Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
1 самолет Ту-144 (7 серии) произведенный на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1979 году
10071 СССР-77112 Ту-144Д Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Произведен со значительным опозданием от заданных сроков, из-за изменения конструкции для устранения недостатков, выявленных аварийной комиссией после катастрофы 23 мая 1978 года самолета Ту-144Д СССР-77111. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77112. foto foto 19 февраля 1979 года совершил первый полет, во время которого была замечена течь топлива, из-за разрушения в одном из трубопроводов кармана для датчика температуры топлива. В ходе испытаний за 1979 год выполнил 54 полета, налетом 131 час. 5 марта 1979 года во время испытательного полета произошло разрушение трубопровода подвода топлива от насоса коробки самолетных агрегатов (КСА) к теплообменнику. В апреле-июле 1979 года отправлен на доработку для замены многих труб топливной системы из алюминиевых сплавов на стальные. Совершал технические рейсы в Хабаровск. foto foto foto foto По планам должен был начать регулярные пассажирские перевозки в мае 1980 года. К концу 1981 года за время государственных испытаний совершил 81 полет с налетом 199 часов. С 28 июля 1981 года по 25 октября 1981 года по планам должен был проходить эксплуатационные испытания по трассе Москва – Красноярск с базированием в а/п Домодедово (было запланировано 60 полетов с налетом 200 часов). Из-за срыва поставок и доработок двигателей РД-36-51А испытания начаты не были. 5 октября 1981 года совершил вынужденную посадку в Алма-Ате из-за ложного срабатывания пожарной сигнализации, имел позывной СССР-77339. Был выбран в качестве наземного стенда для отработки готовых изделий по программе исследований в интересах создания СПС 2-го поколения, совместно с США и Великобританией. До 2000 года был на хранении без двигателей в Жуковском в ЛИИ им. Громова. foto foto foto foto В 2000 году продан в Германию Автомобильному техническому музею в г. Зинсхайм за 500 000$. В октябре 2000 года разобран в ЛИИ им. Громова. fotoalbum 11 октября - 8 ноября 2000 года был доставлен в Зинсхайм морским путем на барже. foto foto fotoalbum 26 марта 2001 года установлен в основную экспозицию музея, где и находится в настоящее время. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location Самолет открыт для посещения, имеет восстановленную кабину пилотов, внутри пассажирских салонов выставлена музейная экспозиция, включая элементы салона. fotoalbum
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
7. Архив "Авико Пресс"
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники»
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.