Понедельник, 29.04.2024, 07:38




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
2 самолета Ту-144 (2 серии) произведенных на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1973-1974 годах
 
10021 СССР-77103 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Произведен 4 сентября 1973 года. foto foto foto foto foto foto Имел установленный ресурс 500 часов. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77103. foto foto foto foto foto foto foto 13 декабря 1973 года совершил первый полет. 7 октября 1974 года совершил демонстрационный полет Москва - Баку. foto 8 октября 1974 года совершил демонстрационный полет Баку - Ташкент - Баку. 9 октября 1974 года совершил перелет Баку - Москва. С 7 апреля 1975 года по 15 мая 1977 года проходил совместные государственные испытания в соответствии с решением МАП - МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144». На самолете проводились испытания навигационного комплекса НПК-144, системы электроснабжения. Были определены характеристики прерванного и продолженного взлетов, проведены специальные испытания по поведению самолета на ВПП, покрытой осадками, отработана система защиты воздухозаборника от попадания воды и других осадков с ВПП, проведены комплексные испытания навигационного комплекса и системы электроснабжения. На самолете проводились технические рейсы по городам СССР. Совершил несколько технических рейсов на аэродром Моздок, где базировался 182 ГвТБАП. foto 7 октября 1975 года совершил технический рейс в Баку. foto В апреле 1976 года совершил технический рейс в Баку. foto 11 мая 1976 года совершил технический рейс в Баку. foto В процессе проведения испытаний выполнил 247 полетов (по плану 220) общим налетом 308 часов (по плану 330), из них на сверхзвуке 59 часов. Списан 14 июля 1978 года по техническому состоянию и непригодности к дальнейшей эксплуатации. Налет СНЭ 308 часов 08 минут, совершил 247 посадок. Самолет в процессе эксплуатации неоднократно был на критических режимах и по заключению отдела прочности налетал более 1000 эквивалентных часов. Доработки по усилению планера самолета не выполнялись. Истек гарантийный срок службы самолета. Отдельные агрегаты и готовые изделия, имеющие остаток ресурса не менее 10% были использованы на стендах и других наземных работах по улучшению конструкции и отработках на земле. После списания в 1978 году планер самолета использовали, как тренажер, для отработки аварийной эвакуации при нештатной ситуации на аэродроме. Отрабатывались элементы эвакуации при убранном шасси.
 
10022 СССР-77104 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Произведен в 1973-1974 годах. foto foto foto foto foto На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77104. foto 16 июня 1974 года совершил первый полет. Дата выпуска 24 сентября 1974 года. Имел установленный ресурс 500 часов. Перед участием на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже на самолет был нанесен бортовой номер СССР-77144. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto 28 мая - 9 июня 1975 года демонстрировался на XXXI Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, с выставочным номером ”361”. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto 7 апреля 1975 года по 15 мая 1977 года проходил совместные государственные испытания в соответствии с решением МАП - МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144». На самолете снимались аэродинамические характеристики и проводились испытания на прочность, на больших углах атаки. foto Были выполнены специспытания по проверке поведения самолета при моделировании отказов АБСУ и системы штурвального управления, исследования по поведению самолета и его систем на больших углах атаки и предельных режимах, оценена устойчивость и управляемость на режимах предпосадочного планирования, определены маневренные характеристики самолета при заходе на посадку, режим директорного захода на посадку до высоты 60 метров, проверена парашютно-тормозная система и поведение самолета на ВПП при выпущенном парашюте и действии бокового ветра, оценен диапазон запуска и розжига форсажных камер. Дополнительно были проведены испытания в условиях естественного обледенения и прочностные испытания. foto foto В комплексе и ряде специальных полетов были сняты температурные поля. Были выполнены испытания устойчивости и управляемости; испытания противопомпажной системы с получением реальных помпажей; испытания противообледенительной системы; прерванные и продолженные взлеты.В процессе испытаний самолет многократно выводился на предельно допустимые перегрузки, многократно подвергался воздействию от помпажей силовой установки. В процессе проведения испытаний выполнил 265 полетов (по плану 220) общим налетом 431 часов (по плану 330), из них на сверхзвуке 95 часов. На самолете в процессе эксплуатации были выполнены доработки по 83 перечням, были заменены 28 двигателей и 321 агрегат. Списан 28 ноября 1978 года по техническому состоянию и непригодности к дальнейшей эксплуатации. Налет СНЭ 497 часов 55 минут, совершил 271 посадку. Отдельные агрегаты и готовые изделия, имеющие остаток ресурса были использованы на стендах для наземных отработках. Планер самолета планировали передать в ЦАГИ (п/я Г-4903) для проведения тепловых статических испытаний. Не был передан в ЦАГИ, испытания не проводились. С 1978 года был на хранении в ЛИИ им. Громова на территории ЖЛИиДБ. В 1986-1987 годах утилизирован в Жуковском в ЛИИ им. Громова. Остатки хвостового оперения самолета наблюдались на авиасвалке в ЛИИ им Громова.
 

   
 
 
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники» 
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
16. Архив Олега Черникова
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика