Вторник, 24.10.2017, 06:56




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
2 самолета Ту-144 (6 серии) произведенных на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1977-1978 годах
 
10061 СССР-77110 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Предназначался для пассажирских перевозок. Последний серийный самолет Ту-144 с двигателями НК-144. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77110. Дата выпуска 7 января 1977 года. foto Имел ресурс 1000 часов и 500 посадок. 14 февраля 1977 года совершил первый полет (КВС А. И. Вобликов, бортинженер Шипилов), продолжительностью 1 час 14 мин. С 10 по 25 марта 1977 года проходил летно-сдаточные испытания, совершив 4 полета общей продолжительностью 7 часов 36 мин (КВС А. И. Вобликов и КВС В. И. Крыжановский). 18 марта 1977 года самолет, двигатель, системы и оборудование проверены на работоспособность в воздухе. 25 марта 1977 года вышел на сверхзвуковую скорость М>1 (КВС В. И. Крыжановский, борт-инженер Зайцев), продолжительность 57 мин. 28 марта 1977 года признан годным к эксплуатационным испытаниям. 29 марта 1977 года поступил в ЛИИ им. Громова, п/я В-8759. С 1 по 27 апреля 1977 года на самолете были проведены доработки по перечню ОКБ. 28 апреля 1977 года совершил контрольный облет после доработок (КВС В. И. Крыжановский, борт-инженер Евдокимов), продолжительностью 2 часа 02 мин, из них на сверхзвуке М>1 1 час 31 мин. С 29 апреля по 27 мая 1977 года совершил 8 испытательных полетов (КВС А. С. Левченко, КВС В. И. Крыжановский и КВС В. П. Борисов), общей продолжительностью 17 часов 51 мин; из них на сверхзвуке М>1 8 часов 55 мин. 16 мая 1977 года передан в ЖЛИиДБ (КБ Туполева), п/я А-7388. 1 июня 1977 года совершил перелет в Париж в Ле-Бурже (КВС В. П. Борисов, борт-инженер Ю. Т. Селиверстов). 2-12 июня 1977 года демонстрировался на XXXII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, с выставочным номером ”345”, где 6 июня 1977 года совершил демонстрационный полет (КВС В. П. Борисов, борт-инженер Ю. Т. Селиверстов). foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto 20 июня 1977 года передан в ЛИИ им. Громова, п/я В-8759. С 23 июня по 22 июля 1977 года совершил 10 испытательных полетов (КВС В. И. Крыжановский, борт-инженер Евдокимов), общей продолжительностью 20 часов 48 мин, из них на сверхзвуке М>1 15 часов 20 мин. 31 июля 1977 года были заменены двигатели на доработанные. С 24 сентября по 22 октября 1977 года проходил эксплуатационные испытания. 19 октября 1977 года в ходе эксплуатационных испытаний совершил технический рейс на а/д Фрунзе (ныне Манас, Бишкек). foto foto 3 октября 1977 года передан в ЖЛИиДБ (КБ Туполева), п/я А-7388. 30 октября 1977 года принят заказчиком и признан годным к эксплуатации. С 7 октября по 18 ноября 1977 года на самолете были проведены несколько доработок по перечню ОКБ. С 8 по 30 октября совершил 19 испытательных полетов (КВС С. Т. Агапов, борт-инженер Ю. Т. Селиверстов), общей продолжительностью 35 часов 56 мин, из них на сверхзвуке М>1 20 часов 30 мин. С 10 ноября 1977 по 23 мая 1978 года выполнял регулярные пассажирские рейсы (№499 по маршруту Москва - Алма-Ата, вылет в 8 часов 30 минут и №500 по маршруту Алма-Ата - Москва, вылет в 14 часов), всего выполнив 43 пассажирских рейса. foto foto foto foto До сентября 1978 года находился в законсервированном виде в Домодедово. 15 сентября 1978 года перелетел в Жуковский в ЛИИ им. Громова, где 7 октября 1978 года - 17 марта 1979 года был доработан на производственной базе ЖЛИиДБ. 21 марта 1979 года на самолете были проведены доработки по перечню ОКБ. 4-19 апреля 1979 года был испытан по программе приемо-сдаточных полетов, совершив 3 испытательных полета, общей продолжительностью 5 часов 11 мин, из них на сверхзвуке М>1 1 час 39 мин.. Возобновление регулярных пассажирских рейсов не последовало. В 1979 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Поэма о крыльях", съемки проходили во время XXXII Парижского международного авиакосмического салона в Ле-Бурже в июне 1977 года. foto foto foto 18-21 августа 1980 года летал на а/б Североморск-1 с целью демонстрации МО СССР (КВС Г. В. Воронченко, борт-инженер Турецкий), совершив 4 полета, общей продолжительностью 6 часов 11 мин. foto foto foto foto foto foto foto foto foto Для ВВС ВМФ планировалось возможное использование самолета в качестве постановщика помех Ту-144ПП. foto foto 29 октября 1980 года продлен календарный срок службы на один календарный год до 30 октября 1981 года. 10 февраля 1981 года продлен календарный срок службы на один календарный год до 31 декабря 1981 года. с 11 февраля по 31 марта 1981 года совершил 4 испытательных полета, общей продолжительностью 4 часа 53 мин, из них на сверхзвуке М>1 1 час 10 мин. С 1 апреля по 6 июля 1981 года совершал тренировочные полеты. С 25 ноября 1981 года по 25 мая 1982 года совершил 7 испытательных полетов, общей продолжительностью 9 часов 36 мин. 5 января 1982 года продлен календарный срок службы на один календарный год до 31 декабря 1982 года. С мая 1982 года по январь 1984 года находился на хранении в ЛИИ им. Громова. 5 и 6 января 1984 года был облетан после длительного хранения, совершил 2 контрольных полета общей продолжительностью 38 минут (КВС В. Н. Матвеев, борт-инженер В. Соломатин). Списан 14 февраля 1984 года. 1 июня 1984 года совершил последний полет в Ульяновск, для пополнения экспозиции музея истории гражданской авиации (экипаж: КВС В. Н. Матвеев, второй пилот С. Т. Агапов, штурман В. Трошин, борт-инженер В. Соломатин, ведущий инженер В. Генов), продолжительностью 1 час 30 минут. foto foto Налет СНЭ 247 часов 1 мин, из них на сверхзвуке М>1 116 часов 27 мин; совершил 140 посадок. Был приведен к выстовочному виду по перечню ММЗ "Опыт". 13 июня 1986 года подписан акт о передаче самолета музею. Был на хранении на территории АТБ а/д Ульяновск-Баратаевка. foto Летом 1990 года установлен в основной экспозиции музея. foto foto foto foto foto foto location В 2008 году после реставрации салона был открыт для посещения. fotoalbum 6 августа 2008 года на 25-летие музея истории гражданской авиации использовался в качестве сцены для праздничного концерта. В августе-сентябре 2008 года заново покрашен. fotoalbum Наиболее комплектный из всех оставшихся Ту-144 с двигателями НК-144А. На борту самолета-экспоната побывали С. Нарышкин, М. Толбоев, С. Степашин, В. Третьяк, В. Токарев (космонавт), Вальтер Юрген Шмидт (посол Германии в России), Мишель О. Нилл (Министерство торговли США), Л. Мозговой (актер), Филип Шоукросс (президент ИКАО), а также гости города и школьники.
 
10062 СССР-77111 Ту-144Д Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Первый серийный Ту-144Д с двигателями РД-36-51А. Произведен 18 апреля 1978 года и передан на заводские летные испытания. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77111. 27 апреля 1978 года совершил первый полет. 23 мая 1978 года во время второго контрольно-приемного полета потерпел катастрофу вблизи Егорьевска, совершив аварийную посадку в поле из-за начавшегося (экипаж: летчик-испытатель ГосНИИ ГА В. Д. Попов, второй пилот – летчик испытатель ЖЛИиДБ Э. В. Елян, штурман-испытатель ГосНИИ ГА В. В. Вязигин, бортинженер-испытатель ЖЛИиДБ О. А. Николаев (погиб), бортинженер-испытатель ГосНИИ ГА В. Л. Венедиктов (погиб), ведущий инженер по испытаниям ЖЛИиДБ В. М. Кулеш, ведущий инженер по испытаниям ГосНИИ ГА В. А. Исаев, ведущий инженер ГосНИИ ГА по силовой установке В. Н. Столповский). foto После посадки фюзеляж самолета сгорел и был разрушен. Налет СНЭ 9 часов 2 минуты, совершил 5 полетов. Утилизирован в Егорьевске в 1978 году.
 

   
 
 
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники» 
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
16. Архив Головного Отраслевого Музея Истории Гражданской Авиации
17. Архив Игоря Зуева
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES