Понедельник, 29.04.2024, 04:24




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
1 самолет Ту-144 (3 серии) произведенный на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1974 году
 
10031 СССР-77105 Ту-144Д Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Первый Ту-144Д с двигателями РД-36-51А. Для ускорения внедрения нового двигателя был переоборудован из серийно строящегося самолета в Воронеже, путем установки новых воздухозаборников, мотогондол, противопожарной системы, полностью изменены в районе двигателей монтажи топливной, масляной, гидравлической систем, системы кондиционирования воздуха. Произведен 29 ноября 1974 года. foto Имел установленный ресурс 500 часов. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77105. foto 30 ноября 1974 года совершил первый полет (КВС А. И. Вобликов, ведущий инженер М. В. Панкевич). С ноября 1974 года проходил заводские испытания. Во время испытаний из-за малого ресурса двигателей первых поставок (50 часов) выполнял в зоне испытательных полетов аэродрома. Тем не менее было совершенно несколько дальних перелетов по замкнутому маршруту, а также по трассе Москва - Хабаровск. До середины 1976 года на самолете шли отработки и доводки новой силовой установки. 5 июня 1976 года совершил дальний беспосадочный полет на 6200 км с нагрузкой 5 тонн по трассе Москва - Ташкент - Москва. 22 февраля 1977 года совершил первый технический рейс по маршруту Москва - Хабаровск. foto foto Остаток топлива - 13 т. Время полета туда - 3 часа 23 минуты. 23 февраля 1977 года самолет перелетел в Москву за 3 часа 26 минут. В результате пассажирский салон перекомпонован на 60 пассажирских кресел. Максимальная платная нагрузка - 6000 кг. В дальнейшем совершал технические рейсы в Хабаровск foto. С 22 марта 1977 года проходил совместные государственные испытания. За 1977 год было выполнено 18 полетов. 30 августа 1980 года на самолет для летных испытаний был установлен двигатель ОКБ П. А. Колесова «61», №61-05. Из-за дефектов двигатель был демонтирован и отправлен на доработку в Рыбинск, впоследствии ни один двигатель «61» на летные испытания поставлен не был. К концу 1981 года за время государственных испытаний совершил 210 полетов с налетом 312 часов. Списан 2 ноября 1982 года по техническому состоянию и непригодности к дальнейшей эксплуатации. Налет СНЭ 312 часов 41 минута, совершил 210 посадок. Истек календарный срок службы самолета (продлялся 4 раза). На самолете в процессе летных испытаний была выполнена программа по оценке газодинамической устойчивости двигателей, по оценке системы защиты двигателей при помпаже, что подвергло конструкцию многократному воздействию нагрузок от помпажей силовой установки. На самолете было установлено устаревшее оборудование: АБСУ-004 и НПК-144. К осени 1982 года с самолета были демонтированы двигателя. Согласно технического акта на списание самолет разрещалось сдать на металлом. До осени 1984 года на самолете были выполнены значительные демонтажи штатного и нештатного оборудования. 17 мая 1984 года последовало решение об передачи самолета на радиополигон НИИАО. Осенью 1984 года перевезен и устновлен на радиополигоне НИИАО на территории ЛИИ им. Громова. Использовался, как наземный стенд для отработки антенных систем электромагнитной совместимости и других принципиальных вопросов по бортовому оборудованию. foto foto В апреле 1988 года предлагался к утилизации, при этом отдельные агрегаты планера, такие как: секция руля направления, элевон и др, предлагались к приобретению в КАИ. Утилизирован в 1996-1997 годах.
 

   
 
 
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники»
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
16. Л. Л. Селяков - Тернистый путь в никуда. Записки авиаконструктора
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика