Проезжая или проходя мимо 6-го здания КГТУ имени А.Н.Туполева, что в Авиастроительном районе Казани, волей-неволей задерживаешь взгляд на стремительных очертаний корпусе установленного во дворике самолета - даже для нас, привыкших к техническим чудесам начала XXI века, эта машина выглядит фантастически. А что уж говорить о 70-х годах! 20 августа исполнится 35 лет, как "казанский" Ту-144 с бортовым номером 77107 впервые поднялся в небо. Ныне в мире сохранилось всего семь этих этапных для авиации сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Казань может гордиться таким раритетом. Однако самолеты тоже стареют. Сотрудники КГТУ, конечно, делают что могут, но без помощи города им уже не обойтись - машина элементарно пропадет. Между тем Ту-144 может стать казанской достопримечательностью.
Из-под ножа
Драматичная судьба программы Ту-144 - отдельная песня. Напомним основные вехи. 31 декабря 1968 года он отправился в первый полет (конкурент - британо-французский "Конкорд" взлетел двумя месяцами позже). 5 июня 1969-го впервые перекрыл звук. Серийный Ту-144 взлетел 20 марта 1972 года. Первый пассажирский рейс состоялся 1 ноября 1977-го. 1 июня 1978 года эксплуатация лайнера прекратилась, и в дальнейшем самолет использовался как летающая лаборатория, а также для установления мировых рекордов. Многие убеждены, что с похоронами Ту-144 поторопились.
Из шестнадцати построенных летных экземпляров два разбились, семь были утилизированы. Два - экспонаты музеев Монино и Ульяновска. Два - учебные пособия для будущих авиационных инженеров в Самаре и Казани… Относительно повезло машине с бортовым номером 77114. В середине 90-х американцы задумались о создании сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Строить летающую лабораторию - дорого. Вспомнили, что у туполевской фирмы сохранился летный экземпляр Ту-144. В 1996 -1999 годах американцами на Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) была получена ценная информация. Ныне самолет - в Летно-испытательном институте (ЛИИ), на нем нет ни двигателей, ни оборудования… Наверное, более других обнадеживает будущее "борта" 77112. В 2000 году Туполевская фирма за $500 тысяч продала его Техническому музею города Зинсхайм, где он стал гордостью экспозиции (на верхнем фото) и примером того, как нужно беречь историю авиации… Чуть не погиб раритет с номером 77115. В декабре 2005 года его в полной комплектации продали на металлолом. Но Клуб Героев города Жуковский, испытатели, космонавты, депутаты Государственной Думы при помощи администрации Жуковского и губернатора Московской области Бориса Громова собрали 10 миллионов рублей и выкупили самолет. Однако сейчас опасаются, что без соответствующего обслуживания он попросту сгниет.
Из обращения объединенного экипажа самолета Ту-144: "Как же обидно, что не у нас, а в немецком городке Зинсхайме люди отстаивают очереди, чтобы осмотреть самолет Ту-144, установленный над крышей выставочного центра в паре с "Конкордом". Кстати, все сохранившиеся британско-французские "Конкорды" установлены в этих странах на почетные пьедесталы… Спасение хотя бы одного знаменитого самолета - это поворот от беспамятства к уважительному отношению к труду и таланту нашего народа и к славе нашей страны. Поэтому мы обращаемся к органам государственной власти, к бизнес-сообществу, ко всем гражданам страны с призывом поддержать общественную акцию "Спасем Ту-144!"… Установить памятник самолету - значит показать всему миру, что Россия начинает утверждать свои приоритеты, помнит о том, что национальная гордость - это капитал посильнее нефтяного". С 2007 года этот самолет демонстрируют на МАКСе. И по количеству посетителей машину можно назвать всенародной любимицей - возле нее всегда очередь. Среди восторженных отзывов на одном из авиафорумов есть хорошая запись: "Из всех экспонатов МАКСа этот самолет вызвал у моего 11-летнего сына самые яркие впечатления и восторг".
Сверхзвуковая пристань
Как оказался на месте своей последней (теперь уж точно не крайней) стоянки казанский Ту-144? КАИ всегда сотрудничал с местным филиалом ОКБ Туполева. Один из его сотрудников часто бывал на летно-испытательной доводочной базе в Жуковском, где в 1984 году и увидел "144-й", который собирались утилизировать. Тогда он подал мысль руководству КАИ: почему бы не взять самолет? И институт примерно за 10 тысяч рублей ("Жигули" столько стоили) его купил. Зачем? "Это было последнее достижение конструкторской мысли - пример, как надо строить самолеты, какие задачи можно перед собой ставить! - рассказывает заведующий межфакультетской лабораторией конструкции и оборудования самолетов КГТУ им. А.Н.Туполева Алексей Рябов. - Наконец-то мы смогли "вживую" показать студентам работу и конструкцию многих агрегатов. Плюс, конечно, вдохновляющее воздействие красоты. Ведь мы растим кадры для создания таких машин и машин, которые их опередят… В университете часто бывают гости из других городов, приезжают иностранные делегации - китайцы, немцы, англичане, и всем интересно на него посмотреть. Даже специалисты по отдельным агрегатам наведывались: смотрели, удивлялись красоте, наукоемкости, продуманности, исполнению".
Ту-144 №05-1, бортовой номер 77107, впервые взлетел 20 августа 1975 года и всего выполнил 180 полетов. В основном проводились испытания с выходом на предельную скорость (более чем в два раза выше скорости звука), оценивались устойчивость и управляемость, взлетно-посадочные характеристики, дальность. На машине стояла система отказов: вырубали в полете ту или иную цепь и смотрели, что будет. Таким образом вырабатывали рекомендации поведения для пилотов.
29 марта 1985 года экипаж Владимира Матвеева перегнал Ту-144 в Казань, на аэродром авиазавода. Некоторое время самолет стоял на отшибе летного поля, и к нему начали подбираться любители покопаться в диковинной технике. Но уже была расчищена площадка возле близлежащего здания КАИ, куда в одну из августовских ночей трактором и перетащили самолет. Дело было нешуточное. Высота "Ту" - 12,5 метра, ширина при отстыкованных крыльях - около 7, а длина - 65 метров, вес - примерно 70 тонн. Пришлось освобождать улицу от всех проводов… Поначалу поставили машину за временное ограждение, опять паломничество "любознательных" - взламывали двери, выдирали приборы. Сотрудники КАИ организовали дежурство, а потом подключились к вневедомственной охране… Были мысли о дизайнерском решении двора, но денег на это так и не появилось… Хлопот с Ту-144 много. В какой-то мере спасает то, что он сделан из нержавеющих материалов, но из-за перепадов температуры появляется конденсат, от него - плесень. Необходима регулярная продувка, лучше всего - специальной установкой. Надо его покрасить, а то на былого красавца больно смотреть (фото внизу). Но работа специалистов покрасочного цеха авиазавода дорого стоит… Удивительно, но бескорыстно помогать в содержании самолета стремятся поклонники авиации не только из других городов, но даже и стран - готовы приезжать, мыть, красить и даже денег дать. Однако сложность в том, что здесь необходима высокоспециализированная, капитальная работа и постоянный тщательный уход.
Достояние республики
Как говорит ректор КГТУ Юрий Гортышов, учебная ценность Ту-144 уже не та, что прежде, но судьба самолета вуз очень беспокоит. Предлагались разные варианты будущего "Ту", связанные с его исторической ценностью. Первый - установить его на въезде в Авиастроительный район. Второй - перебазировать машину в КАИ-град, возводимый в районе улицы Четаева. А руководство выставочного центра "Казанская ярмарка" предлагало установить его у себя. Но, как говорят специалисты, это несбыточные затеи - финансово и, главное, технически. Даже если вдруг предположить, что перемещение чудом удалось, собрать машину на новом месте в рабочем состоянии вряд ли удастся. Ведь сейчас у нее работают все электромеханизмы, поднимается и опускается нос, выпускается переднее горизонтальное оперение. В Ульяновске, например, такого нет. Даже двигатели в рабочем состоянии! Ведь в 1985 году в институтском дворе самолет собирали специалисты из ЛИИ. "Да и страшно его куда-то отдавать, - говорит Алексей Рябов. - Су-7Б у нас взяли для Парка Победы, и там его испортили! Хочу забрать обратно. А помните, в парке Урицкого стоял Ан-12, в Дербышках и на Горках - Ту-124? Что от них осталось? Обломки и угольки". Поэтому в КГТУ, понимая, что городу самолет в качестве уникального памятника нужнее, предлагают оставить его, где он есть, но - для широкого доступа.
Занятно, что, как и в Жуковском, в Казани в спасении Ту-144 готовы участвовать и профессиональные летчики. "Все никак не мог рассмотреть этот самолет поближе, - говорит старший бортинженер летного отряда ОАО "Авиакомпания "Татарстан", председатель профсоюза летного состава компании Артур Бульхин. - Но как-то позвонил в КГТУ, попросил организовать нам с коллегами экскурсию. В университете мы встретили увлеченных людей, авиаторов по жизни, которые борются за этот самолет. Они нас спросили: нельзя ли у вас раздобыть немного материи, чтобы подлатать кое-что? Можно, говорю, но тогда потеряется прелесть - если уж делать, то один в один. Надо им помочь! Многие ведь просто не понимают, какая ценность этот самолет. Это же достояние города и республики! К Универсиаде можно было бы сделать обалденный "живой" памятник… Наш профсоюз чем может поможет. Деньгами - не очень, но техническим участием - да. К бизнесменам надо обратиться. Ребята, многие из вас КАИ окончили, помогите!" Накануне Дня гражданской авиации России (9 февраля) авиаторы передали мэру Казани Ильсуру Метшину обращение. Мы попросили позволения процитировать письмо:
"Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 - великое достижение отечественного авиастроения, и казанцы вправе считать его историческим памятником города... Наше обращение к Вам - надежда на спасение казанского Ту-144, связанная с тем, что город обратит внимание на этот самолет! Хотелось бы видеть Ту-144 отреставрированным и доступным не только для студентов авиационных специальностей, но и для посещения горожан и гостей столицы Татарстана. Думаем, что и сотни местных бизнесменов, образование которым дал наш славный Казанский авиационный институт, откликнутся и помогут спасти уникальную машину. Также могут помочь все, кому небезразлична история авиации России. Кто, как не мы, казанцы, поможем городу в сохранении доставшихся нам по наследству реликвий?"