Ан-12 - транспортный самолет, разработанный в ОКБ Антонова, параллельно с пассажирским самолетом Ан-10 на базе военно-транспортного самолета Ан-8. Первый полет совершил 30 декабря 1957 года. Данный самолет предназначен для перевозки людей и грузов на расстояния до 6000 км. подробнее чертеж
РОССИЯ
Алтайский край, Барнаул, 48-я ВАШМ. Ан-12 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После списания передан в 48-ю ВАШМ г. Барнаул. После перевода ВАШМ в Рубцовск, утилизирован.
Алтайский край, Рубцовск, 48-я ВАШМ. Ан-12 Эксплуатант неизвестен. В 1967 году передан как учебное пособие в 48-ю ВАШМ г. Рубцовск (в/ч 22635). Осенью 1967 года приземлился за городом далеко от расположения ШМАС. Личный состав перевозился на занятия на автотранспорте. Упоминается, что самолет ранее эксплуатировался в Антарктиде.
Алтайский край, Рубцовск, 48-я ВАШМ. Ан-12 "21 красный" Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "21 красный". После списания передан как учебное пособие в 48-ю ВАШМ г. Рубцовск (в/ч 22635). foto
Алтайский край, Рубцовск, 48-я ВАШМ. Ан-12 Эксплуатант неизвестен. После списания передан как учебное пособие в 48-ю ВАШМ г. Рубцовск (в/ч 22635).
Иркутск, ИАТУ ГА. Ан-12 СССР-04331 (8900604) Произведен 30 декабря 1959 года. В эксплуатации с 13 марта 1959 года. На 1 октября 1960 года в эксплуатации в УПА. Зарегистрирован, как СССР-04331. Совершил первую посадку данного типа на дрейфующую полярную станцию СП-8. foto 12 января 1962 года передан в Восточно-Сибирское Управление ГВФ, 1-й Иркутский ОАО, 134 ЛО. 16 сентября 1969 года передан, как учебное пособие в Иркутское АТУ ГА. Списан 27 апреля 1972 года по износу. Утилизирован в 1988 году.
Иркутск, ИАТУ ГА. Ан-12 СССР-04364 (0901310) Произведен 5 августа 1960 года. На 1 октября 1960 года в эксплуатации в УПА. Зарегистрирован, как СССР-04364. 9 января 1962 года передан в Восточно-Сибирское Управление ГВФ, 1-й Иркутский ОАО, 134 ЛО. Передан, как учебное пособие в Иркутское АТУ ГА (на 1 февраля 1971 года). Списан 10 мая 1973 года по износу. Утилизирован.
Иркутск, ИАТУ ГА. Ан-12 СССР-04374 (1901608) Эксплуатантом являлось УПА. Поступил 23 июня 1963 года. Зарегистрирован, как СССР-04374. 29 июня 1964 года передан, как учебное пособие в Иркутское АТУ ГА. Списан 8 января 1965 года. Утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 "04" (7900102) Эксплуатантом являлся Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике, КБ Антонова. Второй опытный Ан-12 (изделие "Т"). foto foto Произведен в конце 1957 года, принят в 1958 году. Имел двигателя НК-4. Первоначально имел "прямое" крыло без наклона консолей, в дальнейшем был доработан. Отличался от более поздних серийных машин остеклением кабины пилотов и двумя иллюминаторами по правому борту, в носовой части. Участвовал в программе заводских испытаний, летом 1958 года после аварии первого прототипа был перегнан в Москву. С конца 1958 года проходил в Государственные испытания в НИИ ВВС. foto foto Позже передан в ВВС СССР. Имел бортовой номер "04". Использовался в качестве учебного пособия Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). foto Утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 "23 синий" (8900404) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "23 синий". После списания передан в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) в качестве учебного пособия. foto foto foto После 2007 года утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 "27 синий" (8900503) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "27 синий". После списания передан в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) в качестве учебного пособия. foto После 2007 года утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 (8900201) Эксплуатант неизвестен. После списания передан в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) в качестве учебного пособия. Утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 "82" Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "82". После списания передан в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ) в качестве учебного пособия. foto Утилизирован.
Иркутск, ИВАТУ. Ан-12 СССР-????? Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После списания передан в ИВАТУ в Иркутск в качестве учебного пособия. Имел серую гражданскую цветовую схему. foto Регистрационный номер не известен. Возможно именно этот Ан-12 переделали под установку двигателей АИ-24. Вероятнее всего также был перекрашен. foto Утилизирован.
Красноярский край, Канск, 22-я ШМАС. Ан-12 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После списания самолет передан в 22-ю ШМАС (в/ч 30185) в г. Канск, как учебное пособие.
Красноярский край, Канск, 22-я ШМАС. Ан-12 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После списания самолет передан в 22-ю ШМАС (в/ч 30185) в г. Канск, как учебное пособие.
Красноярский край, Норильск, а/п Алыкель. Ат-12ТБ RA-11100 (01347702) Эксплуатантом являлось Красноярское УГА, Норильский ОАО, 434 ЛО, а/п Алыкель. foto Произведен 25 января 1971 года. Имел цветовую схему "Полярной авиации". Поступил 1 апреля 1971 года. Зарегистрирован 15 апреля 1971 года, как СССР-11100. В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-11100. 22 декабря 1995 года передан в а/к "Норильск Авиа". Списан 12 апреля 1999 года по отработке назначенного ресурса. Используется в качестве пожарного тренажера для тренировок СПАСОП на аэродроме Алыкель. foto
Ленинград, ЛВУ ЖДВ и ВОСО. Ан-12 СССР-04373 (9901107) Эксплуатантом являлось УПА. Зарегистрирован 19 февраля 1963 года, как СССР-04373. Поступил 19 февраля 1963 года. 14 июля 1970 года передан в Ульяновскую ШВЛП. После снятия с эксплуатации передан в Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе, как учебное пособие. В 1993 году наблюдался в а/п Пулково. Утилизирован.
Нижегородская область с. Быструха, полигон ОАО "НПП "Полет". Ан-12 СССР-11004 (6343906) Эксплуатантом являлось Украинское УГА, Харьковский ОАО, а/п Основа. Поступил 10 апреля 1966 года. Зарегистрирован 20 мая 1966 года, как СССР-11004. Списан 27 декабря 1977 года по отработке назначенного ресурса. После списания был передан в ФНПЦ ФГУП НПП "Полет", в качестве наземного стенда для испытаний в отрасли по технике авиационной радиосвязи военного и гражданского назначения. foto В настоящее время находиться на Полигоне ОАО "НПП "Полет" в Нижегородской области, Краснобаковском районе в 10 км западнее от с. Быструха foto foto foto foto foto fotoalbum location
Москва, ВВИА им. Жуковского. Ан-12 "04 синий" (8900203) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен в марте 1958 года. Проходил заводские испытания до 13 сентября 1958 года (время налета во время испытаний 32 часа 44 мин). Передан ВВС СССР. Эксплуатировался в ВВС СССР до января 1964 года. Имел бортовой номер "04 синий". Время налета СНЭ 818 часов, совершил 562 поcадки. 10 января 1964 года передан на учебно-аэродромную базу ВВИА им Жуковского, где использовался в качестве учебного пособия. 17 июля 1973 года передан как экспонат музею ВВС в Монино. foto foto location В настоящее время выставлен в основной экспозиции в музее ВВС в Монино. Нанесен бортовой номер "04 красный". foto
Ростовская область, Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ). Ан-12 "50 красный" (9900709) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. В 1975 году передан на военную кафедру Новочеркасского политехнического института (ныне ЮРГТУ). Самолет получен из Алма-Аты. Использовался для подготовки штурмана ВТА. Новый бортовой номер "50 красный" был нанесен поверх старого бортового номера "3? синий". foto location Кроме того, для подготовки штурманов ВТА в 1974 году на заводе МГА в г. Ростове-на-Дону были оборудованы кабины Ан-12 и перевезены на учебный аэродром НПИ (ныне ЮРГТУ).
Омск, ОЛТУГА. Ан-12 СССР-11529 (9900708) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. В 1974 году передан в МАП, Омский авиазавод, п/я В-8312. Зарегистрирован 17 сентября 1974 года, как СССР-11529. Списан 28 августа 1978 года. После списания передан, как учебное пособие, в Омское летно-техническое училище им. А.В. Ляпидевского (ОЛТУГА). foto foto В дальнейшем утилизирован.
Омск, ОЛТУГА. Ан-12 "12" Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После списания передан в качестве учебного пособия в Омское летно-техническое училище им. А.В. Ляпидевского (ОЛТУГА). foto foto foto foto foto Утилизирован.
Оренбургская область, Бугуруслан, БЛУГА. Ан-12 Эксплуатантом являлись ВВС СССР. В 1983 году передан, как учебное пособие в Бугурусланское ЛУ ГА. 11 сентября 1984 года совершил последний полет на аэродром БЛУГА, где находился в дальнейшем в качестве учебного пособия. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Утилизирован.
Пермь, Пермское ВАТУ. Ан-12 CCCP-29104 (8900601) Эксплуатантом являлось Министерство общего машиностроения (МОМ), ПО "Полет", г. Омск. Произведен в 1958 году. До 1965 года вероятнее всего эксплуатировался в МО СССР. Первый самолет с улучшенными системами торможения, раскрытия закрылков и топливной системой, а также люком для обслуживания элеронов. Зарегистрирован 15 декабря 1965 года, как СССР-29104. Списан 18 июля 1974 года. После списания передан в Пермоское ВАТУ в качестве учебного пособия. Находился на учебном аэродроме Пермского ВАТУ. foto Утилизирован.
Рязанская область, Сасово, СЛУ ГА. Ан-12 (0901408) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. После снятия с эксплуатации передан в Сасовское ЛУ ГА (СЛУ ГА) в качестве учебного пособия. foto foto foto foto foto foto В 1990е годы утилизирован.
Самара, Смышляевка, СГАУ. Ан-12 СССР-11339 (2400505) Эксплуатантом являлось Управление Полярной Авиации (УПА). Поступил 16 апреля 1962 года. Зарегистрирован 23 апреля 1962 года, как СССР-11339. 30 мая 1962 года передан в Приволжское ТУ ГВФ (с 15 сентября 1964 года Приволжское УГА), 1-й Куйбышевский ОАО, 368 ЛО, а/п Курумоч. 30 декабря 1976 года списан по отработке назначенного ресурса по полетам. После списания передан в КуАИ (Куйбышевский Авиационный институт, ныне СГАУ), как учебное пособие. Находиться на учебном аэродроме СГАУ в Смышляевке. foto foto location
Саратовская область, г. Балашов, БВВАУЛ. Ан-12 "72 красный" (8346103) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Зарегистрирован, как СССР-12134. Позже нанесен бортовой номер "72 красный". После списания передан, как учебное пособие, в Балашовское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков (БВВАУЛ). foto location
Саратовская область, Красный Кут, КЛУГА. Ан-12 "93" (9900801) Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Имел бортовой номер "93". После списания передан, как учебное пособие в Краснокутское летное училище Гражданской Авиации (КЛУГА). foto foto foto foto foto Утилизирован.
Саха республика, Ленск Ан-12 RA-12187 (1340201). Эксплуатантом являлись ВВС СССР. Произведен 30 ноября 1961 года. Имел бортовой номер "12 красный". foto foto 28 мая 1993 года передан ВВС России. Зарегистрирован, как RA-12187. Использовался для коммерческих перевозок компанией "Петролада" под титлами "Лада-сервис". Поврежден при аварийной посадке в Ленске 19 декабря 1993 года. Был восстановлен. После списания фюзеляж самолета без плоскостей крыла был использован в качестве подсобного строения. foto foto foto foto foto foto location
Якутск, а/д Туймаада. Ан-12Б СССР-11373 (402403) Эксплуатантом являлось Управление Полярной Авиации (УПА). Произведен в 1964 году. Поступил в УПА 6 августа 1964 года. Зарегистрирован 12 августа 1964 года, как СССР-11373. 1 ноября 1970 года передан в ТУМВЛ (с января 1971 года ЦУМВС), Шереметьевский ОАО, 64 ЛО. 8 июля 1971 года передан в МТУГА, Внуковский ОАО, 200 ЛО. 17 января 1977 года передан в Якутское УГА, Якутский ОАО, 139 ЛО. Списан 22 июня 1978 года по отработке назначенного ресурса. После списания установлен, как авиапамятник, в санатории в микрорайоне "Поселок Геологов", г. Якутск. location Демонтирован в 1987 году после того, как у самолета в результате действий вандалов отвалилось одно крыло. После демонтажа фюзеляж самолета перевезен на территорию а/п Якустк. В 1987 году утилизировали хвостовую часть и плоскости крыла. Фюзеляж самолета до 2008 года использовался, как тренажер для СПАСОП. В 2008 году разрезан на части. Остатки самолета находятся на аэродроме по сей день. foto foto foto foto
Источники:
1. справочник Soviet Transports - Antonov 12
2. russianplanes.net
3. Y. Gordon & D. Komissarov - Antonov An-12 the Soviet Hercules