Катастрофа второго серийного самолета Ан-10 в Воронеже
Автор © В. А. Ткаченко
фрагмент из книги "Летный Риск"
29 апреля 1958 года второй серийный самолет Ан-10 (№ 02–02)* выполнял свой первый полет с заводского аэродрома с экипажем в составе: командир летчик-испытатель А. В. Ларионов, второй пилот летчик-испытатель С. Г. Шовкуненко, штурман-испытатель И. С. Лукашов, бортинженер-испытатель А. А. Захаров, бортрадист-испытатель Н. А. Марков.
Представители ОКБ, проводившие испытания Ан-10 (№ 01–01), видели этот самолет в воздухе, будучи на аэродроме ГВФ, готовясь улететь на праздничные дни в Киев.
Была хорошая погода. Все в душе радовались этому событию, однако, как оказалось преждевременным. Самолет на базу не вернулся. Произошла катастрофа, в результате которой погиб бортинженер Захаров.
Не всем удалось отметить первомайские праздники в Киеве. Ранним утром 30 апреля на самолете Ан-2 вылетели из Киева в Воронеж: О. К. Антонов, А. Я. Белолипецкий, Е. К. Сенчук, И. Е. Давыдов, Е. М. Думнов и др.
Осмотрев обломки разбившегося самолета с воздуха, улетели на заводской аэродром и оттуда на автобусе приехали на место катастрофы. Детально ознакомившись с сохранившимися показаниями приборов и положениями тумблеров для восстановления мощностей двигателей при отказе им симметричных, пришли к заключению, что экипаж этими тумблерами не пользовался.
Прояснились причины катастрофы. Командир всего несколько раз летал вторым летчиком на самолете Ан-10 № 01–01. Это был его первый самостоятельный полет. При сдаче экзамена, ни один из членов экипажа не мог ответить, когда и при каких условиях полета необходимо пользоваться этими тумблерами для восстановления мощности двигателя АИ-20.
В процессе набора высоты на взлетном режиме произошел перегрев двигателя №1, который вышел из строя, а симметричный ему двигатель №4 автоматически перешел на 0,4 номинала. На двух остальных двигателях полет продолжался на взлетном режиме. Через некоторое время отказал двигатель №3, а симметричный ему двигатель №2 перешел на 0,4 номинала.
На первых самолетах, для того чтобы компенсировать разворачивающий момент, была введена система автоматической срезки топлива на двигателе, расположенном симметрично отказавшему, в результате чего он переходил на 0,4 номинала мощности. Экипаж, справившись с отказом двигателя, должен был отключить срезку топлива специальным тумблером, тем самым восстановить полную мощность работающего двигателя. Экипаж этого не выполнил, и самолет летел на двух двигателях, продолжавших работать на 0,4 номинала. Естественно, он терял высоту, а так как аэродром находится в черте города, то оставалось только одно решение – садиться в поле за городом.
Посадка на выбранную площадку в поле была произведена на шасси. При движении самолета по земле экипаж предпринял попытку убрать шасси, чтобы избежать капотирования. Путь самолета преграждала неширокая речушка, противоположенный берег которой был достаточно крут. Самолет, врезавшись в него, оставил хвостовое оперение в речке, перевернулся и развалился на части. Штурман изловчился выскочить из самолета и остался жив. По потолку кабины выполз радист со сломанной ногой. Командир получил удар в лицо, но выбрался из кабины сам через форточку Штурман вернулся в самолет и с большими трудностями вытащил из пилотского кресла второго летчика. Тот имел множественные переломы, но был в полном сознании. Бортинженер погиб от удара о приборную доску.
* В оригинале текста, как и в других многочисленных источниках, ошибочно указан серийный номер 01-02, которым обладал самолет Ан-10 эксплуатировавшийся в ЛИИ им. Громова до 1969 года. Описанная выше катастрофа произошла с самолетом з/н 8400202. (примечание администрации проекта "Сайт Авиационной Истории")
Источники:
1. В. А. Ткаченко - Летный Риск