Понедельник, 26.06.2017, 23:41




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
2 самолета Ту-144 (8 серии) произведенных на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1979-1981 годах
 
10081 СССР-77113 Ту-144Д Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77113. 2 октября 1979 года совершил первый полет. В ходе испытаний за 1979 год выполнил 14 полета, налетом 35 часов; за 1980 год 42 полета, налетом 76 часов. По планам должен был начать регулярные пассажирские перевозки в мае 1980 года. 31 августа 1980 года в испытательном полете на сверхзвуке разрушился диск компрессора двигателя РД-36-51А, что привело к серьезным поломкам конструкции самолета и ряда систем, в результате чего совершил вынужденную посадку на а/б Дягилево ВВС ДА в г. Энгельс (КВС Е. А. Горюнов). Был отремонтирован на месте вынужденной посадки. К концу 1981 года за время государственных испытаний совершил 103 полета с налетом 223 часа. В 1982 году на самолет были установлены усиленные шасси от самолета Ту-144 СССР-77106 (з/н 10041). В 1989 году должен был быть передан в филиал Московского физико-технического государственного университета в г. Жуковский. Даже после подписания акта передачи, МФТИ не смогло обеспечить транспортировку на свою территорию. Использовался, как донор, для обеспечения запчастями Ту-144ЛЛ RA-77114 (з/н 10082) по программе исследований в интересах создания СПС 2-го поколения. С самолета были сняты все рулевые приводы элевонов и руля направления и многое другое оборудование. Был на хранении в Жуковском в ЛИИ им. Громова. foto foto foto foto foto В 1997 году был утилизирован. foto foto foto foto
 
10082 СССР-77114 Ту-144Д Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77114. 13 апреля 1981 года совершил первый полет. С 28 июля 1981 года по 25 октября 1981 года по планам должен был проходить эксплуатационные испытания по трассе Москва - Красноярск с базированием в а/п Домодедово (было запланировано 20 полетов с налетом 50 часов). Из-за срыва поставок и доработок двигателей РД-36-51А испытания начаты не были. К концу 1981 года за время государственных испытаний совершил 9 полетов с налетом 21 час. В июле 1983 на этом самолете, зарегистрированном в FAI как «101» было установлено 3 мировых рекорда на военном аэродроме СФ ВМФ Кипелово. foto foto foto foto foto 13 июля 1983 года установил мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту L=1000 км с грузом 30000 кг, достигнута средняя скорость V=2031,5 км/ч (КВС С. Т. Агапов, второй пилот Б. И. Веремей). 20 июля 1983 года установил мировой рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту L=2000 км, получена средняя скорость Vср=2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг (КВС С. Т. Агапов, второй пилот Б. И. Веремей). В октябре-ноябре 1986 года на самолете было запранирована установление мировых рекордов скорости и высоты полета: рекорд скорости полета на базе 1000 км с грузом 40 т, 50 т; рекорд скорости полета на базе 2000 км с грузом 40 т; рекорд скорости полета на базе 5000 км с грузом 5 т, 10 т, 20 т; рекорд высоты полета с грузом 35 т, 40 т, 50 т. В 1986 году доработан по оборудованию научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхней атмосфере в интересах института медико-биологических проблем. В 1987-1988 годах выполнял полеты по программе института медико-биологических проблем по маршрутам: Москва - Нарьян-Мар - Москва, Москва - Ишим - Москва, Москва - Уральск - Гурьев - Шевченко - Москва. В 1988-1989 годах дооборудован дополнительной научной аппаратурой под расширенный комплекс атмосферных исследований в интересах институтов Академии наук СССР, из-за прекращения финансирования работ по данной теме дооборудование самолета не было завершено и испытания не проводились. 27 февраля 1990 года выполнил последний полет, как Ту-144Д, на этот момент налет СНЭ 82 часа 40 минут. 31 августа - 5 сентября 1993 года экспонировался на I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993. foto foto foto foto foto С 17 июня 1994 года по ноябрь 1996 года был доработан в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ по программе исследований в интересах создания СПС 2-го поколения, совместно с США и Великобританией, благодаря подписанию 17 июня 1994 года контракта с НАСА (NASA). Взамен двигателей РД-36-51А на самолет были установлены двигатели НК-32-1 от самолета Ту-160; установили новые мотогондолы с измененными воздухозаборниками; провели усиление крыла; доработали топливную и другие системы; разместили на борту КЗА. foto foto 17 марта 1996 года зарегистрирован, как RA-77114. foto foto foto Получил имя собственное «Москва». Был покрашен в новую белую цветовую схему. 29 ноября 1996 года совершил первый полет в качестве летающей лаборатории (экипаж: КВС С. Г. Борисов, второй пилот Б. И. Веремей, бортинженер А. В. Криулин, штурман В. И. Педос, ведущий инженер А. А. Щербин). В качестве летающей лаборатории всего было выполнено 32 полета, из них 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета. На первом этапе испытаний с ноября 1996 года по февраль 1998 года было выполнено 19 полетов. foto foto foto foto С апреля 1998 года по март 1999 года была проведена еще одна более короткая программа исследований, состоящая из 8-ми полетов, оформленная в виде отдельного контракта по предложению фирмы «Боинг». foto foto foto foto foto foto foto foto foto Были выполнены следующие эксперименты: определение равновесной температуры конструкции самолета; определение основных аэродинамических параметров; тепловое состояние параметров силовой установки; влияние экрана (земли) на характеристики крыла малого удлинения; оценка характеристик устойчивости и управляемости; акустические нагрузки и шум в гермокабине; температурное состояние топливной системы; полетные деформации крыла. 19-24 августа 1997 года экспонировался на III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997. foto foto foto foto foto foto foto foto foto 11 февраля 1998 года завершил программу летных экспериментов, совершив последний полет. Налет СНЭ 432 часа. В апреле 1999 года работы по программе были успешно завершены. 17-22 августа 1999 года экспонировался на IV Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1999. foto foto По сообщениям СМИ 20 июня 2001 года был продан Американскому бизнесмену в Техасе за 11 миллионов долларов на интернет аукционе. 14-19 августа 2001 года экспонировался на V Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001. foto foto В 2000х годах по сообщениям СМИ планировался к установке как экспоната будущего Национального авиакосмического музея на Ходынском поле в Москве, который с 90х годов так и не был создан. В настоящее время находится на хранении без двигателей в Жуковском в ЛИИ им. Громова. foto foto foto foto foto foto foto
 

   
 
 
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники» 
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
16. NASA
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES