Пятница, 24.03.2017, 13:09




















Ту-124 Посещение африканского континента

Автор © Л. Л. Селяков

Посещение африканского континента.

В соответствии с решением Совета Министров СССР о демонстрации отечественной авиационной техники на международных и советских торгово-промышленных выставках и ярмарках, самолет Ту-124 №45044, принадлежащий компании "Аэрофлот", должен был экспонироваться на Советской торгово-промышленной выставке в столице Республики Мали г.Бамако.

Перелет самолета Ту-124 №45044 на выставку в г.Бамако должен был быть совмещен с выполнением специального Правительственного задания по посещению стран Северной Африки правительственной делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел Союза ССР тов.Яковом Александровичем Маликом.

Фактически, самолет Ту-124 №45044 был передан в распоряжение этой Правительственной делегации и посещение выставки в г.Бамако и демонстрация на ней самолета должна была быть выполнена в дни посещения тов.Маликом Я.А. г.Бамако.

Перед отлетом я постарался изучить историю республики Мали и вот что оказалось: в ХIII веке на севере Африки существовало высокоразвитое государство Мали, в котором был организован первый в мире университет. Европейцы посылали своих детей изучать в этом университете астрономию и математику! Но междоусобные войны и нашествие варваров практически уничтожили государство. Его судьба - судьба государства Инков в Южной Америке.

Маршрут перелета.

После долгих поисков возможного маршрута перелета был утвержден следующий маршрут:

Москва - Симферополь - Каир - Хартум - Форт-Лами - Ниамей - Бамако.

В самый последний момент этот маршрут был несколько дополнен, в связи с необходимостью посещения Аддис-Абебы (Эфиопия), Могадишо (Сомали) и Найроби (Кения) советской Правительственной делегацией.

Таким образом, самолет Ту-124 должен был совершить перелет по странам Африки в совершенно новых и достаточно трудных для этого самолета условиях жаркого африканского климата.

Как видно из приведенной характеристики аэропортов, наиболее трудные условия для самолета будут при посещении высокогорных районов аэродромов Аддис-Абебы и Найроби, а также аэропорта Могадишо. Расстояние между аэропортами перелета изменялось от 1320 до 2120 км. (См. таблицу).

Нагрузка и взлетный вес самолета.

Нагрузка самолета с учетом большого объема запасных частей и запаса питьевой воды составляла:

1. Пассажиры и багаж - 5 человек - 500 кг
2. Запасные части, инструмент и Н. 3. - 1500 кг
3. Рекламная литература - 300 кг

В сумме = 2300 кг

Вес снаряженного самолета без топлива - 22 600 кг

Вес топлива (полная заправка) - 10 500 кг

Таким образом, взлетный вес самолета на всех этапах перелета был около 35,4 тонны.

Характеристика аэродромных условий.

Таблица 5
Наименование Аэропорта Длина ВПП, м Высота над уровнем моря, м Средняя температура, + град.С
Каир 3310 111 30,6
Хартум 2150 383 32,6
Форт-Лами 2990 296 33,3
Ниамей 2570 223 37,1
Бамако 2135 329 35
Адис-Абеба 3000 2330 19,0
Найроби 4120 1624 23,2
Могадишо 1973 8 29,5

Экипаж самолета состоял из 8 человек:

1. Ответственный от ГВФ Командир корабля - Яковлев В.П.
2. Командир корабля левый пилот
3. Правый пилот 
4. Штурман
5. Бортрадист
6. Бортинжинер
7. Инженер по эксплуатации
8. Стюардесса.

Выполнение задания.

Вылет самолета состояля 20 января 1964 г. с Московского международного аэропорта "Шереметьево".

Перелет самолета по маршруту Москва- Бамако протекал следующим образом.

В Бамако самолет прибыл 21.01.64 г. в 18 час. 15 мин. по московскому времени.

Перелет Москва-Бамако общей протяженностью 9570 км был проведен за 15 летных часов. (См. данные прилогаемой Таблицы 6).

На участке Харум-Бамако (4633 км) самолет летел над малонаселенной, безводной пустыней. На этом участке Самолеты ГВФ не летают.

Таблица 6
Этап перелета Расстояние между аэропортами, км время в пути, час. Средняя скорость перелета Примечание
1. Москва - Симферополь 1320 1 ч.55 мин. 683  
2. Симферополь - Каир 1852 2 ч.38 мин. 700  
3. Каир - Хартум 1765 2 ч.49 мин. 630 Сильный встречный ветер до 150 км/час
4. Хартум - Форт-Лами 1914 3 ч.20 мин. 574 Сильный встречный ветер до 150 км/час
5. Форт-Лами - Ниамей 1390 2 ч.07 мин. 657  
6. Ниамей - Бамако 1329 2 ч.15 мин. 640  

Материальная часть во время этого перелета работала хорошо.

Все аэродромы, которые мы посетили, оборудованы подземными топливными емкостями. Приемные колонки расположены как на стоянках самолетов, так и на посадочных площадках. Очень удобные в эксплуатации. Самоходные агрегаты централизованной и индивидуальной заправки, малогабаритные, работающие совершенно бесшумно, также очень удобны в эксплуатации. Но, к сожалению, самолет Ту-124 не оборудован системой централизованной заправки топливом и заправка его топливом производилась вручную ведрами, через верхние заливные крыльевые горловины, что вызвало у местного обслуживающего аэродромного персонала иронические улыбки.

Все современные зарубежные пассажирские самолеты оборудованы системой централизованной заправки топливом.

Отсутствие на самолете Ту-124 системы кондиционирования воздуха в кабинах самолета на стоянке и малых высотах значительно затрудняет эксплуатацию, особенно в дневные жаркие часы. В пассажирском салоне и в кабине экипажа очень душно и жарко - "дышать нечем".

По прибытии в а\п Бамако было принято решение самолет Ту-124 № 45044 публике не показывать до осмотра его президентом Мали г-ом Модибо Кейто.

25 января на аэродром прибыл президент Модибо Кейто и подробно ознакомился с самолетом и его характеристиками.

Принять участие в деманстрационном полете президент отказался, ссылаясь на большую занятость. После посещения президентом самолета тов.Малик Я.А. заявил, что в понедельник утром он улетает и мы демонстрировать самолет можем только в воскресенье. 

26 января, в воскресенье, представители Всесоюзной конторы "Авиаэкспорт" тт. Кротов Ю.А. и я пытались органиать демонстрацию самолета представителям административноторговых организаций Республики Мали и просто публике, но из этого ничего не получилось. Собрать руководителей промышленности, города и транспорта в воскресный день оказалось невозможным.

27 января, в понедельник, руководитель правительственной делегации Я.А.Малик в 6-00 часов утра улетел на самолетеТу-124 в Хартум, а оттуда должен был лететь в Эфиопию, Сомали и Кению.

Ввиду отсутствия у меня виз на право посещения этих стран, а также отсутствия "свободной" валюты, я вынужден был остаться в Бамако и возвратиться в Москву на рейсовом самолете Ил-18.

Самолет Ил-18 летает по четвергам рейсом Аккра - Бамако - Рабат - Белград - Москва.

В четверг 30 января я вылетел самолетом Ил-18 и 31-го утром был в Москве

НЕМНОГО СОВСЕМ О ДРУГОМ
Совесть, свобода и человеческое достоинство

Стоя на аэродроме г.Бамако и провожая глазами удаляющийся на восток самолет Ту-124В, я с грустью думал: "А где, в какой еще цивилизованной стране, бросают на полпути одного из ответственных членов экспедиции? Где?"

Пока я стоял, на аэродром приземлились несколько самолетов Ил-14 с советскими опознавательными знаками на бортах.

Самолеты зарулили на стоянку и из них вышла большая группа людей, прошедшая мимо меня с большим шумом.

Шли высокие стройные люди с гордо поднятыми головами, побежденные, но далеко не покоренные! Я в первый раз в жизни видел не на фото или в кино, а в жизни, закованных в кандалы людей.

На их шее, руках и ногах были стальные хомуты, связанные между собой гремевшими при их ходьбе цепями.

Как мне удалось позже выяснить, это были вожди восставшего племени Туарегов, проживающего в центральной пустыне Сахара. Племя восстало против насильственного насаждения у них новых наших порядков. Если я правильно понял, то повторялись Казахстан, Украина, Кубань и т.д. 1931 - 32гг. Зачем мы лезли не в свои дела?

Выводы по полетам самолета Ту-124 по африканскому континенту.

1. Для нормальной эксплуатации самолета совершенно необходима бортовая система кондиционирования на земле и на малых высотах.

2. Для нормальной эксплуатации самолета Ту-124 на линиях авиакомпании "Эр Мали" дальность полета самолета с полной нагрузкой должна быть доведена до 2000 км, а с полным запасом топлива - не менее 3000 км.

3. Самолет Ту-124 должен быть оборудован централизованной системой заправки топливом.

4. Взлетные характеристики самолета должны обеспечивать взлет самолета с одним двигателем при полном взлетном весе при температурах наружного воздуха МСА +25'С как на уровне моря, так и на высоте 1500 м.

Для удовлетворения этих требований потребуется крупная модификация самолета, главным образом, в значительном улучшении взлетных характеристик, т.к. только при увеличении взлетного веса до 38 т (разрешенного по прочности самолета) и установке центрального кессонбака (вместо мягких баков) самолет будет удовлетворять требованиям по дальности полета.

Что же касается взлетных характеристик, то потребуется большая проектно-исследовательская и конструкторская проработка по улучшению характеристик крыла самолета и его механизации.


Источник:
1. Л. Л. Селяков - Тернистый путь в никуда. Записки авиаконструктора

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES