979 году Аэрофлот получил машины №№ 85318, 85319, 85321-85324, 85327-85341, 85343-85388, которые попали в следующие подразделения: 235-й отряд № 85359; Ташкент №№ 85322, 85344, 85370; Кольцово №№ 85319, 85328, 85337, 85357; Баку № 85330; Минеральные Воды №№ 85329, 85340, 85371, 85373, 85382; Шереметьево №№ 85346, 85347, 85349, 85358, 85363 - 85367, 85377 – 85379; Пулково №№ 85331, 85334, 85372, 85381; Хабаровск №№ 85321, 85336, 85341; Красноярск №№ 85324, 85327, 85338, 85343, 85352, 85384, 85386; Ашхабад №№ 85345, 85349, 85383; Иркутск №№ 85323, 85332, 85339, 85348; Борисполь №№ 85350, 85362, 85368; Душанбе №№ 85333, 85385; Толмачево № 85351; Алма-Ата №№ 85355, 85387; Фрунзе № 85369. Машину № 85318 получил ГосНИИ ГА; № 85388 – Ульяновское ВЛУ ГА, а №№ 85335, 85353, 85360 и 85380 ушли в различные подразделения Министерства Обороны в основном для обслуживания высших чинов Советской Армии.
Отдельной строкой выделяется самолет с бортовым номером СССР- 85317 Поступивший на рубеже 1978-1979 гг. в ЛИИ он был впоследствии оснащен двигателями Д30КУ-154-II и явился первым прототипом нового самолета Ту-154М.
Передачи 1979 года.
235-й ОАО=>Уфа: 85275
235-й ОАО=>Хабаровск: 85176, 85216
Внуково=>Хабаровск: 85207
Куйбышев=>Иркутск: 85146
Ростов на Дону=>Алма-Ата: 85231
Ростов на Дону=>Новосибирск: 85273
Шереметьево=>Ашхабад: 85349
Шереметьево=>Куйбышев: 85347
Шереметьево=>Ленинград: 85346
Шереметьево=>Свердловск: 85219
Шереметьево=>Тбилиси: 85222
В 1979 году самолеты Ту-154 стали принимать аэропорты Певек (25 февраля), Кызыл (июнь), Ленинабад (29 декабря).

В 1980 году было построено рекордное количество самолетов Ту-154 - 73 самолета. Больше в таких количествах его не выпускали никогда.
Аэрофлот тогда получил Ту-154Б-2 с регистрационными номерами 85389-85407, 85409-85414, 85416-85419, 85421, 85423-85427, 85429-85446, 85448-85461. Новыми машинами укомплектовали авиапредприятия Фрунзе № 85391, 85444. Баку № 85405. Толмачево №№ 85389, 85392, 85402, 85421, 85461. Минеральных Вод №№ 85393, 85457. Ашхабада № 85394. Борисполя №№ 85395, 85407, 85424, 85460. Алма-Аты №№ 85418, 85431. Шереметьево №№ 85396 - 85400, 85409 – 85414. Ташкента №№ 85401, 85416, 85438, 85449. Душанбе №№ 85406, 85440. Красноярска №№ 85417, 85458. Кольцово №№ 85432, 85439, 85459. Внуково № 85419, 85433. Самолет с бортовым номером СССР-85419 мне особенно дорог, так как, именно на нем я первый раз в жизни прокатился на Ту-154. Это было 1 августа 1984, рейсом 1258 Ставрополь-Москва. Далее о поставках: Иркутск №№ 85429, 85453. Тбилиси № 85430. Ростов №№ 85425, 85437, 85454. Пулково №№ 85390, 85423, 85441, 85455. 235-го ОАО №№ 85435, 85436, 85456. В 1980 году самолеты Ту-154Б-2 стало эксплуатировать Тюменское УГА. Первый самолет Ту-154 № 85427 прилетел в Тюмень 1 июля 1980 года, а первых пассажиров повез 19 июля того же года по маршруту Тюмень-Москва. В 1980 году Тюменское УГА получило кроме 85427 новые машины №№ 85434, 85450, 85451. В 1980 году началась эксплуатация Ту-154 летчиками Читы (Иркутские машины) и Горького (Куйбышевские машины).
Передачи 1980 года:
235-й ОАО=>Ульяновское ВЛУ ГА: 85061
Внуково=>Ульяновское ВЛУ ГА: 85008, 85013, 85016
ГосНИИ ГА=>Внуково: 85318
Ростов на Дону=>Куйбышев: 85264
Фрунзе=>Хабаровск: 85206
Шереметьево=>Внуково: 85182
Шереметьево=>Душанбе: 85281
Шереметьево=> Ереван: 85105
Шереметьево=>Иркутск: 85285
Шереметьево=>Киев: 85118, 85179, 85218
Шереметьево=>Новосибирск: 85103, 85106
Шереметьево=>Свердловск: 85114
Шереметьево=>Ташкент: 85286
Шереметьево=>Хабаровск: 85157, 85164, 85178
В 1980 году Ту-154 стали принимать аэропорты Анадыря (с 5 января), Кировабада (с июня), Нукуса (12августа), Андижана (22 ноября), Бухары (22 ноября).

В 1981 году для Аэрофлота изготовлены Ту-154Б-2 №№ 85462-85472, 85475-85482, 85485-85487, 85489-85492, 85494-85500, 85502-85516, 85518. Эти самолеты попали в авиапредприятия Иркутска №№ 85462, 85503. Внуково № 85465, 85466, Душанбе №№ 85487, 85511. Курумоча №№ 85475, 85500. Борисполя №№ 85476, 85490, 85499, 85513. Хабаровска № 85477. Шереметьево №№ 85478, 85479, 85495-85498. Красноярска №№ 85468, 85480, 85489, 85505. Кольцово № 85508. 235-й ОАО №№ 85482, 85486. Толмачево №№ 85471, 85472, 85485, 85504. Тюмень №№ 85481, 85502. Ашхабад №№ 85492. Минеральные Воды № 85494, Ростов № 85469. Тбилиси № 85518. Ульяновское ВЛУ ГА № 85470. ГосНИИ ГА № 85512.
На службу в Советскую армию ушли машины №№ 85463, 85464, 85510.
В 1981 году новыми эксплуатантами Ту-154Б-2 стали авиапредприятия Челябинска (1 марта) машины №№ 85467, 85514. Магадана (27 ноября) № 85509. Риги (30 ноября) №№ 85515, 85516. Новым эксплуатантом Ту-154 в 1981 году стало и Одесское АП (с 9 января 1981) но получило исключительно старые машины. Первым в Одессе 9 января 1981 года появился Ту-154Б № 85179, ранее работавший в ЦУМВС, 2 июля 1981 в Одессу прибыли Ту-154А № 85117, 85118, Ту-154Б № 85137 из Борисполя.

В 1981 году Ту-154 стали принимать аэропорты: Ставрополя (1 июня), Караганды (1 января); Улан-Удэ (17 января), Нижневартовска (19 мая), Перми (июнь). Оренбурга (июнь), Чарджоу (15 июня), Надыма (10 ноября).
Передачи 1981 года:
235-й ОАО=>Свердловск: 85282
235-й ОАО=>Уфа: 85283
235-й ОАО=>Пермь: 85284
Борисполь=>Одесса: 85117, 85137, 85179
Внуково=>Ростов на Дону: 85295
Душанбе=>ГосНИИ ГА: 85333
Шереметьево=>Алма-Ата: 85221
Шереметьево=>Баку: 85367
Шереметьево=>Иркутск: 85217, 85358
Шереметьево=>Новосибирск: 85116
Шереметьево=>Ташкент: 85364
Шереметьево=>Хабаровск: 85220

1982 год был последним годом массового выпуска самолета Ту-154Б-2. В этом году Аэрофлот получил из Куйбышева машины №№ 85519-85540, 85542, 85544-85564. Распределение этих самолетов было в следующие авиапредприятия:
235-му ОАО: 85538, 85560.
Ашхабадскому АП, № 85532, 85549.
Бакинскому АП, №№ 85548.
Бориспольскому АП, №№ 85526, 85535.
Внуковскому ПО, № 85528.
Ереванскому АП, № 85536.
Красноярскому АП, № 85529.
Куйбышевскому АП, № 85547.
Магаданскому АП №№ 85520, 85540, 85557, 85562.
Рижскому АП, № 85524, 85539, 85546, 85556, 85558.
Ростовскому, № 85527.
Ташкентскому АП, №№ 85533.
Тюменскому АП, №№ 85522, 85550.
Уфимскому АП, № 85525.
ЦУМВС, №№ 85519, 85530, 85531, 85542, 85544, 85545, 85551-85553, 85564.
В ВВС поступили самолеты 85534, 85554, 85555, 85559, 85561 и 85563. Ту-154Б-2 СССР-85523 передали ОКБ Туполева.
В 1982 году новым эксплуатантом Ту-154 стало Карагандинское авиапредприятие, куда поступили свежие самолеты №№ 85521 и 85537.
В 1982 году Ту-154 стали принимать аэропорты Орджоникидзе (с 23 февраля), Винницы (с 6 июля) и Карши.
Передачи 1982 года:
235-й ОАО=>Одесса: 85132.
235-й ОАО=>Тбилиси: 85359.
ГосНИИ ГА=>Иркутск: 85512
Свердловск=>ГосНИИ ГА: 85119.
Шереметьево=>Алма-Ата: 85113, 85478.
Шереметьево=>Душанбе: 85378.
Шереметьево=>Ереван: 85479.
Шереметьево=>Караганда: 85396.
Шереметьево=>Ленинград: 85377, 85497.
Шереметьево=>Ростов на Дону: 85495.
Шереметьево=>Свердловск: 85374.
Шереметьево=>Тбилиси: 85496.
Шереметьево=>Тюмень: 85498.

В 1983 году для Аэрофлота изготовлены самолеты с регистрационными номерами 85565-85568, 85570-85572, 85574, 85575, 85577-85592. Их первоначальное распределение было следующим:
235-й ОАО №№ 85567, 85578.
Алма-Ата № 85589.
Ереван № 85566.
Куйбышев № 85585.
Магадан №№ 85584, 85588.
Пулково № 85590.
Ташкент № 85575.
Шереметьево №№ 85565, 85570, 85579, 85580, 85591, 85592.
Новыми эксплуатантами – счастливыми обладателями Ту-154Б-2 стало Якутское АП, получив новые машины № 85568, 85577 и Минское АП, №№ 85581-85583.
Остальные машины 1983 года попали в ВВС.

В 1983 году на базе самолета Ту-154 была разработана грузовая модификация, названная Ту-154С. Для этой цели были отобраны старые Ту-154 и Ту-154А 1971 – 1974 годов выпуска, снятые с пассажирской эксплуатации. Первым таким самолетом стал Ту-154А СССР-85081, переоборудованный 1 февраля 1983 года. Он поступил на работу в ЦУМВС для обслуживания зарубежных грузовых линий. 3 марта 1983 года был выпущен второй Ту-154С - СССР-85067. От постройки он также был передан в Шереметьево.

В 1983 году Ту-154 стали принимать аэропорты Гурьева (с 01 июля) и Шевченко (с 01 июля).

Передачи 1983 года:
235-й ОАО=>Рига: 85133, 85456
235-й ОАО=>Ростов: 85435
235-й ОАО=>Тюмень: 85255
Алма-Ата=>Шереметьево: 85067
Иркутск=>Якутск: 85348
Киев=>Одесса: 85068
Минеральные Воды=>Ростов на Дону: 85309
Новосибирск=>Тюмень: 85314
Новосибирск=>Шереметьево: 85081
Свердловск=>Пермь: 85212.
Шереметьево=>Киев: 85379, 85399.
Шереметьево=>Свердловск: 85375.
Шереметьево=>Иркутск: 85413.
Шереметьево=>Красноярск: 85519.

1984 год стал предпоследним для серийного выпуска Ту-154Б-2. В этом году для Советского Союза построено всего 7 самолетов этого типа, их номера: 85593-85598, 85600.
Машины этого года попали в следующие АП:
235-й ОАО № 85600.
Магадан № 85596.
Минск №№ 85593, 85598.
Курумоч № 85595.
Якутск № 85597.
СССР-85594 ушла на службу в ВВС.
В 1984 году пять Ту-154Б были переоборудованы в Ту-154С: 85019 – 11 мая 1984, 85037 – 20 июля 1984, 85060 – 30 марта 1984, 85063 - 30 марта 1984, 85084 – 27 сентября 1984. Новые места их работы смотри в разделе «Передачи 1984 года».

В 1984 году самолеты Ту-154 стали принимать аэропорты Краснодара (с 1января), Благовещенска и Орджоникидзе.

Передачи 1984 года. Обратите внимание, что многие передачи носили чисто обменный характер. Видимо, это связано с разницей между ресурсами по налету и ресурсами по посадкам, либо вследствие унификации парка по технологическим или конструкционным характеристикам.
235-й ОАО=>Якутск: 85486
Алма-Ата=>Баку: 85138
Баку=>Красноярск: 85134
Баку=>Ереван: 85162
Баку=>Ленинград: 85293
Баку=>Минеральные Воды: 85329
Баку=>Ташкент: 85367
Баку=>Тбилиси: 85198
ГосНИИ ГА=>Минеральные Воды: 85457
Душанбе=>Тюмень: 85378
Ереван=>Баку: 85158
Иркутск=>Хабаровск: 85037
Иркутск=>Шереметьево: 85063
Киев=>Внуково: 85084
Киев=>Одесса: 85152
Куйбышев=>Хабаровск: 85019
Куйбышев=>Тбилиси: 85547
Ленинград=>Ереван: 85274
Минеральные Воды=> Баку: 85330
Новосибирск=>Хабаровск: 85062
Новосибирск=>Внуково: 85071
Рига=>Горький: 85456
Ташкент=>Баку: 85364
Тбилиси=>Баку: 85199
Тбилиси=>Куйбышев: 85150
Фрунзе=>Баку: 85391
Шереметьево=>Ереван: 85279

В 1985 году изготовлено четыре последних Ту-154Б-2, получившие регистрацию СССР-85602 - СССР-85605. Эти самолеты изготовлены специально для обслуживания высших государственных и военных чинов СССР и поступили в 235-й ОАО (85602-85604) и 223-й Летный Отряд Министерства Обороны СССР. А Ту-154Б-2 уступил место на конвейере в Куйбышеве более современной машине.

1 июля 1985 года Ту-154 стало эксплуатировать Новокузнецкое, а 19 октября 1985 года - Казанское авиапредприятия. А прием 154-к начал осуществляться в аэропортах Львова, Запорожья и Волгограда.
Передачи 1985 года:
Алма-Ата=>Минавиапром: 85085
Внуково=>Минск: 85465, 85528
ГосНИИ ГА=>Алма-Ата: 85121
Ереван=>Баку: 85192
Куйбышев=>Казань: 85347
Новосибирск=>Минавиапром: 85083
Новосибирск=>Новокузнецк: 85289, 85351, 85392
Ташкент=>Якутск: 85367
Ульяновское ВЛУ ГА=>Внуково: 85215

Продолжение следует…

© Олег Черников
Любые перепечатки возможны только с письменного согласия правообладателя.


Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES