Понедельник, 24.07.2017, 01:51






















Martin 156 - транспортно–пассажирская четырехмоторная летающая лодка-высокоплан на 46 пассажирских мест, дальнейшее развитие пассажирской лодки Martin 130, отличавшиеся увеличенным размахом крыла при меньшей хорде, двигателями "Райт" GR-1820-G2 (850/1000 л.с.) и двухкилевым оперением. Произведен в единственном экземпляре по заказу СССР. подробнее чертеж

2 самолета Martin 156 произведенный на заводе Glenn L. Martin Company в Middle River, в округе Балтимор, в штате Мэриленд, в США в 1937-1938 годах

714 NX19167 Martin 156/ПС-30 Эксплуатантом являлась компания Glenn L. Martin Company. Первоначально планировался для а/к "Pan American World Airways". Был спроектирован и произведен по заказу "Pan American World Airways" для замены пассажирской лодки Martin 130, заказ был отменен в пользу Boeing 314. В сентябре 1936 года заказан СССР Амторгом для 1 ГУ НКОП. 12 октября 1937 года должен был быть предъявлен представителям СССР. В ноябре 1937 года планировался быть отправлен в СССР. Произведен осенью 1937 года. foto foto В ноябре 1937 года начал проходить сдаточные испытания. Зарегистрирован в ноябре 1937 года, как NX19167. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto 27 ноября 1937 года совершил первый полет. 20 января 1938 года передан представителям СССР. Самолет перелетел в Нью-Йорк, где его начали разбирать и готовить к отправке морским путем. 27 января 1938 года была оформлена "Амторгом" накладная на приобретение опытного самолета. Летом 1938 года доставлен на пароходе "Сауслюр" морским путем в Ленинград. foto foto Собран в Ленинграде. В июле 1938 года перегнан в Москву на Химкинское водохранилище, где был передан в Управление морской авиации (УМА) ВМФ для испытаний. В сентябре 1938 года передан в ГУ ГВФ. Эксплуатировался под обозначением ПС-30. Зимой 1938-39 года были на хранении на берегу Химкинского водохранилища. Зарегистрирован 25 мая 1939 года, как СССР-Л2940. foto С 20 июня 1939 года проходил испытания в НИИ ГВФ (летчики А. В. Кржижевский, Э. Шварц и В. Матвеев, ведущие инженеры Л. И. Израецкий, Б. А. Андреев) в Химках и в бухте Пироговского водохранилища. Обслуживался ЭОН ГВФ. После испытания передан в ЭОН ГВФ. В мае 1940 года передан в Дальневосточное управление ГВФ, 13 транспортный отряд для установления эпизодической связи между Хабаровском и Петропавловском-на-Камчатке. Перегнан в Хабаровск (экипаж: командир А. Н. Овечкин, второй пилот Н. М. Деркунский, механик М. В. Туликов и радист А. Тульвинский). В июне 1940 года совершил первый полет из Хабаровска в Петропавловск-на-Камчатке (командир А. Н. Овечкин). За 1940 год налетал 223 часа. В 1940 году поврежден из-за столкновении с пароходом на р. Амур. К весне 1941 года восстановлен. Первую половину 1941 года был на хранении в ожидании двигателей "Райт" GR-1820-G2. За 1941 года налетал 168 часов. Во время Великой Отечественной войны самолет привлекался к транспортным перевозкам в интересах армии и флота. В 1942 году из-за проблем с двигателями налетал лишь 82 часа. В начале 1943 года на самолете двигатели "Райт" GR-1820-G2 были заменены на отечественные АШ-62ИР. В октябре 1943 года совершил спецрейс в Хабаровск, вывезя экипажи американских бомбардировщиков, совершивших вынужденные посадки на Камчатке. За 1943 года налетал 115 часов. За 1944 год налетал 76 часов. В августа 1944 года поставлен на хранение из-за технических неисправностей и отсутствии запасных частей. Списан 29 апреля 1945 года. Был на хранении в Хабаровске. В июле 1946 года утилизирован.

715 Martin 156 Эксплуатантом являлась компания Glenn L. Martin Company. 17 декабря 1937 года заключен договор на поставку второго экземпляра самолета в виде комплекта узлов для сборки в СССР. 13 августа 1938 года получена экспортная лицензия на вывоз в СССР. Неизвестно был ли полностью доставлен в СССР. Вероятно всего не был собран и был утилизирован на заводе №30 в Савелово.

Самолет приобретался СССР вместе с лицензионным производством за один миллион 50 тысяч долларов. Компания "Glenn L. Martin Company" обязывалась сперва передать комплект рабочих чертежей и расчетов по самолету "Martin 130", затем полную документацию по "Martin 156" Вся документация сначала передавалась на английском языке и в дюймовой системе мер, а затем переводилась на русский и в метрическую систему.

В октябре 1936 года планировался выпуск самолета Martin 156 на авиазаводе №31 в Таганроге и на авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем выпуск самолета Martin 156 перенесли на авиазаводе №30 в Калининской области в г. Савелово на берегу Рыбинского водохранилища, куда поставлялась американская техническая документация. Первые два экземпляра Martin 156 для ускорения работ решили построить на заводе №156 в Москве. В феврале 1937 года у "Glenn L. Martin Company" было закуплено и передано на завод №30 в Савелово заготовки наиболее сложных деталей, комплектующие, специальный инструмент, приспособления и оборудование на 800 тысяч долларов.

В СССР самолет Martin 156 планировался также для военных нужд в качестве самолета большого радиуса действия для военно-морской авиации "океанский бомбардировщик". Из-за технологической сложности самолета, больших габаритов и сложного технического обслуживания от серийного производства отказались. Это было связано и тем, что из-за репрессий 1937 года целиком поменялся руководящий аппарат Управления материально-технического снабжения ВВС. Всю производственную оснастку, закупленные детали и приспособления сдали в металлолом.

Иногда говорится об эксплуатации в СССР трех ПС-30. В документах ГУ ГВФ указывается, что на 1 января 1940 года наличествуют один "Глен-Мартин" в ЭОН и два ПС-30 в НИИ ГВФ. Вероятнее всего это ошибка, т.к. нигде в документах больше не встречаются такое количество самолетов ГМ-156 и ПС-30.


Источники:
1. В. Котельников - От "Мартина 156" до ПС-30", журнал "АвиаМастер" №7, 2002 год
2. Г. Ф. Петров - Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
3. Журнал "Крылья" №2, 2010 год
4. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland)
5. Lennart Andersson - Soviet Aircraft and aviation 1917-1941 (Putnam, UK, 1994)

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES