Пятница, 24.03.2017, 13:06




















История одного авиаугона

Автор © Алена Двинина


Теплым июльским вечером 1977 года самолет ТУ-134 Ленинградского управления гражданской авиации, следующий рейсом 8710 по маршруту Петрозаводск - Ленинград, поднялся в воздух с аэропорта Бесовец. 72 пассажира, находившиеся на борту самолета, не могли и предположить, что привычный часовой полет до Ленинграда покажется для них вечностью...

Пассажиры без багажа

Двадцатидвухлетний Александр Загирняк и девятнадцатилетний Геннадий Шелудько условно отбывали наказание на стройке в ПМК-114 треста "Карелсельстрой" в Медвежьегорске, а попросту "сидели на химии". Свою операцию спланировали заранее и готовились к ней тщательно. Поскольку в спецкомендатуре были свои порядки и отмечали там "подопечных" регулярно, Загирняк и Шелудько решили смотаться в Петрозаводск на разведку как раз в период между проверками. 2 июля Шелудько выехал в Петрозаводск на "Комете", выяснил расписание самолетов из Петрозаводска в другие города, а также изучил систему и порядок прохождения пассажирами специального контроля в аэропорту.

Но для того чтобы приобрести билеты на самолет, необходимы были документы, которые заговорщики достали у учащихся местного ГПТУ. Там же будущие угонщики приобрели за 8 рублей учебную гранату "Ф-1", а попросту лимонку. Через два дня Загирняк выехал в Петрозаводск и на этот раз в кассе предварительной продажи по чужим паспортам купил на 10 июля два билета на самолет ТУ-134, следующий рейсом 8710 по маршруту Петрозаводск - Ленинград.

Далее события развивались следующим образом. Дежурному по аэродрому преступники объяснили, что они студенты, а все их документы в ленинградском вузе, куда они сейчас и направляются. Очевидно, их аргументы были достаточно убедительны, потому что в самолет "студенты" вошли спокойно. Вы спросите, а как же граната? Все очень просто: лимонку Шелудько спрятал в корпусе радиоприемника "Геолог" - это единственный предмет, который был у них из багажа.

"Полет проходит нормальноЙ"

Восемнадцатилетняя петрозаводчанка Алла Свиридова, летевшая в Ленинград к родственникам, с удовольствием общалась со своей соседкой, коренной ленинградкой, приезжавшей в Карелию отдохнуть. Дама делилась своими впечатлениями о Петрозаводске, который ей очень понравился, и восхищалась карельской природой - словом, обе пассажирки были увлечены беседой. Вскоре показался Ленинград. В это время в салоне загорелась лампочка, которая обозначала вызов стюардессы. Перед Аллой и ее новой знакомой на местах 9 и 10 сидели двое молодых людей - именно к ним и направилась бортпроводница. Между ними произошел короткий разговор, после чего стюардесса и один молодой человек прошли вперед и скрылись за занавеской. Самолет стал снижаться, однако на посадку не пошел - начал кружить над городом и вскоре... полетел обратно.

Сейчас, спустя столько лет, Алла Викторовна Свиридова вспоминает, что тогда пассажиры не придали никакого значения этому событию:

- Русский человек - человек беспечный. Летим дальше - значит, так надо. Потом кто-то догадался и стал вызывать стюардессу, лампочка загорается, но никто не выходит. Летим дальше - мы уже часа три находились в воздухе. В это время все сидели и спокойно разговаривали - какой-то нервной ситуации не было. Тогда мы не были напуганы фильмами о захватах самолетов, поскольку мы их просто не видели и понятия не имели, что это такое. Ну мало ли что - может быть, какие-то технические неполадки. Летим дальше, уже сумерки. Вдруг кто-то из пассажиров говорит: "Смотрите, какая под нами иллюминация!" И правда, столько огней - ярких, цветных. А потом смотрим - на крыше дома огромными неоновыми огнями написано "HELSINKI". Кто-то пошутил: "О, отлично! Летели в Питер, а прилетели в Хельсинки". Никто не понимал, что происходит. В это время в салон вошел тот самый молодой человек, который раньше ушел с бортпроводницей, и громко объявил, что у него граната (он нам сразу же ее показал), терять им нечего, на все наплевать и они требуют вылета в Швецию. Он был очень возбужден, все время тыкал этой гранатой и повторял, что терять им нечего и мы все вместе отправимся на тот свет. Я, честно говоря, восприняла сначала все это как глупую шутку, потому что никаких случаев угона самолетов у нас тогда не было. Мы вообще не знали, как себя вести. Парень требовал только одного - чтобы мы сидели и не шевелились. Потом я узнала его фамилию - это был Шелудько.

"Химики"

Из обвинительного заключения по уголовному делу N 75:

"ОБВИНЯЕТСЯ:

Шелудько Геннадий Иванович, родившийся 14 февраля 1955 года в городе Таганроге Ростовской области, русский, гражданин СССР, беспартийный, с образованием 10 классов, холостой, судимый...

В ТОМ, ЧТО:

он, умышленно действуя в ущерб государственной независимости Союза ССР, в конце июня - начале июля 1977 года проводил организационную деятельность, направленную к подготовке и совершению особо опасного государственного преступления - измене Родине, а 10 июля сего года по предварительному сговору с Загирняком А. Ф. из антисоветских побуждений совершил измену Родине в форме бегства из СССР за границу путем захвата в полете советского воздушного судна и угона его за границу под угрозой применения оружия. Проживая в городе Медвежьегорске Карельской АССР и под влиянием систематического прослушивания враждебных передач зарубежных радиоцентров, вынашивая изменнические намерения, явился инициатором и организатором измены Родине в форме бегства за границу".

Побег

Вернемся к событиям в самолете. Спустя время лайнер все же приземлился в аэропорту Хельсинки, его окружили многочисленные машины с сиренами - полиция, пожарные, медицинская помощь и т.д. Обстановка в салоне стала накаляться. У одной из пассажирок был грудной ребенок, который начал громко плакать. Дело в том, что малыш быстрее всех отреагировал на нехватку воздуха, которая со временем стала ощущаться все острее, поскольку самолет был герметически закрытым. Вскоре не выдержала и еще одна женщина-сердечница, которая также жаловалась на нехватку кислорода. В салоне поднялась температура, люди начали раздеваться.

Так прошло часов пять. Все это время Шелудько и его напарник Загирняк находились в салоне и контролировали ситуацию, не уставая повторять при этом, что терять им нечего. По воспоминаниям очевидцев, никакого контакта с командиром корабля Загирняк и Шелудько не имели, так как стюардесса, передав требование угонщиков, больше из кабины экипажа не выходила.

Вскоре одна женщина увидела в окно, как по летному полю бежит экипаж в полном составе - стюардессы, пилот и капитан, которые покинули самолет через свой автономный выход. Таким образом, в самолете остались только пассажиры и преступники. Позднее команда объяснит свой поступок тем, что действовали они "согласно инструкции".

Когда в салоне уже трудно было дышать, несколько пассажиров, несмотря на протестующие выкрики Шелудько, прошли в хвостовую часть самолета и попали в багажное отделение. Именно там был обнаружен грузовой люк, через который можно было выбраться на землю. Когда его открыли, в салон хлынул поток свежего воздуха. Сразу же поступило предложение сбежать с самолета, однако последовать ему решили только пять человек. Алла Свиридова, которая и обнаружила тогда люк, вспоминает, что главный аргумент, который заставил остаться в самолете, - неизвестность того, что могло ждать их на земле. Тем более что прыгать пришлось в кромешную тьму (уже была ночь), да еще и на неизвестную высоту (больше 3 метров) - не случайно один из пассажиров во время прыжка сломал ногу. Остальные предпочли вернуться в салон.

В какое-то время к самолету подъехал трап, и через дверь основного входа начались переговоры с Шелудько и Загирняком.

Последнее интервью

Финские власти, зная от пилотов, что угонщики требуют вылета в Швецию, решили преступников обмануть и заявили, что самолет совершил посадку в Швеции. Но Загирняк и Шелудько знали, что это не так, и настаивали на своем.Тогда финны объявили, что Швеция не примет ТУ-134, поскольку это самолет военного исполнения. Взамен угонщикам был предложен пятиместный спортивный самолет, который спустя время они смогли увидеть в окно. Но сначала договорились отпустить женщин и детей.

Когда в салоне остались одни мужчины, обстановка несколько разрядилась. Пассажирам доставили еду, журналы и даже пиво. Среди заложников оказался один ленинградский журналист, который решил взять у преступников небольшое интервью. Выглядело оно, по словам Виктора Васильевича Юкшеева, одного из пассажиров того рейса, приблизительно так:

Кор.: - Почему покидаете Родину?

Шелудько: - Так надо. (Шелудько объяснял, что они не в ладах с законом и этот тюремный режим им надоел.)

Кор.: - Почему именно Швеция, у вас там родственники?

Шелудько: - Нет, но эта страна нас не выдаст. Отсидим за угон самолета, зато потом будем жить в нормальной стране.

Кор.: - Какую веру исповедуете?

Шелудько:- Христианство.

Кор.: - Тогда почему нарушаете христианские заповеди?

На этом интервью закончилось, потому что последний вопрос вывел Шелудько из себя. Впоследствии в обвинительном заключении этот небольшой диалог назовут "так называемой пресс-конференцией, во время которой Шелудько возводил клевету на советский и общественный строй".

Спокойной ночи, малыши!

Из тридцати оставшихся мужчин угонщики решили оставить только троих. В качестве жребия решили использовать "морской" счет. В результате остались Виктор Юшеев и двое ленинградцев.

Загирняк и Шелудько рассадили заложников подальше друг от друга, а сами расположились около основного входа так, чтобы все трое были в поле зрения. Главное, что не давало покоя пассажирам, - зажатая в руке Шелудько граната со снятой чекой. Тогда Виктор Юкшеев предложил: "Нас осталось трое, теперь мы улетим, вставь чеку на место". Шелудько ответил, что чека потеряна и надо ее найти, с этими словами он скрылся за занавеской, а вернулся, держа лимонку уже в пакете. Возможно, вы спросите, почему никто ничего не предпринимал? Как сказал Шота Руставели: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Никто из заложников не мог и предположить, что главное устрашающее оружие угонщиков - простая учебная граната, приобретенная у учащихся ПТУ за 8 рублей. А будь она настоящей - радиус поражения гранаты "Ф-1" больше 100 метров. Именно об этом говорили друг с другом двое ветеранов, находившиеся в самолете, поскольку планы обезоружить преступников у заложников все же были.

Что было дальше, предположить нетрудно. "Генка, не спи! Генка, не спи!" - постоянно повторял Загирняк, однако двое суток без сна в состоянии постоянного напряжения и шока дали о себе знать. Угонщики все чаще клевали носом и наконец уснули, а трое оставшихся заложников сбежали. Финская полиция обезоружила спящих угонщиков и через несколько дней передала их советским властям.

Шелудько Геннадий Иванович 19 октября 1977 года Ленгорсудом был приговорен к 15 годам лишения свободы с присоединением 1 года 8 месяцев 7 дней (срок, который не истек по Медгоре).Загирняк Александр Филиппович приговорен к 7 годам лишения свободы с присоединением 1 года. Всего 8 лет лишения свободы.

В результате двухдневного простоя самолета ТУ-134, бортовой номер 65639, Ленинградскому объединенному отряду УГП был причинен материальный ущерб в сумме 300058 рублей 86 копеек, который взыскали с обвиняемых в пользу государства.

Все пассажиры рейса 8710 были отправлены в Ленинград, где с каждым из них на протяжении нескольких часов беседовали сотрудники КГБ, выясняя все обстоятельства авиаугона.

Сведений о том, как сложилась судьба Загирняка и Шелудько после истечения срока их заключения, найти не удалось. Говорили, что они выехали за пределы Карелии.

Что все же заставило двух молодых парней девятнадцати и двадцати двух лет от роду, купив учебную лимонку за 8 рублей, угнать советский самолет, одним словом, пойти ва-банк? Только одно - сильнейшее желание покинуть эту страну.

Вспоминаются слова Виктора Суворова из его знаменитого романа "Освободитель": "По моему убеждению, только та страна, в которую люди толпами бегут со всего света, имеет право давать советы другим о том, как надо жить. Та же страна, из которой люди прорываются через границу на танках, улетают на самодельных воздушных шарах и гиперзвуковых истребителях, прорываются через минные поля под пулеметным огнем, преследуемые сворами сторожевых псов, та страна никого и ничему учить не должна. Нет у нее такого права..."


Источник:
1. Алена Двинина - История одного авиаугона, : [О происшествии с самолетом ТУ-134, следовавшем по маршруту Петрозаводск–Ленинград, в июле 1977 г.], газета "Карелия" от 1 апреля 2004 года

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES